Используемые учебники и учебные пособия:
Интегрированный урок
естествознания и географии
автор: Украинская Анжелика Владимировна, учитель естествознания.
РК Казахстан, г.Темиртау, КГУ «Гимназия №1»
Тема: Экологические проблемы Мирового океана.
Цель урока: формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
- Сформировать представления об источниках загрязнения, способах очистки вод Мирового океана, последствиях загрязнения водных ресурсов Земли.
- Развивать экологическое мышление, умение анализировать и делать выводы; совершенствовать навыки работы с интерактивной доской, развивать познавательные интересы и кругозор учащихся по географии.
- Воспитывать активную жизненную позицию в решении глобальных проблем человечества.
Форма проведения урока: комбинированный урок с использованием интерактивной доски.
Оборудование: Интерактивная доска, слайд-фильм, флипчарты, электронный мини-проект «Источники загрязнений», предметы морского происхождения (йод, соль, жемчуг…).
Ход урока.
- Предварительный этап.
Подготовка презентации урока «Виды загрязнений вод Мирового океана», создание флипчарта, электронного мини-проекта, подготовка к экспресс-выставке.
- Организационный момент.
Учитель объясняет цели урока, знакомит с формой урока.
-Сегодня наш урок мы снова посвятим вопросам экологии.
Тема обсуждения – на доске, это «Экологические проблемы мирового океана», в ней же и сама проблема загрязнения Мирового океана, которую предстоит не только обсудить, но и предложить какое-то её решение.
- Повторение изученного материала.
- Фронтальный опрос по теме «мировой океан».
- Перечислите все оболочки Земли.
- Экологические проблемы какой оболочки рассматриваем сегодня на уроке?
- Где находятся основные запасы воды?
- Пригодна ли для питья морская вода?
- Какой океан самый большой по площади, объему воды и самый глубокий?
- На долю какого океана приходится 40% мирового улова рыбы?
- Назовите третий по величине океан.
- Соленость какого океана опресняют впадающие в него многочисленные реки?
Письменный опрос по теме «экология» (закончить предложения…)
Вопрос:Какую роль играет Мировой океан в жизни нашей планеты? Чего не заметили люди, сильно увлекшись улучшением своей жизни?
Ответ:…не заметили, как в реках стало меньше рыбы, в лесах – птиц и зверей. Рыба погибала, отравленная стекающими с полей удобрениями, грязными стоками городов и заводов. Не только на улицах, но и вдоль дорог, и на берегах рек, озер и морей появились кучи мусора. Ведь многие люди, в том числе и дети, выбрасывают мусор прямо себе под ноги, не задумываясь над тем, что, например, стекло и пластмасса останутся мусором на долгие годы. ПРИРОДА САМА НЕ СМОЖЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НИХ!
- Изучение нового материала.
-Мы продолжаем изучение Мирового океана. Пришло время познакомиться с одной из глобальных проблем человечества – загрязнением вод Мирового океана. Предлагаю вам прослушать информацию, которую для вас подготовила учитель географии Портнягина Елена Викторовна, чтобы расширить свои знания по теме нашего экологического заседания.
- Рассказ о Мировом океане.
Е.В. : Сегодня, как и много веков назад, океан кормит человека. Издавна моря и океаны служат путями сообщения. Но океан не только наше прошлое и настоящее, он – наше будущее. Запасы многих полезных ископаемых истощаются и в поисках новых люди обращаются к морю. Одни богатства уже эксплуатируются, другие еще скрыты в недрах океанского ложа. А сколько энергии таит в себе Мировой океан! Он «дышит», дважды в сутки поднимается и опускается его могучая грудь, океанские воды то приближаются, заливая берега, то отступают от них. Приливы обладают огромной силой, которую можно использовать для создания приливных электростанций и такие станции уже построены. Солнечные лучи несут тепло нашей планете. Верхние слои океанских вод поглощают это тепло, а нижние остаются холодными. В этой разнице температур также скрывается возможность получения энергии. И, конечно же, на берегах морей и океанов строят многочисленные санатории, пансионаты и туристические баз0ы для отдыха.
- Экспресс-выставка «Дары моря».
Е.В.: Наше государство – Республика Казахстан – самое сухопутное государство на Земле. На востоке страны есть место под названием «Жонгарские ворота», которое равно удалено от всех четырех океанов нашей планеты. И, тем не менее, у каждого казахстанца в доме можно найти множество предметов морского происхождения.
Предлагаю вам принять участие в экспресс-выставке «Дары моря» и представить предметы морского происхождения, которые можно встретить в комнате, бане, на столе, в одежде, лекарствах (организация экспресс-выставки «Дары моря»).
ПОСМОТРИТЕ, сколько богатств хранит Мировой океан!
- Тематическая информация об одной из глобальных проблем человечества – загрязнении вод Мирового океана.
Е.В.: На сегодняшний день карта загрязнений выглядит так: см. карту в слайд-фильме…
- Самый «грязный» океан – Атлантический, самое загрязненное море – Средиземное.
- Реки – Рейн, Дунай, Волга(Европа), Миссисипи, Огайо(Америка), Нил(Африка), Инд, Ганг(Азия) превратились в «сточные» канавы Мирового океана.
- Ежегодно в Мировой океан попадает до 100 млн. тонн различных в-в.
- Около 1/3 поверхности океана покрыто маслянистой нефтяной пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона и т.д.
- С неменьшим успехом «трудится» и химическая промышленность с ее полиэтиленом и другими в-вами, столь нерационально используемыми человечеством.
- Знакомство с мини-проектом.
Е.В.: Сегодня над Мировым океаном, этой бесценной сокровищницей человечества, нависла огромная опасность. Кто же враг океана? Ответ может показаться неожиданным – ЧЕЛОВЕК и его неосторожные и неосмотрительные действия. Предлагаю познакомиться с мини-проектом о видах загрязнения вод Мирового океана (автор Шишкин Александр)
- Задания на проверку усвоения знаний
-Вы прослушали информацию об одной из глобальных проблем человечества – загрязнение вод Мирового океана. А теперь мы переходим к следующей части заседания экологического клуба. Нам предстоит выполнить несколько практических заданий.
Задание№1
Экология Мирового океана
Вещества, загрязняющие океан: Не загрязняющие:
картинка
Песок, нефть, мусор, рыбы, водоросли, бактерии, вода, дельфин, моющие средства, кислотный дождь, химические яды, пластик, радиоактивные вещества.
Предложенные слова распределите по группам.
Задание№2 ( в презентации - пути решения проблемы, см.приложение).
- Итоги урока
Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, живет он на берегу моря или никогда его не видел, должен знать, что от его личного поведения зависит чистота океанических вод. Если бы люди Земли проявляли настоящую заботу об океане, то проблема загрязнения не стояла бы так остро. Хочется еще раз напомнить, что любой брошенный в море полиэтиленовый пакет или упаковка от плитки шоколада ложатся на дно и отнимают у обитателей часть их жизненного пространства. Все должны понять, что, выливая в ручей ведро, оставшееся после стирки с СМС, мы не только замутняем воду чистого горного потока, но и способствуем загрязнению Мирового океана. Мировой океан каждый должен ценить, уважать и любить; необходимо стремиться узнать о нем как можно больше, тогда наше отношение к этому чуду природы будет осознанным, мы перестанем вольно или невольно причинять ему ущерб. Океан один. Он принадлежит всем и никому.
- Домашнее задание:
- Представить в любой форме обращение к людям, в котором говорится о важности сбережения Мирового океана. Инсценировки, песни, стихи – лучший способ говорить с сердцами и разумом людей.
- Подобрать иллюстрации к фотогалерее «Этот удивительный океан».
Приложение:
Задание для теоретиков.
Какие меры по охране Мирового океана от загрязнения вы можете предложить? Перечислите все возможные меры и даже фантастические.
Задание для исследователей.
- Вообразите, что перед вами море (вода в емкости). Нефтяной танкер дал течь в середине моря (капните 2 капли масла в воду).
Попытайтесь различными способами удалить «нефтяное пятно»:
- задержать растекание при помощи шпагата, веревки,
- убрать пятно при помощи пипетки,
- засыпать песком,
- при помощи средства для мытья посуды,
- набросайте соломинок, потом удалите их.
Какой из способов, по вашему мнению, самый эффективный и безвредный для окружающей среды?
Задание для знатоков.
Попавшие в водоем 5 грамм нефтяного продукта образуют на поверхности воды «пятно» площадью 50 квадратных метров и, не пропуская воздух, приводят к гибели рыб и других водных обитателей.
- Какую площадь займет пятно нефти, если при аварии танкера в воде окажется 20 тонн нефти?
СПРАВКА №1
Густые перья морских птиц обеспечивают им практически идеальную защиту от холодной воды. Нефть разрушает структуру покрова, что ведет к переохлаждению организма. Кроме того, птицы теряют способность держаться на плаву и добывать себе пищу. Загрязненные нефтью птичьи яйца теряют способность развиваться вообще. Мех млекопитающих, покрытый нефтью, тоже перестает выполнять функцию теплоизолятора, и они гибнут от холода. Пытаясь очистить мех, они гибнут от прямого отравления нефтью. Страдают и те животные, у которых оказались нарушенными цепи питания. Питаясь пропитанной нефтью рыбой или водорослями, они тоже погибают.
СПРАВКА №2
Для эффективной борьбы с нефтяными загрязнениями применяют биометод, используя специальные виды нефтеокисляющих бактерий, большое количество которых производится заранее, в специальных условиях. При обнаружении в море нефтяного пятна в воздух поднимается самолет, с которого распыляется заранее подготовленный бактериальный порошок. Попав в загрязненную нефтепродуктами морскую воду, микробы оживают и начинают активную очистительную работу./sites/default/files/ckeditor/221377/files/Экологические проблемы Мирового океана.ppt