Официальный сайт rnns 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Адамова Г.Н. Природа и Родина в лирике С. Есенина

Автор: 
Адамова Галина Николаевна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

 

Природа и Родина в лирике С. Есенина

 

Аннотация
 

Урок является первым по лирике С. Есенина. Он продолжает формировать умение учащихся анализировать поэтический текст: определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их роль в тексте, выразительно читать поэтическое произведение.

 


Предмет: литература.
Класс: 9.
Автор: С. Есенин.
Произведение: лирика.
Тема: «Природа и Родина в лирике С. Есенина».
Тип урока: комбинированный.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве. (С. Есенин.)

 

Цели для учителя.

  • Через анализ поэтического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэта («лица необщее выраженье») в раскрытии темы Родины и природы.
  • Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Есенина, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
  • На примере лирики С. Есенина воспитывать у учащихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Цели для учащихся.

  • Самостоятельно проанализировать стихотворения С. Есенина (по группам), проследить, как раскрывается в них тема Родины и родной природы.
  • Уметь находить художественно – изобразительные средства, определить их роль в тексте.
  • Развивать навыки выразительного чтения стихотворений С. Есенина.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный.
Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.
Основная форма работы: групповая.
Виды читательской деятельности: монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку.

Учащиеся: получили опережающее задание – чтение, говорение, слушание, письмо, прочитать стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Я покинул родимый дом…», «Несказанное, синее, нежное…». Подумать, какая тема, какой образ объединяет эти стихотворения.
Учитель: приготовить портрет С. Есенина, репродукции картин Шишкина, Левитана.

План урока.

  1. Этап актуализации опорных знаний.
  2. Корректировка и углубление результатов самоосмысления и постижения лирики поэта.
  3. Этап усвоения нового материала.
  4. Этап углубления результатов.
  5. Этап подведения итогов урока.

Ход урока.


Оргмомент.

I. Этап актуализации опорных знаний.

Задача. Восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С. Есенина и его жизни.

Фронтальная беседа.
- Что вы узнали о Есенине из прочитанных стихотворений?
- Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях?

II. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта.

Задача. Раскрыть и понять истоки творчества С. Есенина.

Сравнительный анализ стихотворений: А. Блок «Россия» и С. Есенин «Запели тесаные дороги».
Учитель. Наверное, почти каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает своего Мастера. Есенин выбрал Блока. 15 марта 1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи.
- Почему в «серебряном веке», когда «столько поэтов хороших и разных», С. Есенин выбрал именно Блока? (Вопрос каждой группе класса.)
Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, давайте сопоставим два стихотворения этих поэтов: «Россия» и «Запели тесаные дороги…».
Задача. Определить черты внутреннего сходства, духовного родства поэтов и их индивидуальность в раскрытии темы Родины («Лица необщее выраженье».)
Записать в тетрадках и на доске.
Сходство.
В мотиве дороги («… И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…» А. Блок; «Запели тесаные дроги, бегут равнины и кусты…» С. Есенин.)
В состоянии души («И крест свой бережно несу» А. Блок; «И не отдам я эти цепи» С. Есенин).
Индивидуальность поэтов.
У Блока: «спицы расписные», «песни ветровые», «мгновенный взор из-под платка».
У Есенина: «тесаные дороги», «часовые у дороги и поминальные кресты», Русь – «малиновое поле и синь, упавшая в реку».
- В чем же проявляется разность (индивидуальность) поэтов?
- Каковы истоки творчества Блока? Есенина?
(Подвести учащихся к пониманию того, сто разность поэтов не в их талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.)

III. Этап усвоения нового материала.

Тема урока. Природа и Родина в лирике С.Есенина.

Задача. Проследить, как же создается образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.
Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам).
Каждая группа получает карточку с указанным стихотворением С. Есенина. (Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадях.)

Стихотворения для выразительного чтения и анализа.

  • «Гой ты, Русь моя родная».
  • «Низкий дом с голубыми ставнями».
  • «Я покинул родимый дом…».
  • «Несказанное, синее, нежное…».

Вопросы и задания для анализа (записаны на доске).
- Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?
- Найти изобразительно – выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.
- Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?
- Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?
ВЫВОД. Какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина? (Тема природы.)

IV. Этап углубления результатов осмысления лирики С. Есенина.

Задача. Определить, какую роль играет цвет в поэзии Есенина, что объединяет лирику поэта с произведениями русских художников.

Сопоставление стихов Есенина с русской живописью (репродукции картин Шишкина, Левитана).

  • Каждая группа приводит примеры того, как «работает» цвет в стихотворениях Есенина. (Подвести учащихся к пониманию того, что цвет у Есенина экспрессивен: «синий» – синоним слова «нежный», «голубой» – эпитет Руси: «голубая Русь».)
  • Учащиеся отмечают, что голубой, синий – краски неба, золотой – колосящегося поля и т.д. – в поэзии Есенина сопоставимы с палитрой русской живописи.

V. Этап подведения итогов урока.

Беседа учителя с учащимися.

Задачи. Обобщить и закрепить полученные на уроке знания учащихся о лирике С. Есенина. Выявить восприятие учащимися стихотворений Есенина, посвященных теме природы, родины.

Учитель. Поэт М. Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении свой души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение, равное вечности, увидеть полет коня, прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры и превращающему благодарные слезы в звенящее мерцание созвездий. Это и есть, наверное, поэзия, томительная необъяснимость ее обаяния.» Эти слова мы с полным основанием можем отнеси и к поэзии Есенина.
Вопросы.
- Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?
- Какой след в душе оставила лирика Есенина и сам поэт?

VI. Домашнее задание (контроль усвоенного).
Выучить наизусть одно из стихотворений Есенина (на выбор).
Сочинение на одну из тем:

  • «Мой Есенин»;
  • «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»;
  • «Природа и родина в лирике Есенина» и др.

 


    »  Тэги к этому документу:

    Поиск

    Loading

    Редактор журнала

    Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
    Екатерина Викторовна Якушина

    Смотреть видео hd онлайн


    Смотреть русское с разговорами видео

    Online video HD

    Видео скачать на телефон

    Русские фильмы бесплатно

    Full HD video online

    Смотреть видео онлайн

    Смотреть HD видео бесплатно

    School смотреть онлайн