Место работы:
руководитель аппарата Общественной палаты РФ
Пять серьезных родительских ошибок
Достижения экономики невозможны, если не исправить сложную ситуацию в подростковой среде
http://www.ng.ru/education/2010-08-18/8_mistake.html
В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной рабочей группой под руководством Елены Мизулиной, уделяется немало внимания теме детей и их будущего. И особый акцент – проблеме усиливающихся социальных и духовно-нравственных отрицательных деформаций в детской и подростковой среде, представляющих одну из наибольших угроз национальной безопасности и будущему России. Речь идет о недуге затяжном, который будет неизбежно сказываться на жизни общества и государства в целом. И если не будет принято специальных мер по его преодолению, все экономические достижения нашей страны могут быстро сойти на нет.
Главная идея, на которой строятся семейное законодательство и семейная политика в России, – сохранение нуклеарной семьи. При этом не учитываются новые формы совместной жизни людей, складывающиеся в современном человеческом обществе. Есть даже такая точка зрения, что в нашей стране нет цельного семейного законодательства. Семейный кодекс как отрасль гражданского права рассматривает семью и ребенка на основе понятий о собственности и товарно-денежных отношениях.
Нужен новый Семейный кодекс, который был бы сориентирован на создание правовых условий для строительства разнообразных траекторий совместной жизни по выбору человека.
Обсуждая семейную политику, мы всегда говорим «с точки зрения тактики», при этом ничего не меняется в области стратегии. Но современная семья сильно изменилась, сегодня она совсем другая, у нее появились новые ценности, и мы еще до конца не определили их, не сумели назвать.
Все дети одинаковые – пребываем мы в уверенности. И опять ошибка. В условиях современного общества даже по отношению к взрослым невозможно сказать, что они одинаковые. Дети же отличаются еще сильнее. Данный стереотип имеет свое происхождение из устаревшей системы воспитания и подготовки детей.
Дети должны расти в семьях – действует у нас и такой постулат. И в зависимости от этого утверждения происходит деление детей на благополучных (тех, что в семьях) и неблагополучных (тех, что растут вне семьи). Увы, говорят наши эксперты, структура современной семьи резко тормозит развитие детей. В развитых странах дети вырастают в многообразной среде различных воспитательных сообществ, клубов, детских организаций и др.
Качество человеческого капитала будущей России – вот та сфера, в которой мы еще не опоздали, и она как никогда актуальна в современном мире. Речь идет не о сегодняшнем работоспособном населении, а о следующем поколении, фактически о наших детях, о тех, кто будет определять облик страны и кто будет жить в мире, где сырье и другие важные сегодня ресурсы уже не будут цениться. На повестку дня общество должно поставить стратегические вопросы, то есть те, к соревнованию по которым мир только готовится.
Для этого надо хотя бы избавиться от тех стереотипов, которые затрудняют понимание темы детства. Многие родители привыкли к тому, что сфера детства жестко регламентирована. Но темпы технического развития таковы, что если человек не приобретет в детстве определенные навыки работы с теми же информационными технологиями, в дальнейшем он безнадежно отстанет от требований дня.
По итогам анализа дискурса темы «детство» в РФ нашими экспертами было выделено несколько базовых стереотипов, которые в настоящее время задают отношение к данной теме в российском обществе. Попробуем кратко обозначить их.
Стереотип первый гласит, что родители любят своих детей. Но опросы экспертов показывают, что реальное положение дел состоит в том, что родители в большинстве своем равнодушны к своим детям и воспринимают воспитание своего ребенка скорее как обязанность. Любовь же проявляется в основном в критических или экстремальных ситуациях (болезнь, аварийная ситуация, поступление в вуз и т.д.), не превращаясь в инструмент повседневного воспитания.
Второй стереотип восприятия ребенка убеждает, что каждый ребенок нуждается в постоянном присмотре и контроле взрослого. Но это тоже не так, поскольку когда ребенок находится под присмотром взрослого, он вынужден соблюдать правила и порядки, которые устанавливает взрослый. Само же воспитание происходит в зонах, находящихся вне контроля взрослых (двор, улица, детские сборища и прочее).
Следующий отживший стереотип – дети должны воспроизводить взрослых. И опять увы! В современном изменяющемся мире, когда взрослые несколько раз за время своей жизни меняют профессию, уклад жизни и сами становятся другими, данный стереотип становится бессмысленным. И не менее ошибочно утверждение, что родители знают, как воспитывать своих детей. Не знают. Потому что данный стереотип был верен в традиционном обществе, когда люди жили большими семьями, а дети участвовали в воспитании младших братьев и сестер. В современном обществе, когда процент традиционных семей составляет лишь малую долю среди других форм семейной жизни, чаще имеет место семья с одним ребенком, а в семьях с несколькими детьми старшие дети редко участвуют в воспитании младших, данный стереотип становится абсолютно неверным. В современном обществе дети, вырастая, чаще всего не знают, как воспитывать своих детей, а будущее поколение развивается скорее вопреки взрослым, чем в соответствии с их схемами организации. Вот об этом всем и надо в первую очередь задуматься.
|