Автор:
Храменкова Инна Анатольевна
Место работы:
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 10 г. Челябинска
Методическая разработка урока математики в 1 классе по программе Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. (образовательная система «Школа 2100»)
Тема: Мерка. Единичный отрезок.
Цели:
- Образовательные:
- формирование умения решать практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, основания для упорядочивания).
- Понять способ измерения величины, когда этого нельзя сделать путем наложения (сравнивать отрезки при помощи одинаковых мерок)
- Дать представление о единичном отрезке и числовом отрезке.
2. Развивающие:
- Развивать математическую речь, пространственное воображение, внимательность.
3. Воспитывающие:
- Воспитание стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Оборудование:
- Чертеж сказки (индивидуальные каждому ученику, общий на доске).
- Цветы на магнитах для составления букетов.
- Наглядные пособия: птицы Челябинской области (перелетные и зимующие)
- Циркуль каждому ученику
- Набор полосок из цветной бумаги каждому ученику
План урока:
- Мозговая гимнастика.
- Вступление. Мотивация. Формулирование темы урока
- Актуализация знаний
- Открытие нового знания
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа
- Тренировочные задания на повторение
- Итог урока
Учебные ситуации и учебные задачи, в которых учащиеся могут действовать успешно:
- Устно продолжить последовательный счет от 0 до 10 и обратно;
- Группировать и упорядочивать объекты, называя и описывая признак;
- Располагать объекты в определённом порядке;
- Выбирать из доступных им мерок наиболее подходящую для измерения длины предметов;
- Придумывать свои ситуации, в которых необходимо применить измерение.
Компетентностно-ориентированные задания, цель которых учить действовать в социально-значимой ситуации:
- Помочь собрать букеты цветов для принцессы так, чтобы последовательность цветов не повторялась;
- Помочь принцам сравнить по длине две стрелы, если:
- нет под рукой инструментов для измерения (путем наложения);
- если невозможно наложением (посчитать, сколько клеточек помещается в длине отрезка);
- если стрела нарисована на чистом листе бумаги (нелинованном).
В ходе урока детям может быть предложено практическое задание, целью которого было формирование предметных знаний и умений на познавательном материале – это работа с циркулем (умение измерять циркулем отрезки).
В конце урока учитель и ученики должны оценить не только результат деятельности, но и процесс.
Ход урока:
1. Мозговая гимнастика.
- «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
- «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а потом обеими руками.
- «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
- «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте глазами на каждый вдох и выдох.
2. Вступление. Мотивация. Формулирование темы урока.
1) Самооценка. Работа с волшебной линеечкой.
Учитель: В стародавние времена, когда заклятья еще помогали, жил-был на свете король. Все дочери были у него красавицы, но самая младшая была так прекрасна, что даже солнце, много видавшее на своем веку, и то удивлялось, сияя на её лице.
Вот стали свататься за прекрасную принцессу два принца, смелые да удалые. Говорит им король: «Вблизи королевского замка раскинулся большой дремучий лес. В том лесу под старой липой колодец. С этого места пустите свои стрелы, чья стрела улетит дальше, тот и получит принцессу в жены». Пустили женихи стрелы. Упала одна на прекрасный цветочный луг, а другая угодила прямо в дерево, на котором сидела стая птиц. Так и стоят до сих пор в том лесу женихи и понять не могут, кто же из них победил.
Поможем им, ребята?
3. Актуализация знаний
Задание 1.
Упала одна стрела на прекрасный луг. Давайте для нашей принцессы соберём букеты цветов. Но есть условие: в букете должно быть 3 цветка, синий, красный и жёлтый. Составьте букетики так, чтобы последовательность цветов не повторялась.
На импровизированной поляне цветы. Выбираем двух учеников. И ставим задачу:
- На какие группы можно разделить цветы? По какому признаку?
Ученики работают за доской.
Задание 2.
- Другая стрела попала прямо в дерево, где сидела стая птиц.
На доске - изображения птиц (10 видов). Под ними - числовые карточки, соответствующие номеру птицы.
Вопросы:
- На какие группы можно разделить всех птиц?
- Давайте посчитаем птиц и посмотрим, какие карточки сдуло ветром?
Как называются эти числа (чётные). Посчитаем двойками.
- Закройте глазки и назовите соседей числа…(примеры), числа справа от…, слева от…, между… (примеры)
- Игра на внимание: дети закрывают глаза, а учитель переставляет птиц. Дети должны ответить, какую птицу переставили.
Проверка цветочных букетов.
Физкультминутка. На полянке танцуем с ежиками.
Раз цветочек, два цветочек,
Ежики, ежики,
Наковальня, молоточек,
Ножницы, ножницы,
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе.
Де-воч-ки!
Маль-чи-ки!
4. Открытие нового
У вас на партах лежат две стрелы. Сравните их, как вы будете это делать, ведь в сказке нет линеек.
Выслушиваем предложения детей. Можно рассказать о мерке «дюйм» и измерить стрелы дюймами.
Ответ: сравниваем наложением, когда это возможно.
Работа с учебником (Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.Моя математика. Учебник для 1 класса в 3-хчастях. - М.: Баласс, 2008).
Стр.50 №1
А можем мы в этом задании сравнить стрелы? Что нам поможет? (клеточки). Чем больше помещается клеточек, тем длиннее отрезок.
Стр. 50 №2
А вот стрелы начерчены уже не на клеточках, а чистой бумаге. А как теперь будем сравнивать? (слушаем предположения детей)
Работа с циркулем. Необходимо проговорить правила пользования циркулем. Учитель объясняет правила измерения отрезков при помощи циркуля.
Чтение текста в учебнике и обсуждение.
Стр. 50 № 3
- Какими мерками измерили отрезки? (жёлтыми и белыми)
- Сколько жёлтых мерок поместилось в синем отрезке?(1) А в красном белых мерок? (2) Подпишите эти числа под отрезками на доске.
Читаем текст под знаком «?»
- Что означает запись «2 больше 1»? Что означает каждая цифра в записи?
- Значит, красный отрезок больше синего? (предположения детей)
- Давайте ещё раз измерим их меркой: видим – отрезки равны (мы пришли к противоречию)
- Ребята, почему так получилось? (дети приходят к предположению, что противоречие получилось из-за того, что мы измеряли отрезки разными мерками).
- Давайте измерим их только одной из мерок – белой.
Стр. 50 №4.
В результате обсуждения выясняется, что в красном отрезке 2 белых мерки и в синем отрезке 2 белых мерки, 2=2.
Следовательно, наше предположение было верным: чтобы сравнить отрезки, их надо измерить одинаковыми мерками.
Читаем вывод под знаком «!» (в учебнике стр. 51)
Физкульминутка.
Принцы и короли очень часто бывают на охоте, где слышен гром барабанов. Сколько раз стукну в барабан, столько раз присядете, взмахнете руками, подпрыгните и т.д.
5. Первичное закрепление.
- Помогаем принцам и измеряем отрезки на карте. Мерка спряталась на карте у принцессы. Выясняем, что один из принцев пустил стрелу на большее расстояние.
Самооценка (работа с волшебной линеечкой)
- Хорошо мы с вами поработали? Помогли принцессе?
6. Самостоятельная работа
- А теперь мы возвращаемся домой. Работа в тетради на стр. 25, задание №2. Работаем при помощи циркуля или откладываем по 3 клетки так же, как делали бы это при помощи циркуля. Результаты измерений записываем в тетрадь.
7. Тренировочные упражнения (дополнительно, если есть время)
- Выполняем задания № 6,7 на стр. 51 учебника.
8. Итог урока:
- Чему мы учились?
- Сможем мы сравнить отрезки, если они измерены разными мерками?
|