Автор:
Мальцева Елена Николаевна
Место работы:
учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории МОУ «СОШ № 6» г. Благодарный Ставропольского края
Моя будущая профессия. (Профессия сегодняшнего дня)
Предмет: Изобразительное искусство (эстетический цикл)
Методическая разработка уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов, размещенных в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
- Класс: 6
- Название курса: Понимание красоты человека
- Название темы: Моя будущая профессия. (Профессия сегодняшнего дня)
Аннотация. Описание разработки. План – конспект уроков. Презентация.
Уроки проводятся для учащихся 6 класса, тема рассчитана на два урока.
Уроки имеют практическую направленность: после просмотра зрительного ряда (презентации) ученики должны определиться в выборе мотива для изображения, выполнить творческую работу на листе формата А3.
Первый урок проводится в компьютерном классе, так как основным дидактическим обеспечением урока является презентация, разработанная для данного урока.
Содержание презентации соответствует утвержденному минимуму знаний по предмету и стандартам обучения.
Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Компьютер, при изучении материала, делает процесс наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах.
Роль и место данной темы в курсе:
Ведя разговор о понимании художниками разных времен и народов красоты человека, нельзя обойти вниманием тему «Труд», где человек выступает в качестве творца, созидателя и высшим проявлением красоты являются дела рук человеческих.
Выстраиваются уроки с опорой на возрастные ориентиры и интересы подростков, на их стремление к необычному и романтическому. Рассматриваются такие аспекты, как композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средства раскрытия задуманного образа. На предыдущих уроках были усвоены навыки лепки фигуры человека в движении, зарисовки с натуры скульптур человека в движении, на которые учащиеся будут опираться при прохождении темы.
Перечень уроков по данной теме:
Тема урока 1: Моя будущая профессия. (Выбор тем для изучения)
Тема урока 2: Колористическое решение работы.
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:
- Человек – главная тема в искусстве.
- Художественный образ, отражающий представление о красоте человека в разные исторические эпохи.
- Красота фигуры человека в движении (пропорции, характер форм, пластика).
- Рисование с натуры и по памяти, работа в пластилине.
Вопросы, изучаемые в данной теме:
- Образ человека труда, в произведениях художников разных эпох
- Смыслообразующий центр картины - образ человека труда.
- Отражение в эскизе профессии главного персонажа через среду, в которой он находится.
- Технические приемы выполнения композиции.
- Выразительность образов через передачу характерного движения и соотнесенность в зарисовках изображений двух или трех фигур.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
В процессе изучения данной темы будут использованы материалы Интернет – ресурсов, ресурсов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов для самостоятельной аналитической и проблемной деятельности учащихся и для обеспечения наглядности; компьютерные программные средства – Microsoft Word и Power Point для подготовки материалов к уроку учителем.
Компакт- диски «Мировая художественная культура»
Использование компьютера при подготовке к уроку:
Учитель – в программе Power Point создает презентации с иллюстративным материалом; в программе Word готовит разработки уроков, подбирает ссылки на Интернет – ресурсы для самостоятельной работы учащихся.
ТСО: Компьютер, проектор с экраном, листы бумаги, краски и кисти.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся должны уметь:
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер.
Урок 1
Тема: Человек и его профессия. Человек и окружающая среда.
Цели урока:
Образовательные:
- научить по-новому, видеть привычные, знакомые объекты, оценить их красоту;
- совершенствовать и расширять технические навыки рисования.
- создать условия для усвоения учащимися последовательности работы над картиной Развивающие:
- способствовать развитию творческой фантазии;
- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.
Воспитательные:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).
Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор с экраном.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
school-collection.edu.ru
www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
Ресурсы Единой коллекции ЦОР: Серебрякова Зинаида Евгеньевна. Беление холста
Декоративно-монументальное панно (N 109929), Розанова Ольга Владимировна «Кузница» (N 160035), Белоусов Ф.В. Ударник труда (N 176998), Малевич Казимир Северинович «Авиатор»(N 160289), Попова Любовь Сергеевна « Портрет философа»
(N 160124), Венецианов Алексей Гаврилович Жнецы (N 160007), На пашне. Весна
(N 109912).
Компакт- диски «Мировая художественная культура» (библиотека наглядных пособий 10-11 класс).
Отличительные особенности данного урока:
Демонстрация учащимся презентации с использованием средств Microsoft Power Point: «Профессия сегодняшнего дня».
Изложение нового материала в форме беседы, сопровождение беседы презентацией.
Поиск композиционного решения на небольших форматах, выделение смыслообразующего центра.
Работа учителя на уроке:
Изложение нового материала в форме беседы о профессиях.
Демонстрация презентации, Интернет-ресурсов.
Руководство творческим поиском учащихся, указания по подготовке набросков.
Организация обсуждения результатов, полученных в процессе работы.
Домашнее задание.
Описание деятельности учащихся
Участие в общей беседе о профессиях.
Изучение представленных учителем наглядных материалов в презентации.
Самостоятельная работа над набросками.
Участие в обсуждении результатов, полученных во время работы.
Вид классной доски
Тема урока.
Основные термины, используемые на уроке.
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
Число и тема урока.
Основные термины, понятия, используемые на уроке.
Домашнее задание.
Межпредметные связи на уроке:
МХК, технология (трудовое обучение).
Ход урока.
I. Организационный момент, цели, мотивация.
II. Представление новых знаний.
III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).
IV. Подведение итогов.
I. Организационный момент.
1. Приветствие, позитивная установка на урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Определение степени готовности к уроку (коррекция).
4. Описание ожиданий от урока.
Я верю, что вы можете:
- внимательно, активно работать;
- пользоваться знаниями, полученными на других уроках;
- научиться новым приемам рисования;
- создавать авторские работы;
- вам всем будет радостно и интересно.
II. Представление новых знаний.
Изложение материала с демонстрацией презентации.
«Искусство рождается тогда, когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать собою свою любовь к родной природе и людям» (Фаворский).
В старину всякое ремесло называлось художеством и это правильно. Делающий нужные и красивые вещи тоже художник делающий дома, мебель, автомобили, корабли, одежду, материю, платье и т. д.
Видеть искусство в любой человеческой деятельности – главная задача, которая стоит
перед вами на сегодняшнем уроке.
Профессии сегодняшнего дня. Какие они? (слайд №2)
Ведется разговор с учениками о многообразии различных профессий, учащиеся называют профессии изображенные на фотографиях и другие известные им профессии.
Какую профессию выбрать? Что мне интересно? (слайд №3)
Ученики, рассматривая слайд, рассказывают, о какой профессии они мечтают, кем хотят стать в жизни, учитель помогает им наводящими вопросами.
Творческие профессии. (слайд №4)
Ведется разговор о творческих профессиях: музыкант, актер театра и кино, артисты оперы и балета, визажисты, кутюрье и т. д.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна. «Беление холста» (N 109929)
Декоративно-монументальное панно (лайд №5)
Декоративно-монументальное панно. Художница облекает крестьянский сюжет в формы неоклассицизма. Позы, движения персонажей полны значительности, что делает картину похожей на фрески эпохи Ренессанса.
Вопрос к слайду:
Вглядитесь внимательно в это произведение. Какими образными характеристиками можно его описать?
Розанова Ольга Владимировна «Кузница» (N 160035) (слайд №6)
В основе замысла - впечатления от провинциального города. В картине заметно обращение к теме лубка и городского фольклора, а также влияние школы Петрова-Водкина, у которого художница училась в этот период.
Вопрос к слайду:
Что лежит в основе замысла картины?
Какие чувства вызывает эта картина?
Творческие профессии. Коровин, Крамской, Дега. (слайд №7)
Вопросы к слайду:
Какие средства художественной выразительности применили художники для передачи характера главных героев своих картин?
Образ крестьянина – труженика в произведениях художников. (слайд №8)
Белоусов Ф.В. Ударник труда (N 176998), Васнецов Алексей Гаврилович:
«Жнецы» (N 160007),На пашне. Весна (N 109912).
Каким его увидел художник?
Ведется разговор о характерах главных персонажей картин, средствах художественной выразительности, о роли цвета в картине.
«Ударник труда»: Перед нами портрет уже немолодого мужчины. Лицо его спокойно и задумчиво: выразительные серо-голубые глаза, точно схвачено состояние глубокой сосредоточенности. На мужчине - серый рабочий пиджак поверх рубашки. О том, что это ударник, свидетельствует знак, прикрепленный к правому лацкану. В руках у мастера штангенциркуль, которым он, вероятно, только что замерил деталь, лежащую перед ним на столе. Портрет написан на фоне токарного цеха, где стоят станки, на одном из которых трудится рабочий. Его едва различимая фигура воспринимается частью сложного производственного механизма.
Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На переднем плане картины «Жнецы» изображена мать художника, Анна Степановна.
В картине «На пашне» почти нет действия, художника интересует скорее не быт, а бытие. Крестьянский труд, как нечто вечное и повторяющееся, сходен со сменой времен года. Фигура женщины уподоблена античной богине плодородия Флоре, младенец на первом плане воспринимается как символ материнства и плодородия
Кубофутуристическая манера письма художников. (слайд №9)
Малевич Казимир Северинович «Авиатор»(N 160289)
В восприятии людей начала XX века воздухоплавание - это выход за пределы реального, уход от земного притяжения не только в физическом, но и в символическом смысле. Художник помещает кубизированную фигуру человека в абстрагированное пространство, где нет ни верха, ни низа.
Попова Любовь Сергеевна « Портрет философа» (N 160124)
Портрет выполнен в кубофутуристической манере, характерной для данного периода в творчестве Поповой. На портрете изображен ее брат П.С. Попов.
Рефлексия. (слайд №10)
Ответьте на вопросы:
Какое из показанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?
Что объединяет показанные на уроке произведения?
Какое у вас сложилось представление о красоте человека?
III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).
Обдумайте тему своей работы.
Выполните два небольших эскиза композиции. (1/4 альбомного листа)
Отразите в эскизах профессию главных персонажей через среду, в которой они находятся.
IV. Подведение итогов.
В конце урока лучшие наброски оформляются в экспресс – выставку на классной доске.
Анализ набросков с точки зрения задач урока.
Домашнее задание:
Сбор дополнительного материала по теме «Профессия сегодняшнего дня».
Урок 2
Тема: Колористическое решение работы.
Практическая работа над эскизом картины.
Цели урока:
Образовательные:
- научить связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом картины;
- совершенствовать и расширять технические навыки рисования.
- создать условия для усвоения учащимися последовательности работы над картиной Развивающие:
- способствовать развитию творческой фантазии;
- способствовать овладению основными приемами работы над картиной (живописные, графические);
Воспитательные:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
- способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).
Оборудование и ресурсы: Материалы подготовленные учащимися.
Листы бумаги, краски и кисти, зарисовки с прошлого урока.
Отличительные особенности данного урока:
Второй урок из серии занятий на тему «Профессия сегодняшнего дня» посвящается выполнению работы в материале. Наиболее удачный вариант композиции переносится на выбранный учеником формат. Техника исполнения может быть различной.
Ведется самостоятельная творческая работа с защитой результата в конце урока.
Работа учителя на уроке
Активизация деятельности учащихся, творческий настрой.
Руководство самостоятельной творческой работой учащихся.
Организация обсуждения результатов, полученных в процессе работы.
Контроль усвоения материала и организация его закрепления.
Домашнее задание.
Описание деятельности детей
Участие в обсуждении собранного материала.
Самостоятельная творческая работа.
Участие в обсуждении результатов, полученных в процессе работы.
Вид классной доски:
Тема урока
Выставка собранных материалов.
Основные термины, используемые на уроке.
Домашнее задание.
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
Число и тема урока.
Основные термины, понятия, используемые на уроке.
Домашнее задание.
Межпредметные связи на уроке:
МХК, технология (трудовое обучение).
Ход урока
I. Организационный момент, цели, мотивация.
II. Активизация работы.
III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).
IV. Подведение итогов.
I. Организационный момент.
1. Приветствие, позитивная установка на урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Определение степени готовности к уроку (коррекция).
4. Описание ожиданий от урока.
Я верю, что вы можете:
- внимательно, активно работать;
- пользоваться знаниями, полученными на других уроках;
- научиться новым приемам рисования;
- создавать авторские работы;
- вам всем будет радостно и интересно.
II. Активизация работы.
В начале урока устраивается небольшая выставка, в основу которой положен собранный детьми материал по теме «Профессия сегодняшнего дня». Дети докладывают о результатах своих поисков и демонстрируют собранный материал (фотографии, газетные и журнальные вырезки в которых запечатлены различные профессии).
III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).
Выполните работу в материале, выбрав наиболее удачный вариант композиции.
План работы:
1. Перенести наиболее удачный вариант композиции на выбранный формат.
2. Выбрать технику исполнения.
3. Работа в материале.
4. Завершить композицию.
IV. Подведение итогов.
В конце урока организуется просмотр детских работ.
Организуется обсуждение и защита творческих работ.
Подводятся итоги проделанной работы.
Домашнее задание:
Подготовиться к обобщению темы четверти «Понимание красоты человека».
Результаты уроков:
Рисунки детей на тему «Профессия сегодняшнего дня»
|