Автор:
Каёшкина Елена Афанасьевна
Место работы:
МОУ «СОШ №40», 8 класс, учитель истории, Г. Норильск, Красноярский край
Наука и образование России в первой половине ХIХ века
- Учащиеся должны знать имена российских ученых, изучаемого периода, уметь характеризовать их открытия;
- Определять причины культурного подъема;
- Сравнивать образовательную политику двух императоров;
- Работать с текстом ЦОР, учебника, соотносить, аналихировать
Цели:
- Характеристика достижений российской науки и образовательной системы России первой половины ХIХ
- развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, работать с текстом учебника, заполнять таблицы, излагать материал
- воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
План урока:
I Оргмомент, постановка целей
II . Проверка домашнего задания: интерактивный тест «Крымская война»
III Изучение новой темы:
- Обновление духовной жизни общества
- Достижения отечественной науки
- Взаимосвязь науки и производства
- Сравнительный анализ развития образования в эпоху Александра I и Николая I
IV Закрепление – вопросы и задания презентации
V Рефлексия- о чем мы сегодня говорили на уроке?
Что нового узнали?
VI Домашнее задание: Группе учащихся подготовить презентации по теме:
- Русские ученые и научные открытия первой половины ХIХ века
- Русские путешественники и их открытия первой половины ХIХ века
Материалы параграфа и вопросы после него
Оборудование:
- мультимедийный проектор и экран, компьютер.
- учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России ХIХ век». М.: «Просвещение», 2006г.
Предварительное задание (1 ученик): подготовить доклад «Н.М. Карамзин – последний русский летописец».
Ход урока
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов и выполнением заданий на закрепление изучаемого материала
1 слайд – учитель сообщает тему урока, цели
2 слайд – учащиеся знакомятся с планом изучения новой темы
3 слайд – влияние исторических событий на развитие культуры
4 слайд –работа с понятием – национальное самосознание
5 слайд – характеристика развития гуманитарных наук + сообщение учащегося
6 слайд – естественно-математические науки Н.И.Лобачевский (1792-1856)
Создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией.
Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики
7 слайд - Б.С. Якоби (1801-1874) -физик, электротехник, академик Петербургской АН
- Изобрел электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна (1838).
- Создал гальванопластику (1838), несколько типов телеграфных аппаратов (1840–1850), исследовал электромагниты.
- Труды по военной электротехнике, электрическим измерениям, метрологии
8 слайд -
Н.И.Пирогов (1810-1881) профессор медико-хирургической академии, анатом, хирург, педагог
Основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской АН (1846). Учился в Московском университете. Участник Севастопольской обороны 1854–1855), франко-прусской (1870–1871) и Русско-турецкой (1877–1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку.
Боролся с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов, всеобщее начальное образование
9 слайд - Пулковская лаборатория, ее значение в развитии астрономии
10 слайд –
Закрепление + работа с текстом учебника и заполнение таблицы
11 слайд –
12 слайд -Русские путешественники.
Русский мореплаватель, адмирал. В 1788 г. Иван Федорович Крузенштерн закончил Морской корпус. В 1803–1806 гг. он руководил первым русским кругосветным плаванием на кораблях «Надежда» и «Нева»
13 слайд - Ф.Ф. Беллинсгаузен (1778-1852), мореплаватель, адмирал.
Родился в Эстонии, учился в Морском Кадетском корпусе в Кронштадте. В 1803–1806 гг. был участником первого кругосветного путешествия на корабле «Надежда». После экспедиции Беллинсгаузен командовал кораблями на Черном и Балтийском морях. В 1819–1821 гг. он возглавил первую русскую антарктическую экспедицию. Экспедиция открыла Антарктиду (1820 г.), ряд островов в Тихом океане, остров, названный именем Петра I, и берег, названный именем Александра I.
14 слайд – Заполнить таблицу – географические открытия
15 – 19 слайды – тестовые задания на закрепление изучаемого материала
20 слайд – Схема системы образования + вопрос
21 -22 слайд – развитие системы образования в эпоху Александра I
23-25 слайд – закрепление
26 слайд – развитие системы образования в эпоху Николая I
27 слайд – обобщение – основные тенденции в развитии образования и науки
28 слайд – вопросы на закрепление изученной темы
29 слайд - выводы
Литература:
- История России ХIХ век». М.: «Просвещение», 2006г.
- ЦОР Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История государства и народов России» 8 класс
|