Submitted by Марина Николаевна Филиппова on Wed, 11/01/2012 - 23:42
Сценарий урока:
Учитель организует класс к уроку, тема на слайде.
1 учащийся
Наша школа носит имя Б. Ф. Сафонова – летчика, героя ВОВ, Дважды Героя Советского Союза. В школе действует музей Сафонова. Вы – выпускники, хорошо знакомы с биографией этого выдающегося человека, являетесь экскурсоводами нашего музея, участвуете в патриотическом движении школы, способствуете формированию общей культуры подростков, поэтому, тема урока, представленная на слайде, вам хорошо знакома.
Учитель:
К этому уроку в качестве домашнего задания вы подготовили презентации об ученых-биологах из Википедии. Отправьте, пожалуйста, ваши домашние задания в общую сетевую папку последовательно: «Мой компьютер»→ «Документы на сервер» → «Семинар-биология».
С какими словами в контексте темы урока у вас ассоциируется деятельность ученых, о которых вы подбирали информацию?
2 учащийся (пишет на электронной доске слова, называемые учащимися),
Например:
Гражданственность, честь, совесть, долг, подвиг, преданность делу, Родина, мораль, право, верность, забота, сострадание и другие.
3 учащийся: с помощью учителя и всего класса систематизирует слова на 3 смысловые группы.
2 учащийся предлагает остальным ученикам воспользоваться разными поисковыми системами, найти точные определения таких слов, как: гражданственность,честь, долг, подвиг, верность. (Разные поисковые системы используются с целью сравнения скорости обработки данных, личных предпочтений учащихся).
Определяющие понятия любой вызвавшийся ученик вставляет в презентацию.
Например:
Гражданственность, честь, патриотизм - профессионализм, независимость, человеческая солидарность, преданное служение, верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство, отстаивание своих интересов, доблесть, благородство души и др.
Родина, мораль, право, закон - набор ценностей, ощущение сопричастности, особая форма осознания мира, внутренняя установка человека, внешнее требование к поведению, нормативная регуляция действий человека в обществе, различение добра и зла и др.
Долг, верность, забота, доброта – обязательство, бескорыстные личные взаимоотношения, доверие и терпение, комплекс действий, нацеленных на благополучие, подчинение поведения человека интересам общества (другого) и др.
Учитель:
Предлагаю озвучить обобщенный образ этого человека.
Учащиеся предлагают свои варианты обобщения. (Задание выполняется устно).
(Учащиеся отмечают, что именно такие черты присущи ученым, о которых они подбирали информацию. Если уч-ся самостоятельно не выходят на подобные умозаключения, учитель подводит ребят к этому выводу).
Учитель:
Предлагаю открыть текстовый документ «Патриот» на Рабочем столе, прочитать его внимательно и выделить в тексте черты, присущие лично вам.
Учитель предлагает поработать с готовым текстом и подчеркнуть ключевые слова изменением цвета текста.
Ученики работают с текстом на ПК, затем, по одному, из ключевых выделенных слов «собирают» общий текст на слайде.
4 учащийся: записывает полученный результат на электронной доске.
(Работу можно выполнить двумя способами: писать прописными буквами на слайде с помощью электронного карандаша и сохранить изменения в презентации, либо методом копирования ключевых слов с Рабочего стола текстового документа учащегося в общую папку на сервер. Первый способ значительно быстрее).
Учащиеся озвучивают полученный образ.
Например:
«Это человек - патриот, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Он умеет извлекать уроки из прошлого. Он владеет ситуацией, бывает нужным в нужное время в нужном месте.
Он горячо любит свою Родину, дом, семью, близких, любимые места. Сохраняет природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.
Упорен в учебе, работе, активно участвует в общественной жизни, но не перестает бороться со своими слабостями.
Он обладает активной гражданской позицией, внутренней свободой, духовным мужеством, самодисциплиной. Имеет чувство собственного достоинства, высокие нравственные ориентиры, ответственен».
Учитель достает настоящий конверт и предлагает классу предположить, портрет какого истинного патриота и гражданина находится в нем.
(Учащиеся называют имена ученых, с биографиями которых работали дома, свои варианты – родных и близких и даже президента).
Учитель вызывает любого ученика для вскрытия конверта.
Любой учащийся:
(Достает зеркало, удивлен, в недоумении).
Учитель объясняет, что сегодняшние выпускники – достойные личности с активной жизненной позицией, каждый нашел собственные черты в представленном образе и является патриотом. В качестве доказательства демонстрирует фрагменты видеоролика класса в разные периоды школьной жизни (отдых, соревнования, участие и победы в школьных и городских соревнованиях, конкурсах).
Учитель:
Как в наши дни, сегодня, сейчас совершить научный подвиг? Это кажется весьма затруднительным, но желающие могут осуществить его прямо сейчас!
Учитель демонстрирует новый цифровой микроскоп и его возможности, с которым учащиеся еще не работали. Любому желающему предлагается навести тубус на интересующий объект, сфотографировать или снять видео с мгновенной проекцией на экран доски.
Учитель обобщает полученные результаты, подводит учащихся к пониманию роли обучающегося в учебном процессе, в совершении научного открытия, научного подвига.
В качестве рефлексии учащимся предлагается воспользоваться предложенными ссылками ученика для анализа проблемы с другими пользователями или самим найти соответствующий форум для чат-общения.
(Обмен мнениями на доступных форумах).
1 учащийся:
В завершение урока предлагаю обобщить полученную информацию и результаты возможного on-line общения на фоне цитат великих людей, отражающих суть нашего урока. (Зачитывает цитаты).
Учащиеся анализируют, формулируют вывод, подводят итоги вместе с учителем.
Распределение времени на уроке:
Этапы урока
Время (мин)
Организационная часть, вступление
2
Индукция, Фаза вызова (мотивация)
1
Самоконструкция (проверка д/з, создание общего продукта – папки презентаций «Семинар - биология», афиширование)
9
Фаза осмысления (работа в поисковых системах, отбор содержания, соотношение смысла и объема содержания)
6
Социоконструкция (построение общего алгоритма образа человека)
4
Разрыв (сравнение собственного образа с предложенным)