Проектирование и использование технологической карты урока
Нет ответов
вс, 07/04/2013 - 15:12
Светлана Александровна Валитова
На сайте с: 05/04/2013
Баллы: 6
Проблема организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика успешно решается на основе технологической карты, которую составляет учитель при подготовке к изучению определенной темы, представляющей собой систему уроков. Технологическая карта (ТК) – это проект изучения темы. Структурный состав карты включает целеполагание, логическую структуру темы, диагностику, внеурочную самостоятельную деятельность (домашние задания), коррекцию. Учитель разрабатывает технологическую карту самостоятельно, исходя из своих творческих возможностей и квалификации, уровня обученности и обучаемости учащихся, сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения. ТК позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам. ТК предусматривает планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся; формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Указанные показатели являются конечными результатами усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Планирование технологической карты включает в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты. Обучающие учебные цели призваны: помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; выявить степень готовности учащихся к усвоению новых знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности на основе актуализации субъектного опыта каждого учащегося; обеспечить усвоение знаний, овладение умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности по изучаемому блоку учебного материала; организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях; коррекции знаний и способов действий; обобщению и систематизации знаний и способов действий; обеспечить формирование (продолжить и закрепить): предметных, специальных умений и навыков; общих учебных умений, навыков и способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной). Развивающие цели должны быть ориентированы на развитие: личностно-смыслового отношения к учебному предмету; познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по предмету, с использованием различных источников информации и современных информационных технологий. Воспитательные цели должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности: для формирования и развития различных качеств личности; воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности; формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков. Постановка цели, задачи, характер заданий носят уровневый характер: базовый уровень А., продвинутый уровень В., высокий уровень С. Система оценивания традиционна «3», «4», «5»; репродуктивный уровень усвоения информации (воспроизведение фактов), реконструктивный уровень усвоения информации (воспроизведение способов деятельности), креативный (творческий) уровень усвоения информации (воспроизведение мыслительных операций). Планирование работы посредством использования технологических карт позволяет решать сразу несколько задач, в частности: активизацию деятельности обучающегося; реализацию индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; организацию продвижения обучающегося по индивидуальной траектории образования и развития. При составлении технологической карты темы необходимо учитывать следующие особенности: а) технологическая карта составляется не только для учителя, но и для обучающихся, которым она может быть представлена в несколько измененной, адаптированной форме; б) при планировании целевая установка должна быть диагностируема, в зависимости от нее подбираются задания для итогового контроля знаний и умений обучающихся; в) учитель осуществляет уровневое распределение учебного материала, подбирает задания для различных групп обучающихся, что обеспечивает внутригрупповую дифференциацию; г) учебный материал распределяется по уровням на основе программы, «Обязательного минимума содержания образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников». Считаем, что технологическая карта, составляемая по темам изучения, может решить проблему формирования УУД. На уроках иностранного языка уделяется много внимания формированию коммуникативных и познавательных УУД. Для диагностирования УУД пользуемся таблицей 1. При помощи данной таблицы, можно проследить степень сформированности УУД в начале, середине, конце года, а так же продвижение ученика в своем развитии, т.е. можно количественно и качественно определить сформированность навыков у учеников. Таким образом, в каждом классе наблюдаются 2-3 обучающихся с высоким уровнем развития ЗУН, 2-3 обучающихся с базовым уровнем, средний уровень у большой части класса. Это дает возможность планировать ход урока, исходя из достаточно высокого среднего уровня класса. Таблица 2 ОбщеучебныеУУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Анастасия 5 5 4 4 4 Артемий 5 5 5 4 4 Александр 4 4 4 4 3 Вероника К. 5 5 5 5 5 Вероника П. 5 5 4 4 4 Виктория 3 3 3 3 3 Виктор 5 5 5 5 4 Евгений 4 4 4 4 3 Кристина 4 3 3 3 3 Степан 4 4 4 4 3 1- не владеет, 2-слабо владеет, 3-владеет, 4-владеет хорошо, 5-активно употребляет. Используя данные этой таблицы, учитель может дифференцировать учебные задания, использовать разноуровневые задания для самостоятельной работы. Используя мониторинг качества усвоения, убедилась, обязательно надо идти от простого к сложному. Следовательно, обучающихся могут продвигаться по траектории своего развития. Для диагностики уровня сформированности общеучебных умений используются тесты для определения уровня владения иностранным языком - квалификационные - для выявления общих навыков и умений с целью дифференциации заданий для обучающихся. Это тесты по видам речевой деятельности. Для контроля чтения оцениваются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов). Технологическая карта урока позволяет проследить формирование основных предметных компетенций (Таблица 3) . Таблица 3 Речевая компетенция Говорение Диалогическая речь: умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации. Монологическая речь: o кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения; o передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; o делать сообщение в связи с прочитанным текстом. o выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному. Аудирование: o прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; o выбирать главные факты, опуская второстепенные; o выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; o игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Чтение: владение ознакомительным чтением, чтением с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Учащийся должен уметь: определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тексте. o полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа , выборочного перевода, использование страноведческого комментария); o оценивать полученную информацию, выразить свое мнение; o прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте. Письменная речь: o Уметь делать выписки из текста; o писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса); o заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); o писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес). Компенсаторные умения при обучении говорению, письму, аудированию и чтению. o осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму; o пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными; o участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации. o умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств o умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, o умение использовать языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, o умение опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста. Социокультурная компетенция: Владение навыком составлять социокультурной портрет страны понимать речевые различия в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи, уметь представлять родную страну и культуру на иностранном языке. Для контроля сформированности ключевых предметных компетенций используется Таблица 4. Таблица 4 Предметные компетенции Классы средний показатель в 5-бальной шкале 1 четверть 2четверть 3четверть 4 четверть год Речевая компетенция: 4,2 4,1 4,25 4 4,18 Диалогическая речь Монологическая речь 3,8 3,7 3,65 3,7 3,71 Аудирование 3 3,1 3 3,2 3,01 Чтение 4 4.2 4,25 4,2 4,16 Письмо 3 3,1 3,15 3,2 3,12 Компенсаторная компетенция 3,2 3,3 3,25 3,4 3,28 Социокультурная компетенция 4 4,2 4,2 4,4 4,2 1- не владеет, 2-слабо владеет, 3-владеет, 4-владеет хорошо, 5-активно употребляет. На наш взгляд, приведенная технологическая карта дает представление о том, как следует планировать развитие и формирование УУД. Поскольку в одном классе обучающиеся находятся на разных уровнях развития, с учетом мониторинга, далее необходимо подбирать разноуровневые задания с учетом возможностей каждого обучающегося, либо выделять группы по сходным параметрам, то есть можно строить образовательную траекторию для одного обучающегося или объединить их в группы. Всё это и учитывается при составлении технологической карты. (Приложение 1,2. Технологическая карта темы. Технологическая карта урока) Карту удобно составлять по темам, расписывая разноуровневые задания для базового (желтый цвет), повышенного уровня (синий цвет), высокого уровня (красный цвет). Внизу расписываются домашние задания так же по уровням. На наш взгляд, применение технологической карты делает процесс целеполагания, диагностики, коррекции более структурно организованным, открытым, грамотным. При использовании технологической карты в процессе изучения каждой темы, учитель может спрогнозировать формирование универсальных учебных действий и компетенций ученика: языковой (владение языковыми средствами), социокультурной (знание национально-культурных особенностей страны изучаемого языка), компенсаторной (умение выходить из трудного положения при дефиците языковых средств). Важно, чтобы педагог способствовал развитию одаренности и в воспитательной работе.
Проблема организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика успешно решается на основе технологической карты, которую составляет учитель при подготовке к изучению определенной темы, представляющей собой систему уроков. Технологическая карта (ТК) – это проект изучения темы. Структурный состав карты включает целеполагание, логическую структуру темы, диагностику, внеурочную самостоятельную деятельность (домашние задания), коррекцию. Учитель разрабатывает технологическую карту самостоятельно, исходя из своих творческих возможностей и квалификации, уровня обученности и обучаемости учащихся, сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения. ТК позволяет представить образовательный процесс как целостную педагогическую систему учебных занятий, взаимосвязанных по целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному и рефлексивному компонентам. ТК предусматривает планирование целей обучения, воспитания и развития учащихся; формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Указанные показатели являются конечными результатами усвоения учащимися программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего образования. Планирование технологической карты включает в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты. Обучающие учебные цели призваны: помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; выявить степень готовности учащихся к усвоению новых знаний, овладению умениями, навыками и способами деятельности на основе актуализации субъектного опыта каждого учащегося; обеспечить усвоение знаний, овладение умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности по изучаемому блоку учебного материала; организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и способов деятельности в разнообразных ситуациях; коррекции знаний и способов действий; обобщению и систематизации знаний и способов действий; обеспечить формирование (продолжить и закрепить): предметных, специальных умений и навыков; общих учебных умений, навыков и способов деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной). Развивающие цели должны быть ориентированы на развитие: личностно-смыслового отношения к учебному предмету; познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по предмету, с использованием различных источников информации и современных информационных технологий. Воспитательные цели должны предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности: для формирования и развития различных качеств личности; воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности; формирования готовности к морально-этической оценке использования научных достижений и собственных поступков. Постановка цели, задачи, характер заданий носят уровневый характер: базовый уровень А., продвинутый уровень В., высокий уровень С. Система оценивания традиционна «3», «4», «5»; репродуктивный уровень усвоения информации (воспроизведение фактов), реконструктивный уровень усвоения информации (воспроизведение способов деятельности), креативный (творческий) уровень усвоения информации (воспроизведение мыслительных операций). Планирование работы посредством использования технологических карт позволяет решать сразу несколько задач, в частности: активизацию деятельности обучающегося; реализацию индивидуального и дифференцированного подхода к обучению; организацию продвижения обучающегося по индивидуальной траектории образования и развития. При составлении технологической карты темы необходимо учитывать следующие особенности: а) технологическая карта составляется не только для учителя, но и для обучающихся, которым она может быть представлена в несколько измененной, адаптированной форме; б) при планировании целевая установка должна быть диагностируема, в зависимости от нее подбираются задания для итогового контроля знаний и умений обучающихся; в) учитель осуществляет уровневое распределение учебного материала, подбирает задания для различных групп обучающихся, что обеспечивает внутригрупповую дифференциацию; г) учебный материал распределяется по уровням на основе программы, «Обязательного минимума содержания образования» и «Требований к уровню подготовки выпускников». Считаем, что технологическая карта, составляемая по темам изучения, может решить проблему формирования УУД. На уроках иностранного языка уделяется много внимания формированию коммуникативных и познавательных УУД. Для диагностирования УУД пользуемся таблицей 1. При помощи данной таблицы, можно проследить степень сформированности УУД в начале, середине, конце года, а так же продвижение ученика в своем развитии, т.е. можно количественно и качественно определить сформированность навыков у учеников. Таким образом, в каждом классе наблюдаются 2-3 обучающихся с высоким уровнем развития ЗУН, 2-3 обучающихся с базовым уровнем, средний уровень у большой части класса. Это дает возможность планировать ход урока, исходя из достаточно высокого среднего уровня класса. Таблица 2 ОбщеучебныеУУД Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Анастасия 5 5 4 4 4 Артемий 5 5 5 4 4 Александр 4 4 4 4 3 Вероника К. 5 5 5 5 5 Вероника П. 5 5 4 4 4 Виктория 3 3 3 3 3 Виктор 5 5 5 5 4 Евгений 4 4 4 4 3 Кристина 4 3 3 3 3 Степан 4 4 4 4 3 1- не владеет, 2-слабо владеет, 3-владеет, 4-владеет хорошо, 5-активно употребляет. Используя данные этой таблицы, учитель может дифференцировать учебные задания, использовать разноуровневые задания для самостоятельной работы. Используя мониторинг качества усвоения, убедилась, обязательно надо идти от простого к сложному. Следовательно, обучающихся могут продвигаться по траектории своего развития. Для диагностики уровня сформированности общеучебных умений используются тесты для определения уровня владения иностранным языком - квалификационные - для выявления общих навыков и умений с целью дифференциации заданий для обучающихся. Это тесты по видам речевой деятельности. Для контроля чтения оцениваются показатели скорости чтения в совокупности с показателем уровня усвоения прочитанного текста, а также показатели уровня усвоения (понимания) услышанного текста дифференцированно по вербальным ответам и зрительному образу. Кроме того, проводится диагностика умений работать с тестом (составление плана, конспекта, выделение ключевых слов). Технологическая карта урока позволяет проследить формирование основных предметных компетенций (Таблица 3) . Таблица 3 Речевая компетенция Говорение Диалогическая речь: умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию и диалог-обмен мнениями, а также их комбинации. Монологическая речь: o кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, сообщение, характеристика), эмоциональные и оценочные суждения; o передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст; o делать сообщение в связи с прочитанным текстом. o выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному. Аудирование: o прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте; o выбирать главные факты, опуская второстепенные; o выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст; o игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. Чтение: владение ознакомительным чтением, чтением с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). Учащийся должен уметь: определять тему, содержание текста по заголовку; выделять основную мысль; выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов/ событий в тексте. o полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа , выборочного перевода, использование страноведческого комментария); o оценивать полученную информацию, выразить свое мнение; o прокомментировать/объяснить те или иные факты, описанные в тексте. Письменная речь: o Уметь делать выписки из текста; o писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания; (объемом 30-40 слов, включая написание адреса); o заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес); o писать личное письмо по образцу/ без опоры на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес). Компенсаторные умения при обучении говорению, письму, аудированию и чтению. o осуществлять информационную переработку иноязычных текстов, раскрывая разнообразными способами значения новых слов, определяя грамматическую форму; o пользоваться словарями и справочниками, в том числе электронными; o участвовать в проектной деятельности, в том числе межпредметного характера, требующей использования иноязычных источников информации. o умений выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств o умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, o умение использовать языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, o умение опускать/игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста. Социокультурная компетенция: Владение навыком составлять социокультурной портрет страны понимать речевые различия в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи, уметь представлять родную страну и культуру на иностранном языке. Для контроля сформированности ключевых предметных компетенций используется Таблица 4. Таблица 4 Предметные компетенции Классы средний показатель в 5-бальной шкале 1 четверть 2четверть 3четверть 4 четверть год Речевая компетенция: 4,2 4,1 4,25 4 4,18 Диалогическая речь Монологическая речь 3,8 3,7 3,65 3,7 3,71 Аудирование 3 3,1 3 3,2 3,01 Чтение 4 4.2 4,25 4,2 4,16 Письмо 3 3,1 3,15 3,2 3,12 Компенсаторная компетенция 3,2 3,3 3,25 3,4 3,28 Социокультурная компетенция 4 4,2 4,2 4,4 4,2 1- не владеет, 2-слабо владеет, 3-владеет, 4-владеет хорошо, 5-активно употребляет. На наш взгляд, приведенная технологическая карта дает представление о том, как следует планировать развитие и формирование УУД. Поскольку в одном классе обучающиеся находятся на разных уровнях развития, с учетом мониторинга, далее необходимо подбирать разноуровневые задания с учетом возможностей каждого обучающегося, либо выделять группы по сходным параметрам, то есть можно строить образовательную траекторию для одного обучающегося или объединить их в группы. Всё это и учитывается при составлении технологической карты. (Приложение 1,2. Технологическая карта темы. Технологическая карта урока) Карту удобно составлять по темам, расписывая разноуровневые задания для базового (желтый цвет), повышенного уровня (синий цвет), высокого уровня (красный цвет). Внизу расписываются домашние задания так же по уровням. На наш взгляд, применение технологической карты делает процесс целеполагания, диагностики, коррекции более структурно организованным, открытым, грамотным. При использовании технологической карты в процессе изучения каждой темы, учитель может спрогнозировать формирование универсальных учебных действий и компетенций ученика: языковой (владение языковыми средствами), социокультурной (знание национально-культурных особенностей страны изучаемого языка), компенсаторной (умение выходить из трудного положения при дефиците языковых средств). Важно, чтобы педагог способствовал развитию одаренности и в воспитательной работе.