Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
тест готовности к работе с одаренными детьми
|
|
|
|
|
Submitted by Ольга Николаевна Чепкова on пн, 30/05/2011 - 14:29 |
Уважаемые коллеги! Продолжаем наше движение к цели!
Предлагаемый вам тест может вызвать множество вопросов и сомнений. Не огорчаться в случае несовпадения с авторской позицией! Все поправимо со временем! Мы с Вами и готовы помогать и выручать! О.Н.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Ольга Ивановна! Благодарю за Вашу неплохую осведомленность по поводу личностно ориентированного образования (ЛОО)
В разделе 1 ответ на 3 вопрос некорректен. ЛОО- это, прежде всего, поддержка субъектной позиции ребенка!
В разделе 2 ответ на вопрос 1 -проблема! В остальном очень хорошо!
Спасибо! в ближайшее время выставлю правильные ответы по тесту! С уважением Чепкова О.Н.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Конева Наталья Николаевна
Тест на готовность к работе в условиях модели гуманистического воспитания
I. Методологические основы современного воспитания
1. В чем заключается гуманизация современного воспитания?
а) сохранение и передача наиболее существенных элементов культуры: идеалов, ценностей, знаний, способов деятельности для сохранения социального порядка и индивидуального развития личности;
б) ценностное отношение к личности ребенка как к субъекту культуры и собственной жизни, стремящегося к пониманию себя и обретению своего образа;
в) помощь и поддержка каждого ребенка в его индивидуальном саморазвитии и самоопределении в пространстве культуры.
2. Что составляет ядро гуманистического подхода к современному воспитанию?
а) личностно-деятельностный подход;
б) личностно- ориентированный подход;
в) компетентностный подход.
3. На что направлено личностно ориентированное образование как технология модернизации российского образования?
а) на поддержку и развитие субъектных свойств и индивидуальности ребенка для самостоятельного решения собственных жизненных проблем;
б) на «окультуривание» субъектного опыта и порождение в педагогическом взаимодействии динамики личностных смыслов, актуализирующих духовные силы человека;
в) на накопление опыта гражданского, нравственного поведения, освоение материальных и духовных ценностей национальной культуры.
II. Педагогические основы организации современного воспитания
1. Каково назначение воспитательной системы как способа организации современного воспитания?
а) для освоения ценностей окружающего мира через активную деятельность по интересам во внеклассной, внешкольной работе и дополнительном образовании детей;
б) для формирования психологической общности, помогающей организации собственной жизни, обрести опыт выработки положительного отношения к ценностям и к человеку как к ценности;
в) для расширения представлений о мире, освоения различных видов жизнедеятельности, успешной социализации и культурной идентификации личности.
2. Каковы функции воспитательного пространства как способа организации современного воспитания?
а) интегрирует школу и социум в единый образовательный комплекс для оказания образовательных услуг;
б) оказывает помощь и поддержку личности в ее саморазвитии, установлении доброжелательных отношений в социокультурной среде, в возможности комфортно чувствовать себя, не теряться и находить свое место в изменяющихся условиях жизни благодаря событиям как способам совместного бытия;
в) изменяет отношения между людьми, живущими в регионе, выращивает новые формы совместной жизни взрослых и детей.
3. Воспитательная среда моделируется, проектируется и конструируется:
а) для личностного роста ребенка, совершения поступков для других, духовных усилий личности;
б) для удовлетворения потребностей культурного развития, социализации и образования личности;
в) для познания окружающего человека мира, формирования к нему своего отношения, умения действовать в нем продуктивно, опираясь на собственную позицию и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию.
III. Современные воспитательные технологии
1. В чем заключается специфика современных воспитательных технологий?
а) учат изучать, думать, искать, адаптироваться, сотрудничать, включаться в деятельность;
б) направлены на выработку собственных смыслов понимания ситуаций и реальностей окружающего мира, предполагают сотворческий поиск экзистенциальных (неразрешимых, вечных, общечеловеческих и мировых проблем), имеют эффект психотерапевтического воздействия;
в) обладают полной управляемостью, обеспечивают оперативную обратную связь, предполагают инвариантность основных этапов и процедур.
2. Какие из перечисленных ниже технологий производят наибольший воспитательный эффект?
а) развивающее обучение, ролевые игры, обучение в сотрудничестве;
б) проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, развитие критического мышления;
в) информационно-коммуникационные технологии, проектные методы, модульное обучение.
IV. Профессиональная деятельность педагога-воспитателя в условиях инновационного развития образовательных систем
1. Какие профессиональные компетенции педагога наиболее востребованы в современном образовательном пространстве?
а) владение педагогической деятельностью;
б) способность проектировать свое профессиональное развитие;
в) умение профессионально общаться.
2. Какие из показателей профессионально-педагогической культуры учителя являются актуальными в условиях инновационного развития образовательных систем?
а) гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям и способность быть воспитателем, психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
б) опыт творческой деятельности и умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);
в) образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями, культура профессионального поведения.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Наталья Николаевна! Было чрезвычайно интересно познакомиться в вашим видением современной инновационной образовательной практики как основы готовности к работе с одаренными детьми. Наберитесь терпения, чтобы получить вариант запланированных нами ответов! Думаю, будет интересно! О.Н.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Людмила Ивановна! В предлагаемых Вами ответах отражены, действительно, продуктивные идеи для развития личности и одаренных детей особенно. Но удивительно, что в Ваших рассуждениях по поводу пространства сделаны другие акценты. Наберитесь терпения, в ближайшее время можно будет познакомиться с вариантами, которые мы заложили в тест. Спасибо за работу! С уважением О.Н.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемые коллеги! Скопируйте для себя тест, укажите правильные на Ваш взгляд ответы, затем разместите Ваши материалы в разделе "комментарий". Удачи!
Все комментарии (суждения, размышления. сомнения, мнения и т.д.) излагайте после текста теста и на форумах!
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Тест на готовность к работе в условиях модели гуманистического воспитания
I. Методологические основы современного воспитания
1. В чем заключается гуманизация современного воспитания?
а) сохранение и передача наиболее существенных элементов культуры: идеалов, ценностей, знаний, способов деятельности для сохранения социального порядка и индивидуального развития личности;
б) ценностное отношение к личности ребенка как к субъекту культуры и собственной жизни, стремящегося к пониманию себя и обретению своего образа;
в) помощь и поддержка каждого ребенка в его индивидуальном саморазвитии и самоопределении в пространстве культуры.
2. Что составляет ядро гуманистического подхода к современному воспитанию?
а) личностно-деятельностный подход;
б) личностно- ориентированный подход;
в) компетентностный подход.
3. На что направлено личностно ориентированное образование как технология модернизации российского образования?
а) на поддержку и развитие субъектных свойств и индивидуальности ребенка для самостоятельного решения собственных жизненных проблем;
б) на «окультуривание» субъектного опыта и порождение в педагогическом взаимодействии динамики личностных смыслов, актуализирующих духовные силы человека;
в) на накопление опыта гражданского, нравственного поведения, освоение материальных и духовных ценностей национальной культуры.
II. Педагогические основы организации современного воспитания
1. Каково назначение воспитательной системы как способа организации современного воспитания?
а) для освоения ценностей окружающего мира через активную деятельность по интересам во внеклассной, внешкольной работе и дополнительном образовании детей;
б) для формирования психологической общности, помогающей организации собственной жизни, обрести опыт выработки положительного отношения к ценностям и к человеку как к ценности;
в) для расширения представлений о мире, освоения различных видов жизнедеятельности, успешной социализации и культурной идентификации личности.
2. Каковы функции воспитательного пространства как способа организации современного воспитания?
а) интегрирует школу и социум в единый образовательный комплекс для оказания образовательных услуг;
б) оказывает помощь и поддержку личности в ее саморазвитии, установлении доброжелательных отношений в социокультурной среде, в возможности комфортно чувствовать себя, не теряться и находить свое место в изменяющихся условиях жизни благодаря событиям как способам совместного бытия;
в) изменяет отношения между людьми, живущими в регионе, выращивает новые формы совместной жизни взрослых и детей.
3. Воспитательная среда моделируется, проектируется и конструируется:
а) для личностного роста ребенка, совершения поступков для других, духовных усилий личности;
б) для удовлетворения потребностей культурного развития, социализации и образования личности;
в) для познания окружающего человека мира, формирования к нему своего отношения, умения действовать в нем продуктивно, опираясь на собственную позицию и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию.
III. Современные воспитательные технологии
1. В чем заключается специфика современных воспитательных технологий?
а) учат изучать, думать, искать, адаптироваться, сотрудничать, включаться в деятельность;
б) направлены на выработку собственных смыслов понимания ситуаций и реальностей окружающего мира, предполагают сотворческий поиск экзистенциальных (неразрешимых, вечных, общечеловеческих и мировых проблем), имеют эффект психотерапевтического воздействия;
в) обладают полной управляемостью, обеспечивают оперативную обратную связь, предполагают инвариантность основных этапов и процедур.
2. Какие из перечисленных ниже технологий производят наибольший воспитательный эффект?
а) развивающее обучение, ролевые игры, обучение в сотрудничестве;
б) проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, развитие критического мышления;
в) информационно-коммуникационные технологии, проектные методы, модульное обучение.
IV. Профессиональная деятельность педагога-воспитателя в условиях инновационного развития образовательных систем
1. Какие профессиональные компетенции педагога наиболее востребованы в современном образовательном пространстве?
а) владение педагогической деятельностью;
б) способность проектировать свое профессиональное развитие;
в) умение профессионально общаться.
2. Какие из показателей профессионально-педагогической культуры учителя являются актуальными в условиях инновационного развития образовательных систем?
а) гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям и способность быть воспитателем, психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;
б) опыт творческой деятельности и умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую);
в) образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями, культура профессионального поведения.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Вера Ивановна! Спасибо за участие! Некоторые ответы меня очень порадовали. Несмотря на то, что личностно ориентированное образование (ЛОО) уже известно педагогическому соообществу в течение порядка 20 лет, но путаницы в понимании этого феномена в сообществе очень много! Конечно, субъектная позиция личности -принципиальное положение для ЛОО.
Однако есть и недочеты. Они касаются позиции педагога, организации воспитания. И все-таки ядро гуманистического воспитания-не личностно-деятельностный подход, но ЛОО.
Рекомендую, еще раз посмотреть на вопросы и ответы и на основе Ваших ответов разработать стратегию работы одаренными детьми. Текст теста это позволяет сделать. Иначе говоря, тест- методические рекомендации по организации современного воспитания по отношению к одаренным и талантливым детям. Удачи. О.Н.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Ольга Николаевна!
Спасибо за комментарии и советы. Я уже несколько лет занимаюсь по индивидуальной программе с одаренныи детьми. Есть некоторые результаты. На нашем сайте приняла участие в сетевом конкурсе авторских методических разработок «Методическая мозаика» и заняла II место в номинации "Авторская программа"(http://www.openclass.ru/pages/177364). Моя программа «Английский с удовольствием!» для работы с одаренными детьми успешно прошла открытую общественную профессиональную экспертизу на сайте "Сеть творческих учителей" и рекомендована для использования в учебно - воспитательном процессе.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} p\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} v\:textbox {display:none;}
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Вера Григорьевна! Еще на прошлой неделе познакомилась с Вашими материалами! К сожалению, мое обращение не сохранилось! Сегодня еще одна попытка!
У меня есть некоторые замечания.
Цели и направленность программы вполне корректны, а вот в содержании программы эти положения не находят своего отражения. Виды деятельности Вы ограничиваете работой с текстом и различными видами речевой деятельности. Личностный аспект развития Вы не указываете! Мне кажется, для одаренной личности процессы, сопутствующие освоению предметного содержания, не менее, а даже более важны, чем предметное содержание!
В личностно ориентированном образовании в содержании образования выделяются 4 компонента: ценностный, когнитивный, творчески-деятельностный, личностный. Мне представляется, что в программах для одаренных детей необходимо все компоненты указывать и планировать.
Педагогические стратегии, которые Вы используете, отражают классическую модель образования (знаниевую). В развивающем образовании (более приемлемом для одаренных) сотрудничество и коммуникации имеют первостепенное значение. Стратегии диалога и самосовершенствования очень востребованы!
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Ольга Николаевна!
Конечно, у меня мало опыта работы с одаренными детьми. Спасибо за советы и заменчания!
Что касается моей программы, я не ограничиваюсь работой с текстами. Я широко использую интерактивные пособия:
1)Мультимедийная обучающая программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Рекомендована Институтом информатизации образования Российской академии образования.
2)Мультимедийный курс обучения английскому языку «Поговори со мной».
3)Интерактивная программа «Учите английский (Британский вариант)».
Поисковая работа, выполнение проектов (в том числе с использованием информационных технологий), создание компьютерных презентаций, работа со справочной страноведческой литературой - все это помогает формированию и развитию индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности, а не только развитию лингвистических способностей.
У Антона устойчивая мотивация к изучению языка. Переписка по электронной почте со сверстниками учит общению и формирует способности к межкультурному взаимодействию. Участие в спектаклях, конкурсах и олимпиадах формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, дает учащемуся чувство удовлетворения от проделанной работы.
Я думаю, это и есть духовное воспитание личности, становление нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.
Главная цель – формирование самосовершенствующейся личности.
Задачи:
· Развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации учащегося.
· Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания.
· Приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка.
Конечно, в основе всей работы лежит педагогика сотрудничества.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Здравствуйте, дорогая Вера Григорьевна! Когда вы предлагаете ребенку многообразие видов деятельности (поисковая работа, выполнение проектов, создание компьютерных презентаций, работа со справочной страноведческой литературой, олимпиады и т.д.), он непремено развивает свою индивидуальность, самостоятельность, субъектную позицию. Это принимается без возражений!
Но поробуем изменить свою педагогическую позицию. Не мы предлагаем, а ребенок выбирает из множества вариантов сам себе виды деятельности или еще лучше, сам предлагает нам варианты. Вы сталкнетесь с тем, что он может воообще ничего не выбрать или, наоборот, предложить неожиданный для нас с Вами вариант. Нужна педагогическая помощь не в виде указания им подсказок, но стимулирование к размышлению, к попытке сформулировать проблемы ребенка им самим. Дальше поиск путей решения, решение, анализ, коррекция сделанного.
Что принципиально меняется? Выбор порождает ответственность и, конечно, самопроцессы. Вот где начинается индивидуальная образовательная траектория. Ребенок определяет цели своего развития и цели деятельности, ищет способы их реализации, в том числе и с помощью предлагаемых взрослыми различных видов деятельности. Но, главное, он делает все сам! Взрослый лишь страхует, не подменяя усилий самого ребенка!
Тогда вопрос к Вам, каким должно быть содержание программ? Как следует инструментировать содержание? Сотрудничество и множество со-процессов являются базовыми для развития одаренных детей. А в чем заключается сотрудничество? Главный признак его?
Жду ваших размышлений! С уважением О.Н.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. Я не даю своему ученику прямых инструкций, чтобы он мог действовать самостоятельно. Не сдерживаю его инициативы. Наше сотрудничество заключается в том, что мы совместно определяем цели, пути и способы их достижения. Я корректирую его деятельность, провожу рефлексию. Ко всему подходим творчески.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Здравствуйте, Вера Григорьевна! Замечательно, что Вы проговорили позиции. Их всего 3.
первая- я, учитель, определяю необходимое для ученика содержание;
вторая- содержание уже отобрано, но его освоение происходит в сотрудничестве;
третья- содержание образования - культура в широком контексте, я как учитель понимаю его наполнение, но у ребенка (причем, говорим об одаренных детях) есть возможность выбора собственного содержания, отражающего его интересы, потребности, непознанные возможности. Выбор за ним! Я как учитель помогаю ему в выборе и в реализации, но его позиция самости остается непререкаемой! Тогда, какими должны быть технологии по отношению к одаренному ребенку?
Ваш последний комментарий свидетельствует, что Вы, ориентируясь на на сотрудничество, все-таки остаетесь наполовину в позиции1.
На форуме я спрашивала Вас о доступности всех предложенных для семинара текстов. Еще раз хочу уточнить, они вам доступны? Именно в них изложены другие подходы к организации образования, воспитания и развития одаренных детей.
С уважением О.Н.
На: тест готовности к работе с одаренными детьми
Уважаемая Ольга Николаевна!
Все тексты мне доступны, спасибо. Я их читаю, изучаю.
Я согласна, что личное в человеке формируется и развивается во взаимодействии с окружающей средой, действительностью, в общении с другими людьми.
Я сторонник личностно-ориентироанного и гуманистического подхода к учащимся. Среди положений такого образования выделяют следующие:
На основе приведенных положений нетрудно сделать вывод, что в центре обучения находится не учитель, а учащийся, а также те виды деятельности, которые помогают ученику учиться самостоятельно – ведь иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Его изучение предполагает не столько активную работу с учителем, сколько интенсивную самостоятельную работу.
Реализация перечисленных положений осуществляется через систему учебников, через личность учителя и через специфические технологии.