Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Долгачева Е.А. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ кружка «Школьный музей». Тема занятия: «Калуга – колыбель космонавтики»

Автор: 
Елена Аркадьевна Долгачева
Место работы: 
учитель истории МОУ Ерденевская средняя общеобразовательная школа Малоярославецкого района Калужской области
Контакты: 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ кружка «Школьный музей». Тема занятия: «Калуга – колыбель космонавтики»

 

«Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. прогресс его вечен. А если так, то невозможно сомневаться
 и в достижении бессмертия»
К.Э. Циолковский.

 

Цель:

  1. Оформление тематической музейно-выставочной экспозиции «Калуга – колыбель космонавтики»

Задачи:

  1. Изуче6ние основных принципов оформления тематической экспозиции музея,
  2. Формирование навыков грамотного размещения материалов экспозиции, художественно-эстетического оформления и проведения мини-экскурсии;
  3. Воспитание патриотического сознания школьников, уважения к историческому прошлому, любви к малой родине.

Оборудование:
Презентация, план работы групп, стенды для экспозиции, фотоматериалы, тексты, этикетки, варианты заголовков и эпиграфов, цветная бумага.

Предварительная работа:
Сформированы две группы, каждая из которых будет работать по одной из тем «Основоположники космонавтики» и «Калуга космическая». Предварительно проведена работа с источниками информации: энциклопедии, справочная и научно-популярная литература, Интернет. Отобрана необходимая информация. Подготовлены материалы для оформления. Проведены теоретические занятия «Основные принципы оформления экспозиции», «Правила подготовки экскурсии».

Ход занятия:

           Добрый день, уважаемы ребята и гости. Константин Эдуардович Циолковский примерно 80 лет назад сказал: «Пройдут, вероятно, сотни лет, прежде чем высказанные мною мысли найдут применение, и люди воспользуются ими». Гениальный ученый, который предсказал и обосновал возможность освоения космоса, в этих словах допустил ошибку. Прошло 75 лет после его смерти, из них уже 50 – как человек покоряет космос.
Итак, 2011 год объявлен в нашей стране … годом космонавтики. А родиной космонавтики по праву считают… нашу Калугу. Этой замечательной теме мы и посвящаем практическое занятие нашего кружка «Школьный музей».
А для того, чтобы вам было легче войти в тему, предлагаю небольшой Космо- star.                
викторина
Молодцы, вы прекрасно справились с вопросами. Приступаем к основной работе. Итак, цель нашего занятия: подготовить проект тематической музейно-выставочной экспозиции «Калуга – колыбель космонавтики» в кабинете истории.
Мы с вами достаточно долго шли к этому моменту, но сегодня мы готовы и материально, благодаря помощи ваших родителей и администрации школы, и теоретически, благодаря нашим занятиям и экскурсиям, где мы обсудили и посмотрели основные принципы оформления музейно-выставочных экспозиций.

        Предлагаю вспомнить основные принципы оформления музейной экспозиции:

  1. Принцип единства - все представленные материалы должны соответствовать общей теме и идее. Соблюдение единого художественного стиля оформления.
  2. Принцип меры  - экспозиция не должна быть перегружена информацией.
  3. Принцип доходчивости - материалы, представленные в экспозиции, должны быть понятны для всех школьников.
  4. Принцип историзма – событие раскрывается с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своем развитии, что представляет из себя сегодня.
  5. Принцип места - ведущая информация размещается в центре, выделяется цветом, фоном; дополнительная информация – слева или справа.

      Итак, мы с вами работаем двумя группами, кураторами которых являются ученицы 9 класса Вайншток Анастасия и Кудашкина Анжела, по двум темам. Группа Анжелы готовит стенд об основоположниках космонавтики, Насти – о Калуге космической. Задания группам:

  1. Отобрать материалы и оформить стенд по своей теме,
  2. подготовить по нему мини-экскурсию и
  3. быть готовыми сделать критические замечания и дать советы противоположной группе.

Ну, что ж, как сказал бы Гагарин, «поехали», начинаем работу.
План работы вывешивается на доске, принципы оформления – на слайде.
Работа в группах.

   Итак, заканчиваем работу, выставляем свои стенды в единую экспозицию и готовимся проводить экскурсию.

Мини-экскурсии.

Примерные тексты

 

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КОСМОНАВТИКИ

Сегодня мы хотим рассказать вам о тех великих людях, которых по праву можно назвать «основоположниками космонавтики». Основным девизом жизни всех этих людей можно назвать слова Константина Эдуардовича Циолковского: «Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед».
По праву отцом космонавтики можно назвать Циолковского, именно он решился не только мечтать, но и научно разработать космические летательные аппараты.  Родился Константин Эдуардович в 1857 году в Рязанской губернии. Уже с детства был смышленым, любознательным, самостоятельным и настойчивым. В 10-лет Костю постигло большое несчастье - он заболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух. Учится в школе он не смог, поэтому все науки постигал самостоятельно. Он экстерном сдал экзамены на звание учителя и был отправлен в Боровск преподавать арифметику и геометрию.  

Зимой молодой учитель с удовольствием катался на лыжах с самой знаменитой в городе горы Высокой.  Любил кататься на коньках. При сильном ветре Циолковский брал с собой на каток  зонт. Раскрыв который, он использовал его как парус и мчался по льду силою ветра. Своими изобретениями Константин Эдуардович не раз пугал местных крестьян, которые на лошадях переезжали замерзшую реку.
В Боровске Циолковского не оставляли мысли об освоении космического пространства. Очень серьезно он занимался астрономией. Именно в Боровске в 1883 году была написана первая работа по космонавтике «Свободное пространство». Это был своеобразный научный дневник исследователя.

В этой работе он впервые высказал мысль, что движение космического корабля основано на принципе реактивного двигателя.
В 1992 году семья Циолковских переезжает в Калугу, где Константин Эдуардович проведет более сорока лет своей жизни. 
В Калуге Циолковский занимается изучением аэродинамики, разрабатывает конструкции дирижаблей – летательных аппаратов легче воздуха и  многоступенчатых ракет для космических полетов. 
19 сентября 1935 года Константина Эдуардовича Циолковского не стало. Его похоронили недалеко от его дома в так любимом им Загородном саду. Сейчас этот парк носит имя Константина Эдуардовича Циолковского.

 

Одним из учеников Циолковского был Александр Леонидович Чижевский. Он родился в 1897 году в семье военного, получил прекрасное домашнее образование. В 12 лет Александр хорошо разговаривал на французском, немецком, итальянском, английском языках. Способности молодого человека были многогранны: он закончил археологический и коммерческий институты, защитил диссертацию в московском университете доктора всеобщей истории, занимается физиологией при медицинском факультете, пишет учебник по русскому языку, сочиняет стихи, пишет картины…

Именно с Циолковским он впервые поделился своими мыслями о солнечной активности, которая влияет на все живое на земле, и возможностью лечения больных аэроионами. Чижевский доказал, что Земля находится под влиянием Солнца, и когда Солнце сверхактивно, это ведет к тому, что число катастроф, войн, бурь, эпидемий на земле увеличивается. Также ученый доказал, что отрицательно заряженные ионы воздуха хорошо влияют на живые организмы. Он разрабатывает аэроионизатор, который сегодня известен как «люстра Чижевского». В 1964 году после тяжелой болезни А.Л. Чижевский умер,  похоронен он   в Москве. Но до сегодняшнего дня сохранились не только его научные работы, но и стихи, и картины.

Научные идеи и теории Циолковского воплотил в жизнь Сергей Павлович Королев. Он родился в 1907 году. Уже в школьные годы Сергей отличался способностями и тягой к авиационной технике. Он занимался в разных кружках и на многих курсах. Ещё обучаясь в Бауманском техническом училище, Сергей Павлович стал известен как авиаконструктор.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества  искусственный  спутник земли, созданный Королевым. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал позже С. П. Королёв.
Затем Королевым созданы первые лунные аппараты, первый пилотируемый космический корабль – ракета «Восток», долговременные орбитальные станции.

Он является первопроходцем многих основных направлений развития ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. В 1966 году Сергей Павлович Королев умер, похоронен он в Москве.
Смелые планы и изобретения Сергея Павловича Королева стали реальностью благодаря такому отважному летчику-космонавту как

 

Юрий Алексеевич Гагарин. 

Он родился в 1934 году в Смоленской области. Юрий учился в Саратовском индустриальном техникуме, где с интересом занимался в аэроклубе. В армии он стал курсантом военно-авиационного училища летчиков. В 1960 году подал рапорт, чтобы его зачислили кандидатом в отряд космонавтов.

12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» он стартовал на космическом корабле «Восток». «Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос…», - эти слова произнес  Юрий Гагарин перед стартом. За 108 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на землю. 
В 1968 году Юрий Гагарин погиб во время тренировочного полета на самолете.              

КАЛУГА КОСМИЧЕСКАЯ
Сегодня Калугу по праву называют колыбелью космонавтики. 43 года здесь прожил великий русский ученый, основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. В Калуге родилась идея освоения человеком космического пространства, были намечены основные этапы исследования и завоевания космоса.

Сейчас мы предлагаем вам совершить  вместе с нами  прогулку по «космическим» местам  города Калуги. И начнем мы наше путешествие от этого дома №79 по улице Циолковского, на нем мы можем прочитать мемориальную табличку: «В этом доме с 1904 по 1933 год жил и работал великий русский ученый Константин Эдуардович Циолковский». Именно здесь, в этом маленьком и тесном доме, прожил великий ученый вместе со своей семьей, а всего их было семь человек, почти тридцать лет.

От домика Циолковского мы поднимается вверх и попадаем прямо в парк, бывший городской Загородный сад, а сегодня также носящий имя Циолковского. Здесь Константин Эдуардович очень любил гулять, кататься на велосипеде, на который впервые сел в 45 лет, заявив: «… нет, никогда не научусь кататься», однако научился за  два дня.  Здесь же он и был похоронен в сентябре 1935 года.

Пройдя дальше по парку, мы обязательно выйдем к Музею истории космонавтики, первый символический камень в фундамент которого 13 июня 1961 года заложил  Юрий Алексеевич Гагарин. Музей был открыт в 1967 году. А тот день, когда Калугу посетил Юрий Гагарин,  надолго запомнили калужане и запечатлели в фотографиях.

Конечно, мы не сможем пройти и мимо музея под открытым небом на берегу Калужского водохранилища. Среди его экспонатов -  ракета-носитель «Восток». Именно при помощи такой ракеты 12 апреля 1961 года на околоземную орбиту был выведен космический корабль с Гагариным на борту.

По улице Гагарина мы можем дойти до сквера Мира, в центре которого на гранитном постаменте высится бронзовая фигура Константина Эдуардовича Циолковского. Памятник был открыт в 1958 году, а при его  закладке присутствовал Сергей Павлович Королев.
Как вы думаете, какой профессии, кроме занятий наукой, К.Э. Циолковский посвятил большую часть своей жизни? Более 40 лет Константин Эдуардович проработал педагогом. Он преподавал физику, алгебру и геометрию, в этом здании, где располагалось женское училище. Константин Эдуардович не любил ставить «2», часто спрашивал у ученика после ответа «Что вам поставить?», любил больше объяснять, чем спрашивать, часто забавлял детей опытами. Сегодня в этом училище находится гимназия №9, где есть музей, посвященный жизни и деятельности Циолковского.

Если мы пройдемся по улице Московской, обязательно наше внимание привлечет каменный дом с мезонином.  В этом доме с 1913 по 1929 год жила семья Чижевских. Александр Леонидович Чижевский познакомился с Константином Эдуардовичем, когда ему было всего 17 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте – 40 лет – два ученых очень дружили.  Александр Леонидович называл Циолковского своим «отцом и другом».

Путешествуя по Калуге, даже в названиях улиц города мы можем прочитать летопись освоения космического пространства. Улица Королева, Гагарина, космонавта Комарова, Волкова, Добровольского… Это не просто символы, многие космонавты побывали в Калуге, и сегодня существует традиция, после космического полета, каждый космонавт считает своим долгом побывать в городе Циолковского.
На крутом берегу Оки, у главного въезда в Калугу каждый из нас обязательно обратит внимание на монумент в честь 600-летия Калуги. На высокой стеле – скульптурный портрет Юрия Гагарина, Здесь, в нише, 3 сентября 1971 года на открытии монумента была замурована капсула с письмом к потомкам. Свою экскурсию мы хотим закончить словами из обращения к нам калужанам 21 века:
«Сделайте все, чтобы во веки веков твердо и нерушимо, как Россия, стояла и красовалась над Окой наша древняя и прекрасная Калуга. Пусть её будущее будет счастливо! Мы вверяем его вам!..»

 

 

 

Спасибо нашим экскурсоводам, и предлагаю в завершение нашей работы каждой группе высказать критические замечания своим товарищам и по возможности дать советы. Чтобы вам было легче это сделать, предлагаю начать со слов:

  1. Я считаю …
  2. На мой взгляд …
  3. По-моему мнению …
  4. Я бы посоветовал (а) …
  5. Я думаю, нужно учесть …

 

 

Большое спасибо всем за работу. Подготовленный проект экспозиции с учетом замечаний и советов, на следующем занятии будет оформлен в виде стационарной экспозиции и мы уже готовы вести экскурсии.

 

Завершая сегодняшнее занятие, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф:  «Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен» К.Э. Циолковский.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн