Этап урока: ВЫЗОВ |
Цели
на каждом
этапе
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Педагогические
приемы
|
Система
ожидаемых
умений
|
1. Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемому вопросу.
|
Объяснение цели предстоящей работы.
|
Учащиеся сначала индивидуально составляют кластер к заданной теме.
|
Составление кластера
|
Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках
|
2. Мотивация к дальнейшей деятельности.
|
Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться.
|
Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией.
|
Работа в парах.
|
Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения.
|
3. Активизация деятельности учащихся.
|
Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера.
|
Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе.
|
Фронтальный опрос.
|
Умение работать в парах.
|
4. Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ-
|
|
|
|
|
5.Стимулирование мыслительной деятельности.
|
|
|
|
|
Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ
|
1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте.
|
Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени.
|
Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс).
|
Систематизация материала.
|
Развитие коммуникативных навыков.
|
2. Размышление.
|
Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки.
|
Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимо проверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера.
|
Взаимоопрос.
|
Умение делать выводы.
|
3. Формирование собственной позиции.
|
|
|
Составление алгоритма ответа.
|
Умение систематизировать материал.
|
Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ, переходящая в ВЫЗОВ
|
1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом.
|
Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ.
|
Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ.
|
Фронтальный опрос.
|
Умение формулировать цель обучения.
|
2. Постановка новых целей обучения.
|
Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания.
Причастий.
|
Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе.
|
|
|
|
1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте.
|
Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени.
|
Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс).
|
Систематизация материала.
|
Развитие коммуникативных навыков.
|
2. Размышление.
|
Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки.
|
Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимопроверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера.
|
Взаимоопрос.
|
Умение делать выводы.
|
3. Формирование собственной позиции.
|
|
|
Составление алгоритма ответа.
|
Умение систематизировать материал.
|
|
1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом.
|
Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ.
|
Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ.
|
Фронтальный опрос.
|
Умение формулировать цель обучения.
|
2. Постановка новых целей обучения.
|
Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания причастий.
|
Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе.
|
|
|
|
Учитель просит назвать цель урока.
|
Учащиеся называют цель урока.
|
|
|
|
1. Пробуждение интереса к получению новой информации.
|
1 .Учитель предлагает рассмотреть 3 типичных задания из вариантов ЕГЭ по русскому языку, ответив на следующие вопросы: 1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?
2. Правописание каких морфем проверяется в задании?
|
Учащиеся называют глагол, причастие, отвечая на вопрос учителя.
|
Сопоставление опорных записей.
|
Умение представлять новые идеи.
|
2. Показать предметную важность изучаемой темы.
|
Учитель предлагает записать в тетрадь все возможные варианты ответов на вопрос: Что объединяет правописание глагола причастия? Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?
|
Учащиеся самостоятельно записывают предположения о том, что может объединять правописание глагола и действительного и страдательного причастий.
|
Составлений предположений.
|
Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации.
|
|
|
Учащиеся сравнивают свои предположения друг с другом, дополняют свои ответы.
|
|
Умение слышать чужое мнение.
|
|
|
Учащиеся озвучивают вслух свои предположения.
|
|
|
|
1. Получение новой информации.
|
Учитель предлагает прочитать параграфы 136, 137 (учебник «Русский язык. Теория. 5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой) с использованием приема «инсерт».
|
Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт».
|
«Инсерт» (маркировка текста)
|
Активизация внимания.
|
2. Сопоставление новой информации с собственными предположениями.
|
|
Учащиеся озвучивают информацию вслух.
|
Возвращение к Вызову.
|
Умение отслеживать материал.
|
|
|
|
|
Умение работать с научным текстом.
|
|
1. Закрепить новые знания, активно перестраивая собственные первичные представления.
|
Учитель предлагает вернуться к опорной записи причастий (этап РЕФЛЕКСИИ, переходящий в ВЫЗОВ) и выбрать правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор.
|
Учащиеся объясняют написание суффиксов причастий, опираясь на знания, полученные на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ.
|
Возврат к верным / неверным утверждениям.
|
Умение работать в паре, нести ответственность за выполненную работу.
|
|
Учитель предлагает проговорить попарно алгоритм определения спряжения.
|
Учащиеся попарно проговаривают алгоритм определения спряжения.
|
|
Умение давать аргументированный ответ.
|
|
Учитель предлагает выполнить упражнения по вариантам.
|
Учащиеся выполняют упражнения по вариантам, взаимопроверка.
|
|
|
|
Индивидуальные консультации.
|
|
|
|
|
1. Анализировать собственные мыслительные операции.
|
Учитель предлагает вернуться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя
|
Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем.
|
Написание ответа на поставленный вопрос.
|
Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу.
|
2. Целостно обобщать полученную информацию.
|
Письменно выбор гласной.
|
|
|
|