Автор:
Нигматзянова Энзилэ Фазылзяновна
Место работы:
МОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №6», учитель музыки
Использование информационных технологий на уроке музыки в общеобразовательной школе
XXI век уже не ближайшее будущее, которое наступит когда-то. Это реальность наших дней. Может быть кому-то кажется, что ничего в жизни школы не изменилось: и дети, которые приходят к нам в класс, такие же, как и десять — пятнадцать лет назад. Увы, но это не так. Сегодняшние мальчишки и девчонки совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию; следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Задачей педагогов по-прежнему является обеспечение интеллектуального, нравственного, культурного, физического развития подрастающего поколения.
Делать это старыми способами и средствами невозможно. Объем информации, которую учитель должен передать детям, увеличивается с каждым годом в несколько раз, следовательно, репродуктивными методами этого достигнуть не реально. Необходимо внедрение научных достижений педагогики, психологии и технических средств в повседневную жизнь школы. Важно заинтересовать учеников самим процессом обучения, поддержать их в этот сложный момент, скоординировать действия. Огромную помощь в этом процессе могут оказать компьютерные технологии и Интернет.
Реформирование Российского образования включает множество направлений, одним из которых является использование инновационных технологий в образовательном процессе. Внедрение новых технологий в педагогический процесс и деятельность образовательных учреждений создаст предпосылки для нетрадиционного приобщения учащихся к изучению предмета, сделает обучение более эффективным. Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий.
В государственном образовательном стандарте для предметов образовательной области «Искусство» приводятся рекомендации по использованию инновационных компьютерных технологий в образовательном процессе. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации образования, призванное изменить роли и функции участников образовательного процесса, а также повышать качество обучения.
Современный школьник не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес. Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего и жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, я всегда задаю себе вопрос: «А интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми?» К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.
Почему же высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей?
Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?
А ведь современному школьнику интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников.
На уроке мы говорим об искусстве, высказываем свое мнение, фантазируем! А помогает нам в этом компьютер. Это позволяет:
- По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
- Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
- Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
- Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
- Формировать духовный мир ребенка.
Эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя. Это:
- Систематичность применения ИТ.
- Компетентность учителя в компьютерных технологиях.
- Интерес и инициатива самого учителя.
- Творчество.
- Современные технические средства.
- Программное методическое обеспечение.
В своей работе, на уроках музыки я активно использую новые информационные технологии, мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером. На компьютерном диске, который я готовлю заранее к уроку (фактически создавая для работы в классе собственный электронный учебник) находится весь иллюстративный материал: музыкальные аудиозаписи и музыкально-театральные видеозаписи, художественные работы, портреты, сценические декорации, эскизы костюмов и.т.п.
Преимущество моих электронных учебников в том, что содержание их полностью связано со школьной программой, последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением.
Управление всеми этими многообразными средствами происходит через «одно окно» компьютерного монитора. Чудеса на экране в классе, почти как чудеса в сказке. Все это умножает силу воздействия, как педагогических приемов, так и самого искусства. Однако, определенной методической трудностью представляется формирование у школьников музыкальной грамотности. Хотя программа курса «Музыка» почти полностью исключает то, что принято было называть музыкальной грамотой, без знаний элементарной теории обойтись невозможно. Такие понятия, как динамика и темп, форма произведения и длительности нот, являются художественно-образным языком музыки. Трудности усвоения обусловлены объективными причинами – ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная иными уроками и впечатлениями.
Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Поэтому я постепенно ввожу на уроках музыкальную терминологию и, чтобы избежать излишней «учености», использую в презентации слайдов учебно-развивающую программу «Музыкальный класс», которая в доступной форме рассказывает о сложных понятиях. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. Рисунки и иллюстрации, так же формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки используемых в моем электронном учебнике активизируют процесс запоминания учебного материала, делают уроки более увлекательными, интересными и веселыми.
Как в младших, так и в старших классах очень удобно проводить, музыкальны викторины, тесты - опросники, с использованием возможностей PowerPoint.
На уроках используется презентация, подготовленная как мною, так и учениками, включающая необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Дети с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию. В моей практике есть разные варианты подобных заданий. Например, учащиеся старших классов с удовольствием находят информацию о современных направлениях в музыке, исполнителях как современных, так и оперных, камерных произведений. Конечно, можно приготовить все заранее самому учителю, раздать готовые материалы, но вот останется ли это в памяти ребенка? Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Подобных заданий можно придумать и подобрать огромное множество.
Если учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, не похожей на работу в прошедшем учебном году, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Главное в нашей работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.
Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и её ни чем не заменить!
|