РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Нередко при обучении чтению у первоклассников возникают затруднения. Данная методика поможет первоклассникам преодолеть эти трудности.
В основе методики лежит понятие о так называемых общих словах, т.е. лексике не связанной с определённой темой. Среди таких слов могут быть предлоги, местоимения, наречия и слова других частей речи,
Подобная лексика встречается в самых разных по уровню и содержанию текстах, поэтому логично предложить, что быстрое узнавание этих слов может значительно повысить скорость чтения любого текста.
Чтобы достичь хороших результатов, необходимо соблюдать определённый порядок работы.
І этап. Работа со словами:
1. Поиск слов.
Учитель называет слово и просит ученика максимально быстро найти его в таблице и прочитать. Произнесённое учителем слово облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию.
2. Чтение слов.
Ученик читает все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка.
В течении дня проводится занятие только по одной таблице, но постепенно увеличивается темп прочтения содержащихся в ней слов до максимально возможного.
ІІ этап. Работа с предложениями.
В каждом из предложений использовано не менее одного слова из таблицы. Задача ученика - найти знакомое слово в предложении, узнать его и прочитать вслух. Эту работу проведём в виде игры:
«Слова, с которыми ты уже знаком, спрятались среди других. Узнай и!»
При этом цель прочитать всё предложение не ставится.
Затем предлагается вставить в предложения, подходящие по смыслу слова из таблицы.
Мы ходили в лес. Нашли гриб у опушки.
К нам приехал дедушка.
Петя дружит с Алёшей.
Папа любит пельмени, а мама нет.
Вера и Надя сёстры.
Я спою о маме.
Э, кто пришёл?
§ Аня идёт ….. школу.
Мама ….. папой пришли домой.
…… люблю свою собаку.
ІІІэтап. Наращивание объёма общих слов.
Наращивание объёма общих слов сопровождается их усложнением.
Слова даются небольшими группами. В каждой такой группе представлены в основном слова одинаковой слоговой структуры, совпадающие по количеству слогов (исключение таблица 1), ударению, Месту стечений согласных. Открытости и закрытости последнего слога.
вы
|
но
|
та
|
ли
|
ни
|
то
|
ко
|
ну
|
ту
|
№ 1
Мы хотели бы приехать, но дела мешают.
Никола, ни двора.
То берёзка, то рябина..
Ну, идём, что ли!
Ко мне, Дружок.
Мне нравится та груша: Дайте эту и ещё ту, пожалуйста!
· Иди … мне Жучка.
· Я …….взял тебя с собой, ……нельзя!
№2
над
|
нём
|
без
|
ваш
|
как
|
ней
|
нам
|
наш
|
кем
|
вас
|
под
|
вам
|
Летит сова над лесом. А в нём мыши шуршат под листвой.
- Как нам от совы спрятаться?
- С ней не договоришься! С кем посоветоваться?
- Без неё наш лес был таким хорошим!
- Ваш лес - вам и решать, как вас спасать!
· ……. нам найти дорогу?
Я пишу ….. письмо.
Кот лежит … столом.
№ 3 РрТаОш ЛоАтДс
Найди и запиши все большие буквы и составь из них слово.
Найди и запиши все большие буквы и составь из них слово.
№ 4
сто
|
две
|
Чья
|
чьи
|
про
|
три
|
два
|
чьё
|
чью
|
при
|
Хотел бы я знать, чья это вещь? А это чьи ботинки?
Чью это майку я вижу на стуле? Чьё пальто на диване? Ну и беспорядок1 Как будто здесь живут не два мальчика, а все сто!
Две девочки прочитали по три рассказа про животных.
При школе был каток.
· У человека …… руки.
…… это ручка?
Прочитай мне …… птиц.
Упражнения сопровождаются занимательными заданиями (играми, головоломками, Кроссвордами), которые сделают обучение интереснее.
№ Поиск слов.
Учитель называет слово и просит ученика максимально быстро найти его в таблице и прочитать. Произнесённое учителем слово облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию.
№ Чтение слов.
Ученик читает все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка.
№ РрТаОш ЛоАтДс
Найди и запиши все большие буквы и составь из них слово.
Найди и запиши все большие буквы и составь из них слово.
№
Мы ходили в лес. Нашли гриб у опушки.
К нам приехал дедушка.
Петя дружит с Алёшей.
Папа любит пельмени, а мама нет.
Вера и Надя сёстры.
Я спою о маме.
Э, кто пришёл?
· Аня идёт ….. школу.
Мама ….. папой пришли домой.
…… люблю свою собаку.
вы
|
но
|
та
|
ли
|
ни
|
то
|
ко
|
ну
|
ту
|
№
Мы хотели бы приехать, но дела мешают.
Ни кола, ни двора.
То берёзка, то рябина.
Ну, идём что ли!
Ко мне Дружок!
Мне нравится та груша: Дайте эту и ещё ту. Пожалуйста!
· Иди ….. мне Жучка.
Я …….. взял тебя с собой, ….. нельзя.
№
те
|
вы
|
по
|
да
|
мы
|
же
|
до
|
на
|
ты
|
не
|
За
|
со
|
- Идти по этой дороге?
_ Да, увидите на ней знак за поворотом – значит. До станции недалеко.
_ Пойдём со мной, всё же веселее будет.
- Не могу : вы за меня дела не сделаете.
· Это те тапки, что ты искал? Ну, вот мы их и нашли.
….. придёте к нам в гости ?
……. хотел пойти гулять.
сто
|
две
|
Чья
|
чьи
|
про
|
три
|
два
|
чьё
|
чью
|
при
|
№
Хотел бы я знать, чья это вещь? А это чьи ботинки?
Чью это майку я вижу на стуле? Чьё пальто на диване? Ну и беспорядок! Как будто здесь живут не два мальчика, а все сто!
Две девочки прочитали по три рассказа про животных.
При школе был каток.
· У человека …… руки.
…… это ручка?
Прочитай мне …… птиц.
№
нас
|
лишь
|
мой
|
чем
|
Лет
|
жил
|
ним
|
чуть
|
был
|
них
|
ведь
|
весь
|
нет
|
семь
|
жить
|
хоть
|
Мой брат семь лет жил на юге. У них на юге хоть немного, но теплее, чем у нас. С ним был его друг. У друга нет семьи - он ведь не женат. Им нравилось жить лишь в больших городах. В маленьких городах чуть прошёл – весь город кончается.
· Серёжа …….. лучший друг.
…… в Москве.
Я хочу …….. за городом.
……. Мы гуляли по городу.
№
Прочитай слово. написанное большими буквами, слово, написанное маленькими буквами.
СнОоМс КрОуЖкАа
СпАоЛлАёТт МкАоШрИоНвАа
лучше
|
низко
|
быстро
|
нужно
|
Чётко
|
если
|
разве
|
Видно
|
верно
|
ярко
|
дальше
|
поздно
|
между
|
завтра
|
меньше
|
точно
|
№
Разве ты не видишь, как ярко солнце светит? Пойдём на лыжах: завтра будет поздно!
Чтобы идти дальше бери меньше груза.
Чтобы тебя точно поняли, лучше говорить чётко.
Если ласточки летают низко. Нужно готовиться к дождю.
Между деревьями видно болото.
Время бежит быстро. это верно.
· Я бегаю очень ……….
…… будет суббота.
Уже …. – пора домой
№
Назови только те буквы, которые расположены
слева в центре справа
рот где сом
ара ком ура
кот яма бок
№
знал
|
чтоб
|
вниз
|
вширь
|
знать
|
близ
|
ввысь
|
вмиг
|
знай
|
мной
|
вдаль
|
сколь
|
Знал бы, где упасть, - соломки бы постелил.
Знай свои права и обязанности.
Туристы двинулись вниз по реке.
Дом расположен близ реки.
Ввысь, вдаль и вширь расстилается туман.
Инструктор шагнул со мной вниз. Вмиг раскрылся парашют. Стоило прыгнуть. Чтобы увидеть. Сколь прекрасна земля сверху. Это нужно знать!
· Андрей ……, что задано на дом.
Утром друг зашёл ……
….. правила дорожного движения.
Смотреть …. С большой высоты немного странно.
Мы должны …… таблицу умножения.
вправе
|
справа
|
вскоре
|
вправо
|
вдвое
|
втрое
|
№
Вскоре справа появились огни. И мы пошли вправо. Так дорога стала вдвое короче.
На машине мы увезли втрое больше товара, чем обычно.
Мы не вправе решать за других.
Слева было море, а ……… скалы.
Я не …….. сделать это.
Влево шла дорога, а ……. – тропа.
|