Автор:
Юлия Владимировна Федорова
Место работы:
К.П.Н., заместитель директора ЦИТУО по учебно-научной работе. Зав. каф. Информационных технологий и образовательной среды МИОО
О применении цифровых лаборатории «АРХИМЕД» в школе
В школах Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых регионах России уже более семи лет эффективно применяются Цифровые лаборатории - оборудование и программное обеспечение для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента на занятиях естественнонаучного цикла. За эти годы Цифровые лаборатории в школах стали привычными и необходимыми. Это комплекты оборудования и программного обеспечения для сбора и анализа данных естественнонаучных экспериментов. Широкий спектр цифровых датчиков используют учителя и ученики на уроках физики, химии и биологии.
Цифровые лаборатории базируются на NOVA5000 или USB-link – это качественный скачок в становлении современной естественнонаучной лаборатории. Встроенный измерительный интерфейс служит для подключения до 4 цифровых датчиков. В естественнонаучной лаборатории это существенно расширяет спектр видов индивидуальной и групповой деятельности учеников. Все программное обеспечение на русском языке. Методические материалы разработаны российскими методистами и учителями в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного Стандарта по физике, химии и биологии. Также осуществляется методическая поддержка учителей, имеющих цифровые лаборатории: курсы повышения квалификации и индивидуальное консультирование.
При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала. Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, и повышает интерес к предмету. К сожалению, раньше оборудование для лабораторных работ по биологии и химии, как правило, ограничивалось микроскопами и набором готовых препаратов или реактивов. Поэтому большинство работ носило лишь описательный характер. Наличие кино- и видеоматериалов по изучаемым темам также не решало проблемы, поскольку не давало возможности детям принимать участие в работе. Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории как биологии-химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.), так и лаборатории физики (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля и пр.). Оборудование цифровой лаборатории универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Кроме того, программа для видеоанализа позволяет получать данные из видеофрагментов, что позволяет использовать в качестве примеров и количественно исследовать реальные жизненные ситуации, отснятые на видео самими учащимися и фрагменты учебных и популярных видеофильмов.
По отзывам учителей, использование Цифровых лабораторий способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные. Так, например, при изучении кислотности различных веществ учащиеся самостоятельно делают вывод, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы, а при использовании некоторых моющих средств и, тем более, химических реактивов необходимо пользоваться перчатками.
Применяя цифровые лаборатории на уроках физики, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и работ физического практикума
- по программе основной школы
- в разделе «Механика» можно выполнить работы:
- «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»,
- «Исследование силы трения»,
- «Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения»
и другие.
- в разделе «Молекулярная физика и термодинамика» -
- «Измерение температуры вещества»,
- «Изучение явлений теплообмена»,
- «Измерение удельной теплоемкости вещества»,
- «Измерение влажности воздуха»,
- «Измерение удельной теплоты плавления льда»
и другие.
- в разделе «Электродинамика» -
- «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»,
- «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»,
- «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах»,
- «Измерение работы и мощности электрического тока»,
- «Исследование магнитного поля тока»,
- «Изучение явления электромагнитной индукции»
и другие.
- по программе полной (средней школы)
- в разделе «Механика» – стандартные лабораторные работы
- «Измерение ускорения свободного падения»,
- «Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости», а также новые работы –
- «Изучение упругих свойств тела»,
- «Изучение движения тел на машине Атвуда»,
- «Изучение свойств винтовой пружины»,
- «Проверка второго закона Ньютона в терминах импульсов»,
- «Изучение движения связанных тел»
и другие.
- В разделе «Молекулярная физика и термодинамика» выполняются лабораторные работы:
- «Исследование изотермического и изохорного процессов»,
- «Измерение удельной теплоемкости вещества», а также
- «Изучение процессов нагревания и кипения воды»,
- «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»,
- «Измерение термического коэффициента давления воздуха»,
- «Проверка уравнения состояния газа»,
- «Оценка средней скорости теплового движения молекул воздуха»,
- «Изучение работы холодильника и определение его характеристик»
и другие.
- в разделе «Электродинамика»
- Исследование смешанного соединения проводников»,
- «Изучение закона Ома для полной цепи» и
- «Изучение явления электромагнитной индукции», а также
- «Определение заряда одновалентного иона»,
- «Определение электроемкости конденсатора методом зарядки и разрядки»,
- «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»,
- «Изучение зависимости сопротивления металлического проводника от температуры»,
- «Исследование зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров»,
- «Снятие ВАХ проволочного сопротивления, лампы накаливания и диода»,
- «Измерение КПД нагревателя»,
- «Изучение электрических процессов в лампе дневного света»,
- «Снятие температурной характеристики термистора»,
- «Наблюдение явления самоиндукции»,
- «Измерение рабочих параметров электромагнитного реле»,
- «Определение числа витков в обмотках трансформатора»
и другие.
Применяя цифровые лаборатории на уроках биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ
- по программе основной школы
- Реакция ССС на дозированную нагрузку
- Действие ферментов на субстрат на примере каталазы…
- Изучение кровообращения
- Дыхательные функциональные пробы
- Зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена
- по программе полной (средней школы)
- Каталитическая активность ферментов в живых тканях
- Приспособленность организмов к среде обитания
и экспериментальных заданий разной длительности, в том числе внеурочных исследований
- В разделе «Биология растений»
- Поглощение воды корнями растений. Корневое давление
- Дыхание корней
- Поглощение листьями на свету СО2 и выделениеО2
- Дыхание листьев
- Испарение воды растениями
- Дыхание семян
- Условия прорастания семян
- Теплолюбивые и холодостойкие растения
- В разделе «Зоология»
- Водные животные
- Теплокровные и холоднокровные животные
- В разделе «Человек и его здоровье»
- Затруднение кровообращения при перетяжке пальца
- Реакция ССС на физическую нагрузку
- Газообмен в легких
- Механизм легочного дыхания. Модель Дондерса
- Жизненная емкость легких. Реакция ДС на физическую нагрузку
- Выделительная, дыхательная и терморегуляторная функция кожи
- В разделе «Общая биология»
- Действие ферментов на субстрат на примере каталазы. Разложение Н2О2
- Влияние рН среды на активность ферментов
- Факторы, влияющие на скорость процесса фотосинтеза
Применяя цифровые лаборатории на уроках химии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ, а также внеурочных исследований, например,
- Изучение процесса электролиза (датчики тока и напряжения).
- Изучение кислотности различных проб водопроводной и бутилированной питьевой и минеральной воды (датчик кислотности).
- Проверка газовых законов.
- Исследование экзотермических (взаимодействие хлорида меди с алюминием) и эндотермических (взаимодействие пищевой соды с лимонной кислотой) реакций.
- Изучение химического катализа (разложение Н2О2 в присутствии MnO2).
- Исследование теплового эффекта горения топлива.
и многие другие
При использовании ЦЛ в демонстрационном эксперименте, опыты становятся настолько эффектны и наглядны, что учащиеся не только быстро понимают и запоминают тему, но и находят множество бытовых примеров, подтверждающих полученные выводы, легко отвечают на вопросы. Например, в результате опыта с перетяжкой пальца учащиеся сразу понимают, почему мерзнут ноги в тесной обуви, что туго затягиваться ремнем вредно, и почему кровоостанавливающий жгут зимой нельзя накладывать на то же время, что и летом. В результате опыта с теплокровными и холоднокровными животными, учащиеся не только понимают, что мышь потребляет больше кислорода, чем лягушка, но и делают из этого различные заключения: почему теплокровные животные могут жить в местах с холодным климатом, а холоднокровные – нет, почему холоднокровные животные могут очень долго обходиться без пищи и т.д.
На уроках физики могут быть поставлены следующие демонстрационные эксперименты:
- по программе основной школы
- в разделе «Механика» можно выполнить работы:
- «Равномерное движение»,
- «Относительность движения»
- Запись колебательного движения
- Свободные колебания груза на нити и груза на пружине
- Силы трения покоя, силы трения скольжения
- Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно
- Изменение энергии тела при совершении работы
и другие.
- в разделе «Молекулярная физика и термодинамика» -
- «Сцепление свинцовых цилиндров»,
- «Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы
- Охлаждение жидкостей при испарении
- Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче
- Постоянство температуры кипения жидкости
- Плавление и отвердевание кристаллических тел
и другие.
-
- в разделе «Электродинамика» -
- «Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка»
- «Измерение сопротивлений»
- «Нагревание проводника током»
- «Электромагнитная индукция»
- «Действие магнитного поля на ток»
и другие.
- по программе полной (средней школы)
- в разделе «Механика» – стандартные лабораторные работы
- «Зависимость характера движения от выбранной системы отсчета»,
- «Вес тела при ускоренном подъеме и падении»
- «Движение тела, брошенного горизонтально»
- «Зависимость ускорения тела от массы и силы, действующей на тело»
- «Сохранение импульса»
- «Сохранение энергии»
- «Зависимость колебаний маятника от времени»
- «Распространение звука в воздушной среде»
и другие.
- В разделе «Молекулярная физика и термодинамика» выполняются лабораторные работы:
- «Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче»,
- «Постоянство температуры кипения жидкостей»,
- «Кипение воды при пониженном давлении»
- «Плавление и отвердевание кристаллических тел»
- «Газовые законы»
и другие.
- в разделе «Электродинамика»
- «Действие магнитного поля на проводник с током»,
- «Магнитное поле прямого тока, проводника с током»
- «Электромагнитная индукция»
- «Интерференция света»
- «Дифракция света»
- «Поляризация света»
На уроках биологии могут быть поставлены многочисленные демонстрационные эксперименты, в том числе:
- Газообмен в легких. Дыхательные пробы
- Изменение кровообращения при перетяжке
- Теплокровные и холоднокровные животные
- Изменение давления в водной среде
- Функция венозных клапанов
- Выделительная и терморегуляторная функция кожи
- Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
Также на уроках химии может быть поставлен широкий спектр демонстрационных экспериментов.
Особо хотелось бы отметить уникальные возможности ЦЛ в изучении экологии. Во всех современных учебных программах все большее внимание уделяется проблемам охраны окружающей среды. А для полноценного изучения этой области крайне необходимы практические занятия и экскурсии. Наличие датчиков кислорода, рН и освещенности (в комплексе с датчиками давления, температуры и влажности) делают ЦЛ «Архимед» незаменимой при проведении экологических исследований в 10 – 11 классах. Важнейшее значение при этом имеет то, что ЦЛ «Архимед» проста в обращении, компактна и относительно автономна. В ходе последних лет ЦЛ «Архимед» неоднократно использовались учащимися московских школ при проведении экологических исследований, как на территории города, так и в других регионах России.
Во внеурочное время можно провести следующие экологические исследования:
- Измерение освещенности в помещениях школы
- Измерение кислотности различных напитков
- Измерение физических параметров воздуха в помещениях школы
- Влияние проветривания на микроклимат класса
- Влияние кислотности почвы на видовой состав растений.
- Абиотические факторы среды
- Экология урбанизированных территорий
- Определение концентрации кислорода в цветущей воде.
- Содержание кислорода в воздухе различных помещений города
Также следует отметить многофункциональность компьютеров Цифровых лабораторий. Благодаря, широким возможностям коммуникаций, выстраивается современная лаборатория с полноценной сетью, выходом в Интернет и пр. Можно организовывать разноуровневую работу на уроках, индивидуализировать образовательный процесс, повысить эффективность контроля и самоконтроля.
Таким образом, цифровые лаборатории позволят даже в малочисленных школах поставить естественнонаучное образование на современном техническом и педагогическом уровне.
Презентации автора:
- Цифровая коллекция лабораторных работ по физике
- Конкурс естественнонаучных проектов 2004-2009
Сайт
Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов
|