Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Бурдина М.А. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени

Автор: 
Бурдина Марина Анатольевна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

 

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени

 

Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись алгоритма рассуждения, составление кластера с использованием знаний, полученных ранее на уроке).
Формы: индивидуальная; работа в парах.
Лексика урока: страдательное причастие, действительное причастие, настоящее время, спряжение глагола, личное окончание глагола, кластер, алгоритм.
Оборудование: сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.
Оформление доски: запись темы урока.

Педагогические цели:

  • Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
  • Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
  • Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
  • Развивать логическое мышление и языковое чутье.
  • Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
  • Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

 

Технологическая карта урока

 


Этап урока: ВЫЗОВ

Цели
на каждом
этапе

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Педагогические
приемы

Система
ожидаемых
умений

1. Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемому вопросу.

Объяснение цели предстоящей работы.

Учащиеся сначала индивидуально составляют кластер к заданной теме.

Составление кластера

Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

2. Мотивация к дальнейшей деятельности.

Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться.

Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией.

Работа в парах.

Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения.

3. Активизация деятельности учащихся.

Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера.

Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе.

Фронтальный опрос.

Умение работать в парах.

4. Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ-

 

 

 

 

5.Стимулирование мыслительной деятельности.

 

 

 

 

Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте.

Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени.

Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс).

Систематизация материала.

Развитие коммуникативных навыков.

2. Размышление.

Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки.

Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимо проверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера.

Взаимоопрос.

Умение делать выводы.

3. Формирование собственной позиции.

 

 

Составление алгоритма ответа.

Умение систематизировать материал.

Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ, переходящая в ВЫЗОВ

1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом.

Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ.

Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ.

Фронтальный опрос.

Умение формулировать цель обучения.

2. Постановка новых целей обучения.

Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания.
Причастий.

Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе.

 

 

 

1. Активное использование полученной информации в конкретном тексте.

Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени.

Учащиеся должны распределить причастия в две колонки:
1. Действительные причастия настоящего времени.
2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс).

Систематизация материала.

Развитие коммуникативных навыков.

2. Размышление.

Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки.

Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимопроверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера.

Взаимоопрос.

Умение делать выводы.

3. Формирование собственной позиции.

 

 

Составление алгоритма ответа.

Умение систематизировать материал.

 

1. Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом.

Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ.

Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ.

Фронтальный опрос.

Умение формулировать цель обучения.

2. Постановка новых целей обучения.

Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания причастий.

Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе.

 

 

 

Учитель просит назвать цель урока.

Учащиеся называют цель урока.

 

 

 

1. Пробуждение интереса к получению новой информации.

1 .Учитель предлагает рассмотреть 3 типичных задания из вариантов ЕГЭ по русскому языку, ответив на следующие вопросы: 1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?
2. Правописание каких морфем проверяется в задании?

Учащиеся называют глагол, причастие, отвечая на вопрос учителя.

Сопоставление опорных записей.

Умение представлять новые идеи.

2. Показать предметную важность изучаемой темы.

Учитель предлагает записать в тетрадь все возможные варианты ответов на вопрос: Что объединяет правописание глагола причастия? Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?

Учащиеся самостоятельно записывают предположения о том, что может объединять правописание глагола и действительного и страдательного причастий.

Составлений предположений.

Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации.

 

 

Учащиеся сравнивают свои предположения друг с другом, дополняют свои ответы.

 

Умение слышать чужое мнение.

 

 

Учащиеся озвучивают вслух свои предположения.

 

 

 

1. Получение новой информации.

Учитель предлагает прочитать параграфы 136, 137 (учебник «Русский язык. Теория. 5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой) с использованием приема «инсерт».

Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт».

«Инсерт» (маркировка текста)

Активизация внимания.

2. Сопоставление новой информации с собственными предположениями.

 

Учащиеся озвучивают информацию вслух.

Возвращение к Вызову.

Умение отслеживать материал.

 

 

 

 

Умение работать с научным текстом.

 

1. Закрепить новые знания, активно перестраивая собственные первичные представления.

Учитель предлагает вернуться к опорной записи причастий (этап РЕФЛЕКСИИ, переходящий в ВЫЗОВ) и выбрать правильное написание суффикса, аргументируя свой выбор.

Учащиеся объясняют написание суффиксов причастий, опираясь на знания, полученные на этапе ОСМЫСЛЕНИЯ.

Возврат к верным / неверным утверждениям.

Умение работать в паре, нести ответственность за выполненную работу.

 

Учитель предлагает проговорить попарно алгоритм определения спряжения.

Учащиеся попарно проговаривают алгоритм определения спряжения.

 

Умение давать аргументированный ответ.

 

Учитель предлагает выполнить упражнения по вариантам.

Учащиеся выполняют упражнения по вариантам, взаимопроверка.

 

 

 

Индивидуальные консультации.

 

 

 

 

1. Анализировать собственные мыслительные операции.

Учитель предлагает вернуться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя

Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем.

Написание ответа на поставленный вопрос.

Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу.

2. Целостно обобщать полученную информацию.

Письменно выбор гласной.

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн