Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Покровская Л.П. Тема «Модели объектов и их назначение. Моделируем сказку»

Автор: 
Покровская Людмила Павловна
Место работы: 
МОУ Рощинская СОШ «Образовательный центр» муниципального района Волжский Самарской области

 

Тема «Модели объектов и их назначение. Моделируем сказку»

 

Раздел «Информационное моделирование»

 

Цели урока:

Образовательная:           
- формировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом;
- изучить понятия модель, оригинал,  ее виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели
Развивающая:
- развивать логическое мышление, предметную речь;
- развивать познавательный интерес учащихся;
 Воспитательная:
- воспитать патриотизм, чувство ответственности,   дисциплинированности.

Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: проектор, экран,1.ПК, презентация «Информационные модели» к  УМК по информатике для 5-7 классов (Автор: Босова Л.Л), презентация  «Моделируем сказку» (автор Покровская Л.П.), подготовленные карточки для детей. Сказка "Царевна-лягушка"

Ход урока:

  • Организационный момент. 

Цель – подготовить учащихся к работе на уроке

  • приветствие учащихся;
  • фиксация отсутствующих;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • сообщение темы и цели урока.
  • Объяснение нового материала

Цель - формировать знания по новой теме в соответствии с программным материалом.
Сегодня мы разберем с вами  такие понятия как модель, оригинал,  ее виды, сколько моделей может быть у оригинала, какие бывают модели.
Показ презентации «Информационные модели» к  УМК по информатике для 5-7 классов. Автор: Босова Л.Л.
Объяснение темы по §2.1. Модели объектов и их назначение. Глава2. Информационное моделирование [1]
Одним из методов познания объектов окружающего мира  является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов.  «Объект- заместитель» принято называть моделью, а исходный объект- прототипом или оригиналом. Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица и т.д.
К созданию моделей прибегают когда объект слишком велик (солнечная система) или слишком мал (модель атома), когда процесс протекает очень быстро ( модель двигателя внутреннего сгорания) или очень медленно (геологическая модель), когда исследовать объект опасно ( модель атомного взрыва).

 Информационная модель – это описание свойств объекта с помощью слов, формул, схем. 
Давайте создадим  различные модели на какую-нибудь известную сказку. Например,
«Царевна- Лягушка». (Вспомнили сказку в течение 2-3 мин)
Показ презентации «Моделируем сказку» в соответствии с ходом урока.

1.Информационные модели .
1.1 Табличная модель-  смешанная информационная модель.
Учитель рассматривает таблицы вместе с детьми, обсуждают.  Дети отвечают на вопросы: соответствует ли табличная модель сказке, насколько точно она отражает содержание сказки, можно ли таблицами заменить сказу?
Таблица 1. Герои сказки «Царевна-лягушка».


Фамилия

Имя

Рост

Вес

Возраст

Бессмерный

Кащей

170

45

1000

Царевич

Иван

180

85

20

Премудрая

Василиса

165

65

18

Царь

-

156

90

60

Старший брат

-

170

90

30

Средний брат

-

175

84

25

Боярская дочь

-

167

70

21

Купеческая дочь

-

154

60

22

Таблица 2.   Результаты запуска стрел братьями царевичами.


ФИО

Куда пустил стрелу

Кто поймал

Старший брат

Боярский двор

Боярская дочь

Средний брат

Купеческий двор

Купеческая дочь

Младший брат (Иван Царевич)

Грязное болото

Лягушка- квакушка

Таблица 3.Задания для невест и результат выполнения


ФИО

Испечь хлеб

Соткать шелковый ковер

Смотр у Царя-батюшки

Боярская дочь

плохо

плохо

плохо

Купеческая дочь

плохо

плохо

плохо

Лягушка- квакушка

отлично

отлично

отлично

Таблица 4. Помощники Ивана-Царевича


Наименование

Чем помог

медведь

Выворотил дерево

селезень

Ударил утку

заяц

Поймал зайца

щука

Достала яйцо

Рассмотрев эти табличные модели мы получили некоторое количество информации, но не достаточное, чтобы  воссоздать сказку.

  • Схема  - смешанная информационная модель.

Схема наглядно демонстрирует родственные отношения героев сказки. Выстаивается родословное дерево, во главе которого Царь – батюшка.

Схема 1. Родственные отношения между персонажами сказки «Царевна- лягушка»

С помощью второй схемы  можно рассмотреть уровни системы безопасности Кащея бессмертного. Схема показывает:  насколько тщательно    охранялась жизнь Кащея.
Схема 2. Архитектура уровней системы безопасности Кащея Бессмертного.

1.3.Образная информационная модель -рисунок.

Как интересно моделировать события с помощью рисунков.  Это образная информационная модель. Вспомним  комиксы,  фотографии событий, рисунки. Все они помогают создавать  графические образы событий, явлений.
Рисунок 1.  Модель сказки «Царевна- лягушка» в рисунках

1.4. Знаковая информационная  модель -  словесное описание события

Фрагмент сказки «Царевна- лягушка»

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь таково слово:
«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
Говорит Иван-царевич:
«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше.
Призывает их царь и приказывает:
«Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу».
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? — спрашивает его лягуша.
— Аль услышал от отца своего слово неприятное?»
— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб».
— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»
Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо
и закричала громким голосом:
«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки».
Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов — и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу.

Каждая из моделей дает информацию об объекте, в нашем случае о сказке. Каждая из этих моделей отражает отдельные свойства  сказки, некоторые из моделей даже расширяют наши понятия о происходящих действиях.
Можно сделать вывод:

  • Объект, который используется в качестве «заместителя»,  представителя другого объекта с определенной целью, называется модель
  • «Моделью называют объект,  имеющий существенные признаки объекта оригинала.
  • Можно создавать и использовать разные модели объекта
  • Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации
  • Модели бывают: образные, знаковые, смешанные, натурные.
  • Первичное закрепление нового материала.

Цель – установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного  осмысления материала, провести их коррекцию.

Всем ребятам раздаются карточки с различными типами моделей в виде пустых схем и таблиц. Они сами должна подобрать и вписать в имеющиеся информационные модели  различные примеры (можно из сказок — тогда учителю легче подсказать)
Например:
1 карточка. (Подсказка – герои сказки «Репка» )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 карточка. (Подсказка:  действия старика и старухи в сказке «Золотая рыбка» )

3 карточка.(Подсказка: Как выпекла бабка колобка- поскребла, замесила, выпекла, остудила)

Эту работу можно проводить на компьютерах, если учитель заранее подготовит компьютерные варианты моделей в Word или Exel.  Несколько учеников демонстрируют свои модели, доказывают их соответствие оригиналу в некоторых позициях.  Объясняют, к какому типу относится их модель.

Итог урока.
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвес­ти итоги урока.    

Домашнее задание: §2.1.[1], вопросы и задания после параграфа.

 

Список используемой учебной литературы:

  • Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова — М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.
  • Презентация «Информационные модели» к  УМК по информатике для 5-7 классов. Автор: Босова Л.Л.
  • Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Рима Габдулловна Проснякова

На: Покровская Л.П. Тема «Модели объектов и их назначение. Модел


Отличный урок. Огромное спасибо за интересную разработку.

prosnr



Фото пользователя Рима Габдулловна Проснякова

На: Покровская Л.П. Тема «Модели объектов и их назначение. Модел


Отличный урок.

Комментарий был изменен с момента создания (prosnr, пн, 24/10/2011 - 21:10).
prosnr



Фото пользователя Рима Габдулловна Проснякова

На: Покровская Л.П. Тема «Модели объектов и их назначение. Модел


Отличный урок. Огромное спасибо

prosnr


Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн