Место работы:
учитель информатики гимназии № 10 г. Челябинска
Опыт подготовки к ЕГЭ по информатике в МОУ гимназии №10
Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних шести лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования.
В нашей гимназии опыт участия в ЕГЭ по информатике небольшой, всего два года. Этот экзамен выпускники сдают по выбору. Так как учащиеся гимназии углубленно изучают предметы образовательной области «Искусство», очень небольшое количество выпускников выбирают экзамен по информатике (в 2009 и 2010 годах всего по 3 человека, но сдают успешно). Так, прошлом году средний балл ЕГЭ по информатике в нашей гимназии составлял 67 баллов, в этом году уже 80 баллов. Конечно, очень трудно научить ребят всему, что требует экзамен из-за нехватки часов по предмету. Предмет «Информатика» в гимназии №10 изучается с 8-го класса (1 час в неделю), только в 9-х и 11-х классах на изучение этой дисциплины отводится по 2 часа в неделю. Именно поэтому для успешной сдачи учащимися ЕГЭ необходимо использовать дополнительное время для для индивидуальных групповых занятий с учащимися. Так, консультации для учащихся 11 класса по информатике проводятся в гимназии каждую неделю по 2-3 часа. Занятия начинаются в сентябре, после того, как учащиеся сделают предварительный выбор ЕГЭ. На уроках часто используются все больше тестовые задания из различных вариантов демоверсий, обозначаются проблемные ситуации, предлагаются нестандартные решения заданий, анализируется ход мыслей выпускников. Конечно, подготовку к ЕГЭ нужно начинать уже с самых первых уроков по информатике в 8 классе, с каждым годом используя все больше и больше примеров из тестов для того, чтобы ребята, которые действительно хотят в дальнейшем связать свою жизнь с информационными технологиями, на экзамене могли показать хороший результат.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей. Первая часть представляет собой 20 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных. Каждый верный ответ оценивается одним баллом. Вторая часть работы состоит из восьми заданий, ответ на которые представляет собой запись, числа или последовательности чисел. Учащиеся формулируют ответ и записывают его в поле для ответа на специальном бланке. Ответ на третью часть выпускники должны подробно описать на отдельном бланке.
Поэтому и наша работа с ребятами делится на блоки. Самое важное в работе над блоками – чередование теоретического материала с практическими заданиями.
При решении тестов мы используем различные учебные пособия по информатике и ИКТ: Н. Д. Угринович, А.Г. Гейн, И. Г Семакин, Макаров Н.В. и др., решаем он-лайн тесты в Интернете, пользуемся электронными учебниками. По окончании изучения каждого блока заданий ребята выполняют электронные тесты на компьютере. Для каждого блока подобран свой электронный тест, при выполнении которого можно судить о степени усвоения материала по каждому разделу. Если ученик выполняет тест меньше 50%, то он устно к следующему занятию готовит теоретическую часть и готовится к практической части- тесту. Если же ученик и во второй раз показывает такой же результат, то в индивидуальном порядке происходит разбор каждой темы и тех тестовых заданий, в которых допущены ошибки.
Чтобы перед экзаменом ребята быстро могли повторить весь изученный материал, они на протяжении всей подготовки к ЕГЭ выписывают сложные для себя задания и примеры по каждому блоку в отдельную тетрадь. Эти задания разбираются вместе с учителем еще раз и из них составляется один большой общий электронный тест, который является итоговым.
Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо не только правильно решать тестовые задания, но и правильно записывать ответы в соответствующий бланк. В отличие от результатов обработки первой части работы, где ошибки распознавания исключены, при сканировании и распознавании ответов на задания второй части возможны ошибки обработки. Кроме того, в экзаменационных работах достаточно много ошибок, связанных с неправильным заполнением бланка ответов на вопросы второй части работы. При подготовке учащихся к экзамену уделяется особое внимание тому, что все задания второй части очень точно формулируют требования к формату записи ответа: в каком порядке записывать перечень чисел, какие знаки препинания ставить и т.п. Также на уроках информатики объясняется учащимся вся сложность задачи распознавания письменного текста и иллюстрируется необходимость записывать ответ с помощью букв и цифр стандартной формы, максимально соответствующих образцу, приведенному на бланке для записи ответов. Необходимо еще раз обратить внимание выпускников на то, что ответы на задания третьей части работы должны быть записаны четко, понятным почерком, в строгом соответствии с требованиями, сформулированными в задании. В ином случае вероятность ошибок при оценивании работы резко возрастает.
Третий блок заданий группы С на программирование мы с ребятами разбираем отдельно, после того, как успешно был выполнен итоговый тест по частям А и В. И в этом нам очень хорошо помогает «Раздаточный материал К. Полякова – материалы для подготовки к еГЭ», где очень подробно разобраны задания части С и представлены задачи для тренировки. После разбора заданий части С составляется итоговая работа, где представлены различные задания из частей А, В и С.
По школьной программе на изучение темы «программирование» отводится небольшое количество часов. Но в некоторых вузах для поступления требуются результаты выполнения заданий именно по этому разделу. Высшие учебные заведения предъявляют очень высокие требования к абитуриентам, которые невозможно реализовать без специальной подготовки, дополняющей школьный курс информатики, поэтому с заданиями С1, С2, С3 выпускники справляются хорошо, а задания С4 без дополнительной подготовки решить невозможно - на это требуется очень много времени.
Опыт сдачи единого государственного экзамена в 2009-2010 годах в нашей гимназии показал, что учащиеся, выбравшие информатику в качестве экзаменационного предмета, хорошо осваивают основное содержание предмета.
При подготовке учащихся к ЕГЭ надо обращать внимание прежде всего на темы, включенные в программы для поступающих в вузы: алгоритмизацию и программирование. Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов.
Причиной большого количества ошибок не только в нашей гимназии, но и во многих других школах является слабая математическая подготовка выпускников. Значительное количество заданий оказываются выполненными неправильно только из-за арифметических ошибок. Учащиеся плохо знают таблицу значений функции 2n для первых 10 аргументов. При расчёте задач на пропускную способность канала связи учащиеся не пользуются двоичными логарифмами, а вместо этого перемножают числа «в столбик», делая при этом ошибки. Часто ошибки допускаются на нахождение остатка при делении целых чисел, при построении углов в 30, 60, 120 градусов и так далее. Все вышеперечисленные умения должны формироваться при изучении математики в основной школе, ведь уровень их сформированности сказывается на результатах экзамена по информатике за курс средней (полной) школы в силу высокой роли межпредметных связей в курсе информатики. У тех, кто не «дружит» с математикой, шансы сдать хорошо информатику малы. Конечно, труды учителя будут напрасны, если у учеников нет желания и силы воли сдать экзамен хорошо. В нашей гимназии пока такие выпускники не встречались. И это радует. Именно поэтому хочется выразить благодарность учителям математики нашей гимназии, ведь высокий балл ЕГЭ по информатике – это и их заслуга.
|