Кто не знает, в какую гавань он плывет,
для того нет попутного ветра.
Сенека.
Проблема преемственности между начальной и основной школой поистине «вечная». Ее обсуждение продолжается уже более 100 лет. В массовой школе традиционно преемственность рассматривалась, прежде всего, как стыковка содержания, методов и форм организации обучения. Весь опыт обобщенный ранее сфокусировал решение проблемы преемственности вокруг «согласования программ обучения; преодоления взаимной несогласованности учителей начальной и средней школы; взаимосвязи учебной работы; изучения опыта друг друга». Но сегодня этого уже недостаточно, так как существенно изменились цели образования школьника.
Каждый раз, когда учитель средней школы приступает к обучению пятиклассников, у него возникают все те же трудности: дети с трудом привыкают к требованиям учителей-предметников, не всегда справляются с типовыми заданиями, которые не вызывали проблем в начальной школе. Современные подходы к начальному обучению разнообразны, но они должны соответствовать стандарту начального общего образования, учитывать основные возрастные особенности и позволять учителю организовывать дифференцированное обучение. Учитель начальной школы преподавание ведет по УМК с общей концепцией для всех учебных дисциплин: математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и т.д. Он – организатор учения ребенка: дозирует работу в классе по всем предметам и домашнее задание, предупреждая перегрузку школьника, четко планирует контрольные работы, исключая возможность по 2-3 контрольные в день, видит и понимает настроение ученика и причины резких перемен в его поведении. При переходе из начальной школы в основную принципиально меняются условия обучения школьника. На первый взгляд объемы разделов «Основы геометрии», «Элементы алгебры», «Текстовые задачи», «Логические задачи» по разным учебникам математики, применяемым в начальной школе, различаются несущественно. Понятно, что «трудностей» в изучении математики при переходе в пятый класс будет меньше, если учитель продолжает вести обучение предмету по учебникам соответствующей линии. Но если вдруг по каким-то причинам продолжение линии невозможно необходимо учесть все «нестыковки» курсов математики двух ступеней обучения, а поэтому педагог должен четко представлять, как распределяются приоритеты в изучении отдельных разделов курса математики начальной школы по разным УМК.
Безотметочное обучение в начальных классах не может сформировать у школьника оценочных суждений, поэтому часто учащиеся не знают, за что ставится та или иная отметка. Они убеждены, что «5»-это отсутствие ошибок, «2»-много ошибок, а «3» и «4»-определяются только желанием учителя. В ряде случаев необходимо отметить заниженную самооценку при высоком уровне притязаний, что создает дополнительный риск для развития школьного невроза. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо четко формулировать задание и критерии его оценивания, чаще создавать в процессе обучения конкретные учебные ситуации, в которых идет развитие самоконтроля, объективной самооценки ученика. И вообще наш пятиклассник еще многому должен научиться: понимать учебное задание, выбирать удобный способ решения без нашего напоминания, осуществлять самооценку знаний, сравнивать, классифицировать, а в первую очередь понимать вопрос, который ему задает учитель. Ведь когда педагог начинает задавать непривычные вопросы и давать непривычные задания, ребенок затрудняется с ответом и не может сопоставить новое с уже известным.
Часто большой проблемой для пятиклассников становятся «правила», ведь в начальной школе не требовалось давать точные формулировка и определения изучаемым понятиям, случается, что учащиеся забывают выучить формулировки дома. Для предупреждения такого явления эта работа выполняется в классе на уроке, с последующим взаимоконтролем в парах и желающие на оценку отвечают правила у доски или с места. На следующий день, перед уроком, обязательно еще раз напоминаю детям о предстоящем теоретическим опросе. Со временем у школьников формируется привычка изучать теоретический материал дома, и проблема отпадает сама собой, а положительный результат на лицо: развивается грамотная математическая речь, умение приводить аргументированное доказательство своего мнения, формируется алгоритмическая культура, тренируется память и т.д. Пятидневная рабочая неделя, которая была у учащихся в начальной школе, также может подвести наших пятиклассников. Случается, что после выходных они приходят без домашнего задания, поэтому первое время в конце рабочей недели на дом задание было, как правило, творческого характера: решить задачу на смекалку, подобрать интересную задачку или математический ребус, подготовить небольшое сообщение о математиках или о науке математике и т.д. Задание было не обязательным для всех, но всегда поощрялось отличной оценкой. Выставление оценки за любой вид деятельности на уроке обязательно сопровождается комментарием (какие недочеты и неточности были в ответе ученика, исправляются допущенные ошибки), обязательно подчеркиваются сильные стороны ответа. Ученик, пришедший в пятый класс, еще продолжает оставаться младшим школьником, он нуждается в щадящих условиях обучения хотя бы на время адаптационного периода. Время необходимое для адаптации ребенка в новых условиях для каждого индивидуально. У ребенка возникает масса проблем: «куда идти и что делать», новые требования, различные стили изложения учебного материала, плохо соотносящиеся объемы домашних заданий. У пятиклассника может снизиться успеваемость, пропасть интерес к учению, могут появиться признаки тревожности, неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, возможны проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. На первый взгляд может показаться, что проблемами эмоциональной сферы пятиклассника должен заниматься классный руководитель, но не будет никаких заметных продвижений в изучении математики, если проблемы адаптации учащихся не будут учитываться учителем - предметником.
Учитель математики обучает своему предмету и выпускников и пятиклассников. Он часто переносит методы обучения, характерные для старшей школы, предъявляет слишком серьезные требования к самостоятельности учащихся пятых классов, усиливает темп прохождения учебного материала, резко увеличивает объем домашних заданий. Отсюда очевидно, что учителю основной школы просто необходимо перестроится: еще раз изучить сравнительные возрастные характеристики (потребности, интересы, необходимые ограничения, уровень познавательной деятельности и др.) детей 10-12 лет, хорошо знать положительные новообразования этого периода детского развития, а так же его противоречия и кризисные явления. Организовывать урок с учетом того, что ведущей деятельностью этого возраста является коммуникативная деятельность. Поэтому на уроке будут уместны гупповая, парная форма работы, работа над творческим проектом, деловые игры, нестандартные уроки.
В нашей школе разработана и успешно внедряется «Программа по преемственности обучения начальной и основной школы». Большое значение для успешной адаптации в основной школе имеет качество знаний выпускника начальной школы, уровень сформированности у него общеучебных умений-навыков и внимание к их совершенствованию в среднем звене. Причины неуспешного адаптационного периода у пятиклассников тщательно анализируются и определяются пути коррекции трудностей в обучении школьников. Большую помощь учителям основной школы по проблеме адаптации учащихся пятых классов оказывает психологическая служба нашей школы. Школьный психолог выявляет детей с признаками дезадаптации, проводит с ними коррекционные мероприятия: занятия в комнате психологической разгрузки, консультации для родителей. Проводятся совместные заседания учителей начальной школы, классных руководителей и учителей предметников, работающих в пятых классах. Основная цель таких встреч – обсуждение психологического портрета младшего подростка, особенностей работы учителя выпускного класса начальной школы и разработка рекомендаций по организации процесса обучения, таким образом, чтобы формировалась деятельность общения, развивались коммуникативные умения школьника, обеспечивалось психическое развитие ребенка и его успешность в обучении.
Большинство детей, которые приходят в пятый класс, хотят учиться. Для выпускников начальной школы это еще один шанс проявить себя. Пятиклассник хочет быть взрослым, ждет нового, интересного. Но он еще маленький, поэтому требует поддержки, помощи, он должен не бояться уточнять и переспрашивать. Чтобы помочь пятикласснику поверит в свои силы, не потерять самостоятельности, а главное вкуса к учению учителю мало великолепно знать программу, учебник, по которому он будет работать, он должен развивать в себе рефлексивные качества. Во многих случаях достаточно изменить стиль взаимоотношений с подростками: «разрешить» им быть самим собой, позволить самостоятельно принимать решения, проявлять учебную инициативу и творчество, верить в их способности. Таким образом, решение вопроса преемственности начальной и основной школы связано с созданием перспективной образовательной среды как школы «взросления» подростка, которая бы стала, по выражению Л.С.Выготского, «не обстановкой, а источником развития» каждого школьника.
|