Руководители российских социальных сетей пока не ощущают дыхания экономического кризиса. Однако прогнозы неутешительны: рунет готовится к схлопыванию рынка рекламы.
Развлекательные сайты и социальные сети в условиях кризиса пока не ощущают на себе его последствий, но считают, что ситуация может ухудшиться в ближайшие месяцы, сообщает РИА «Новости». В пятницу в Госдуме на «круглом столе», посвященном развитию Всемирной паутины в период рецессии, собрались главы информационных ресурсов России.
Открывая заседание, депутат Константин Рыков отметил, что, по оценкам экспертов, за последние месяцы рекламный рынок в интернете «упал» в три раза, а 90−95% проектов, которые находились в стадии запуска, были свернуты.
Однако президент компании «Одноклассники» Никита Шерман отметил, что их компания первые два месяца этого года «пережила нормально» и уложилась в предусмотренные нормы. Более того, по его словам, аудитория сайта продолжает расти, а число активных пользователей за последние полгода увеличилось на 60%. «Мы ожидали гораздо худшего на этом историческом этапе. Что будет дальше, сказать очень сложно, но есть некоторые признаки, которые говорят, что все может стать хуже. Это в первую очередь касается рекламы», — сказал он.
С Шерманом согласился генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин, который также считает, что пока все получается «лучше, чем ожидалось». «Но тенденции явно ухудшающиеся — в марте ситуация хуже, чем была в январе», — добавил он.
Последствия мирового кризиса уже ощутили на себе некоторые менее крупные участники интернет-бизнеса. Так, управляющий директор агентства «Регнум» Борис Соркин отметил, что их партнеры задерживают платежи, из-за чего компании не хватает денег, чтобы вовремя выдать зарплату сотрудникам. «Кризис неплатежей. Нам деньги не платят, и мы были вынуждены несколько дней назад отправить в неоплачиваемый отпуск 30% журналистов в регионах и ближнем зарубежье», — сообщил он.
В свою очередь руководитель интернет-департамента РИА «Новости» Наталья Лосева высказала мнение, что в ближайшее время в интернете будет сокращаться «тяжелый» трафик (видео, инфографика) по регионам. «Мы будем еще по инерции производить «тяжелый» трафик и даже будем его развивать, но, скорее всего, мы не получим того регионального потребителя, на которого рассчитывали еще год или полгода назад», — сказала она.
Западные коллеги
С похожими проблемами сталкиваются не только отечественные провайдеры и поставщики контента. Так, по исследованиям западного агентства InsightExpress, в прошлом году основные западные социальные сети, такие как MySpace, Facebook, Twitter и американский прототип «Одноклассников» Classmates.com получили меньшие прибыли, чем прогнозировали в 2007 году. Проблема та же: кризис. Из-за него снизился рекламный поток, причем в некоторых случаях объемы рекламы сократились в несколько раз. Одним из наиболее активных рекламодателей всегда считались крупные банки, финансовые корпорации и автопроизводители, именно они сильнее всего пострадали от кризиса.
Прогнозы на 2009 год еще хуже: согласно последним исследованиям InsightExpress, реклама, размещаемая на сайтах социальных сетей неэффективна, поскольку пользователи просто не обращают на нее внимания.
Однако западные соцсети не снижают темпов развития. Уже в ближайшее время тот же MySpace, уже открывший русскоязычную версию, намерен составить конкуренцию российским аналогам. Facebook активно осваивает новые языки: накануне запущены версии сайта на иврите и арабском языке. Кроме того, в связи с массовыми сокращениями актуальной темой стал поиск места работы. Подобный сервис уже есть у Facebook, сайт «Вконтакте» предложит подобный раздел в ближайшем будущем. А пока одним из самых популярных ресурсов рунета становится рекрутинговый сайт HeadHunter.ru.