Автор:
Каковкина Наталья Владимировна
Место работы:
Кандидат Политических наук, преподаватель высшей квалификационной категории, заместитель директора по УВР в Центре образования №1883 «Бутово» города Москвы
Экстернат – это одна из наиболее эффективных форм обучения в современных условиях. Такую форму обучения выбирают те, кто умеет работать самостоятельно. В школу ребёнок ходит только для того, чтобы написать контрольную, сдать зачёт и получить оценку. В нашем Центре образования организованы два вида экстернклассов: 10 и 11 классы за один год и 11 класс за полгода.
На экстернат переходят десятиклассники, которые уже выбрали вуз и хотят высвободить время и силы для подготовки к ЕГЭ, юноши, желающие иметь запасной год перед армией, дети, чьим родителям не нравится, что делается в сегодняшней школе.
Экстернатная форма обучения подходит не для всех. Ребёнка нельзя заставлять учиться самостоятельно и с опережением, он должен захотеть это сам. Переходить на экстернат имеет смысл лишь в том случае, если ребёнок всё схватывает на лету и может работать без учителя.
В нашем Центре, заботясь о конечном результате, очень мало учеников с тройками. Дневников в экстернате нет, в итоге все проблемы троечников и трудных подростков обострятся в несколько раз: они забудут то, что получили при систематическом обучении, выбьются из колеи, а нового ничего не усвоят.
Однако экстернатная форма обучения имеет не только плюсы : не надо каждый день ходить в школу, ничего не отвлекает от занятий, освобождается много времени, есть близкая цель – поскорее выучить предмет и сдать его, ребёнок учится планировать своё время и рационально организовывать труд, почти исчезает страх перед экзаменами. К минусам можно отнести : те знания которые ребёнок получил за 1-2 месяца быстро выветриваются, некому задавать вопросы, нет школьных друзей, возможно не будет выпускного вечера.
Экстернатная форма обучения будет из года в год пользоваться всё большей популярностью.
ЭКСТЕРНАТ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Из опыта работы Центра образования №1883 «Бутово»)
Необходимость получения всеми молодыми людьми Российской Федерации полного среднего образования на первый план выдвигает проблему форм обучения с учётом индивидуальных особенностей. Одной из наиболее эффективных форм, на мой взгляд, является экстернатное обучение.
В области образования проводилось и проводится немало экспериментов: некоторые оказались неудачными, другие прочно вошли в практику образовательного процесса. Были и такие, казалось бы забытые, к которым произошедшие в стране в последние десятилетия перемены позволили обратиться вновь.
Одним из таких экспериментов было введение экстернатной формы получения образования. Еще в XIX-XX веках образование в форме экстерната получили такие известные люди России как социолог П.А. Сорокин, сдавший экзамены за гимназию; российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики К.Э. Циолковский, сдавший экзамены на звание учителя; писатель Л.Н. Толстой экстерном закончил Казанский университет; физик В.И. Векслер, директор Лаборатории физики высоких энергий Института ядерных исследований, окончил экстерном Московский энергетический институт –создатели первых отечественных ЭВМ кибернетик В.М. Глушков экстерном закончил физико-математический факультет Ростовского университета, а математик С.А. Лебедев экстерном сдал экзамены по программе средней школы; физиолог, лауреат Государственной премии СССР Х.С. Кошкоянц экстерном сдал экзамены за курс гимназии; архитектор М.В. Посохин экстерном окончил Московский архитектурный институт; пианист Г.Г. Пейгауз экстерном сдал экзамены в Петроградской консерватории; литератор М.Петровых сдал экзамены экстерном в МГУ; физиолог и биохимик растений Д.Н. Прянишников, основатель российской агропромышленной науки, экстерном сдал экзамены за курс Петровской земледельческой и лесной академии, ныне К.А Тимирязева.
В тяжелое военное время школы работали в нетрадиционном режиме – по консультативно-зачетной системе учителя три раза в неделю по два часа проводили с учащимися консультации, ребята получали задания, которые готовили самостоятельно, а затем, сдавали зачеты и экзамены.
Московский городской отдел народного образования по итогам года доложил Моссовету, что консультативно-зачетная форма учебы в тех исключительных условиях вполне оправдала себя. Почти все учащиеся десятых классов в августе 1942 года выдержали экзамены и получили аттестаты, а ученики других классов были переведены в следующие классы с твердыми и устойчивыми знаниями.
Это был прообраз современного экстерната.
Одна из особенностей современного российского образования - возможность выбора учащимися формы получения знаний. Экстернат, наряду с гимназиями и лицеями, частными образовательными учреждениями, дистанционным и домашним обучением, становится альтернативной традиционной очной формой получения образования.
Как правило, к экстернату чаще всего обращаются старшеклассники, желающие сократить время на получение среднего образования, чтобы более обстоятельно подготовиться к Единому Государственному экзамену. Также значительную группу экстернов составляют школьники, занимающиеся творческой деятельностью. Они нуждаются в таком режиме учебы, который не препятствовал бы реализации их талантов. Кроме того, экстернат - это форма получения образования, позволяющая окончить среднюю школу учащимся, не имеющим возможности в силу различных обстоятельств заниматься очно. Это обусловило тот факт, что к экстернатной форме обучения в основном обращаются дети из интеллигентных, социально защишенных семей, родители которых сами имеют высшее или неполное высшее образование; дети, родители которых занимаются творческой деятельностью и видят для своих детей такое же будущее; дети, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу вместе с обычными школьниками, но мечтают получить полное среднее образование.
Так что же такое современный экстернат? Согласно «Положению о получении образования в форме экстерната», это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
Проанализировав ситуацию со снижением контингента учащихся за последние годы, педагогический коллектив Центра Образования №1883 «Бутово» под руководством Почётного работника образования Зерниченко Ларисы Евгеньевны, изучил опыт работы школ экстернатов ЮЗАО, имеющуюся методическую литературу, провёл совещание учителей и в итоге разработал «Положение о получении общего образования в форме экстерната в ГОУ ЦО №1883 «Бутово»».
В 2004-2005 учебном году в Центре Образования № 1883 «Бутово» были открыты первые группы экстернов.
Контингент экстерната в ЦО №1883 «Бутово»:
2004-2005 уч. год- 55 чел.
2005-2006 уч. год- 69 чел.
2006-2007 уч. год- 57 чел.
2007-2008 уч. год- 78 чел.
2008-2009 уч. год- 89 чел.
2009-2010 уч. год- 66 чел.
В период обучения, между учениками, учителями и родителями складываются хорошие творческие отношения. За 5 лет обучения в экстернате 27 учеников получили золотые и серебряные медали. 93% выпускников поступили в высшие учебные заведения.
Уч. год |
Серебряная медаль
|
Золотая медаль
|
2004-2005 уч. год
|
Евдокимов Роман
|
Дембикова Елена
|
2005-2006 уч. год
|
Осипова Маргарита
Падун Михаил
Шило Михаил
|
Нечушкина Анастасия
Плахова Марина
|
2006-2007 уч. год
|
Якушина Анастасия
|
Серёгина Анна
|
2007-2008 уч. год
|
Козмирюк Даниил
Солонченко Анна
|
Елизарова Юлия
Буянов Алексей
Севрюгина Зоя
Галиновская Дарья
Тарасова Светлана
|
2008-2009 уч. год
|
Петухова Анна
Богачёва Анастасия
Лупинина Ольга
|
Агеева Анастасия
Григорьев Денис
Гулиева Ирина
Каковкин Владимир
Овчинников Александр
Старицына Жанна
Шпитонков Александр
Фидловская Анна
|
2009-2010 уч. год
|
Бурлака Владлена
Анохин Антон
Кочарян Гоар
Курганова Татьяна
|
Голотова Анна
Каминская Галина
Кондрашова Екатерина
Мамедова Тарават
Шолк Ирина
Ткачёв Станислав
Горбачёва Ирина
Филитарина Мария
Новикова Александра
Саргизов Артур
|
Выпускница экстерната Плахова Марина (золотая медаль) на торжественном вечере, посвященном окончанию школы, сказала: « В русском языке есть старое доброе слово «подвижник». В нем слышится сочетание двух важных понятий: «движение» и «подвиг». Эти понятия, как мне представляется, наиболее точно и полно характеризуют педагогический коллектив Центра Образования № 1883 «Бутово»».
Проведя опрос учащихся экстерната, педагогический коллектив пришёл к выводу, что данная форма обучения оправдала себя.
Наблюдая за первыми экстернами в Центре образования, педагоги заметили, что дети, сознательно снимая с себя лишнюю нагрузку, обретают больше ответственности.
По разным причинам дети пришли в экстернат: это и высвобождение времени для серьезной подготовки к вступительным экзаменам в ВУЗ, и уход из прежней школы из-за конфликтов с педагогами или со сверстниками, в результате которых подростки не могли по эмоционально-психологическим соображениям находиться в той школе. Экстернат позволяет снять эти негативные факторы.
В экстернате дети приобретают опыт сдачи экзаменов, что позволяет в дальнейшем избежать лишних стрессов.
Педагоги Центра образования пришли к выводу, что экстернат помогает снять перегрузки и сохранить здоровье, как физическое, так и психическое.
Однако следует отметить, что качественное образование экстерном получают лишь те, кто ответственно подходит к процессу обучения. Некоторые, к сожалению, пренебрегают посещением консультаций в экстернате и как следствие получают не высокие оценки.
Анализ успеваемости в экстернате (закончили на «4» и «5»):
2004-2005 уч. год- 65% учащихся;
2005-2006 уч. год- 68% учащихся.
2006-2007 уч. год- 67% учащихся
2007-2008 уч. год- 70% учащихся
2008-2009 уч. год- 72% учащихся
2009-2010 уч.год- 70%
Педагоги убедились в том, что лекционно-консультационный метод учебы более приемлем для тех детей, которые активно готовятся к сдаче ЕГЭ. К положительным моментам следует отнести и то, что детям комфортнее общаться с одним педагогом, чем с семью-восемью за день, нет боязни получить «двойку», так как во время консультации оценки не ставятся. В экстернате вообще нет двоечников: в случае неудачи экзамен можно пересдать. Если ученик заболел, разрешается сдать зачет с другой группой. Главное- получить положительную оценку. Когда промежуточная аттестация пройдена и успешно сдан Единый Государственный Экзамен по русскому языку и математике, ученику вручают документ о среднем образовании. Кто-то из ребят сразу поступает в институт, а кто-то год занимается на подготовительных курсах, курсах по подготовке к ЕГЭ, чтобы в ВУЗ поступить наверняка. Для мальчиков это особенно важно, так как впереди армия.
Некоторые из наших экстернов выбирают очную и платную форму экстерната – интенсив. У ученика появляется возможность посещать школу 2-3 раза в неделю, изучать предметы блоками, сдавать их и переходить к следующим. Занятия - лекции и семинары проходят во второй половине дня. Всё обучение в интенсиве строится по модульной системе. Ученик должен сдать 12 предметов. К концу марта все предметы будут сданы и на апрель, май останется время для усиленной подготовки к ЕГЭ. Интенсив – это дополнительная образовательная услуга за которую надо платить. По сути, это те же занятия с репетиторами, только не по подготовке к ЕГЭ, а для сдачи обычных школьных предметов.
Наши выпускники поступают в такие ВУЗы как МГОУ им. Крупской, МГПУ им Ленина, МГППУ, МИФИ, МИРЭА, МГУПУ, МГУ, МГИМО, Академия Внешней торговли, Государственный Университет Высшая школа экономики, МАДИ, МИРЭА, Академия Экономической Безопасности, Второй медицинский институт, Открытый Российский Университет, Национальный институт бизнеса, Университет им. Баумана, МАМИ, ВГНА, экономическая академия им. Плехаова и др.
Современные условия жизни показывают, что для того чтобы стать хорошим специалистом, нужно научить детей учиться самостоятельно. Они должны знать, как добыть необходимую информацию, и умело ее применить. И в этом им тоже помогает экстернат. Экстернат заставляет детей рано взрослеть, ведь там они уже учатся не по принуждению, а потому что надо. Ребята, как правило, знают, на какой предмет «поднажать», а где могут быть и поверхностные знания. Сейчас очень важно научить молодое поколение самостоятельной работе, умению отслеживать необходимое и находить возможности для применения полученных знаний. Высвобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание ответственности и самостоятельности- вот те преимущества экстерната, которыеделают реальным поступление в ВУЗ.
По мнению ведущих физиологов России, экстернат действительно сохраняет здоровье ученика. По мнению врачей, в экстернате нагрузка на ребенка значительно меньше и распределяется она равномернее.
Экстернат- это многовариантная и гибкая система, которая позволяет применить учебный процесс индивидуально к каждому ребенку.
Что можно отнести к достоинствам такого образования?
Во-первых, у родителей появляется возможность оптимально организовать рабочий день ребенка. Во- вторых,занятия в маленьких группах эффективнее работы с целым классом. В- третьих, самостоятельные занятия организовывают самого ребенка. Эти дети рано определяются с выбором профессии, наиболее целенаправленны и раньше других сверстников желают приступить к работе. В-четвертых, после двух- трех месяцев индивидуальной учебы подросток сможет сам пользоваться навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что экстернатная форма обучения будет из года в год пользоваться всё большей популярностью. Педагогические коллективы образовательных учреждений готовы вести работу в этой области, но имеется ряд вопросов требующих решения.
Во-первых, необходимо конкретизировать нормативную базу, особенно касающуюся вопросов финансирования экстернатной формы обучения.
Во-вторых, не в полной мере решён вопрос о включении экстернов в контингент образовательных учреждений.
В-третьих, необходима организация курсов для педагогических работников экстернатов.
В-четвёртых, необходима методическая литература для преподавателей экстерната.
С каждым годом все больше детей выбирают экстернатную форму образования, так как она расширяет возможности учащихся получения среднего образования в России. Но право выбора остается за детьми и их родителями.
Использованная литература
- Положение о получении общего образования в форме экстерната (в ред. Приказа Минобразования РФ от 17.04.2001 № 1728)
Position about general education reception in shape externat (in change The order of Minobrazovanija of the Russian Federation from 17.04.2001 № 1728)
- Постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».
The governmental order of Moscow from September, 25th, 2007 № 827-software «About the organisation of activity of the state educational institutions of a city of Moscow, realising general educational programs, in various forms of reception of formation».
- Приложение к постановлению Правительства Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы».
The governmental order of Moscow from September, 25th, 2007 № 827-software «About the organisation of activity of the state educational institutions of a city of Moscow, realising general educational programs, in various forms of reception of formation».ppendix to the governmental order of Moscow from September, 25th, 2007 № 827-software «Position about forms of reception of formation in the state educational institutions of a city of Moscow, realising general educational programs».
- Э.Ф, Стародубцев «Организация экстерната в школе»
- Э.Ф, Starodubtsev «the Organization externat at school»
To change
|