Автор:
Кульдяева Людмила Владимировна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 12» г. Ноябрьска, ЯНАО
Тема женщины и матери (по рассказу А.И. Солженицына « Матренин двор»)
Анализ рассказа проводится под определенным углом зрения: традиция изображения женщины, матери в русской литературе и образ героини рассказа А.И. Солженицына. Такой подход позволяет, во- первых, актуализировать знания учащимися произведений русской классики 19 века, в частности Н.А. Некрасова, во- вторых, эффективно использовать на уроке разнообразные формы активизации самостоятельной деятельности учащихся: заранее подготовленные доклады-сообщения, элементы сопоставительного анализа текстов, выявление приемов, определяющих своеобразие поэтики писателя, комментирования и др.; в-третьих, повторить материал по русскому языку, развитию речи.
Опережающие домашние задания:
Коллективные:
1.Прочитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».
2.Прочитать комментарии к рассказу.
3.Перечитать произведение Некрасова Н.А. «Кому на Руси жить хорошо».
Индивидуальные:
1.Подготовить рассказ о судьбе героини поэмы Н.А. Некрасова.
2.Подготовить рассказ о судьбе героини рассказа А.И. Солженицына.
Цели урока: изучение рассказа А.И. Солженицына как произведения, продолжающего традиции русской классической литературы; развитие навыков сравнительного литературоведческого анализа; подготовка к экзаменам по русскому языку и литературе.
Этапы урока:
1.Создание проблемной ситуации.
-Почему рассказ Солженицына и образ его героини мы можем рассматривать в контексте темы судьбы женщины, матери? Что на это указывает?
-Кто из русских писателей 19 столетия обращался к этой теме?
-Как вы понимаете слова «биография» и « судьба»? В чем вы видите стилевое различие этих понятий?
2. Реализация индивидуальных заданий: рассказы учащихся о судьбах героинь Н.Некрасова и А.Солженицына.
Задание классу: записать основные события жизни героинь.
Вывод: Принципиально судьба обеих героинь очень похожа. Различия в деталях биографии, общее - в судьбе.
Сформулируем проблему, которая станет предметом нашего исследования, и обозначим пути ее осмысления.
( Рассказ «Матренин двор» и литературная традиция изображения женской судьбы).
Методика исследования: сравнительный анализ произведений.
3.Сопоставительный анализ рассказа «Матренин двор» и поэмы «Кому на Руси жить хорошо». (Аналитическая беседа, включающая групповую работу по анализу текстов произведений).
- В чем проявляется формальное сходство между героинями произведений?
- Согласны ли вы отбросить элементы случайности в выборе имени героини Солженицына?
- Если бы женщину, приютившую его в период учительства после ссылки, звали как-то иначе, почему он должен был назвать ее так, как назвал: Матрена?
4. Групповая работа (Дидактический материал прилагается).
Вывод: Матрена воспринимается героем трудолюбивой, обделенной счастьем и достатком крестьянкой, но тем не менее доброй и терпеливой.
- Какие черты характера объединяют обеих героинь? (Доброта, терпение, смирение, трудолюбие, выносливость).
- В чем Солженицын типологически близок писателям 19 столетия? (Изображение женщины-труженицы, женщины-матери).
- Можем ли мы на основании проведенного анализа рассказа сделать вывод о том, в чем своеобразие изображения героини Солженицыным по сравнению с литературной предшественницей?
5.Обобщающее слово учителя.
Создавая образ Матрены, Солженицын ориентировался на литературную традицию. Действие рассказа происходит на 184 километре от Москвы. Автору хотелось после пережитого попасть в среднюю полосу России. Сразу вспоминается начало «Мертвых душ». И в начале и в конце рассказа автор придает своему «рассказческому» голосу особую медлительную значимость, отсылает нас к Некрасову и дальше – вплоть до евангельской притчи о Марфе и Марии, заканчивая пословицей: «Не стоит село без праведника» ( лесковские мотивы)
Вот Матрена: сначала кажется она только Марией из упомянутой евангельской притчи, той, что избрала благую участь и не заботится о многом. Даже каши как следует сварить не умеет. Но жизнь советская и на нее налагает опре6деленные обязанности: « всегда знала, чем сегодня день ее будет занят». То же и с откровенно некрасовским эпизодом: конь, на скаку остановленный Матреной, сани в озеро понес с испугу. В эпизоде этом столько величественного, сколько и комического. Подключался Солженицын к литературной традиции выборочно. Он использовал систему знаков, выявляющих характер героини через внешние признаки (описание внешности, поступков, оценки окружающих). Найти примеры в тексте.
6.Итог урока. На сколько реализованы цели урока учащимися. Какие затруднения испытывали в восприятии темы, при выполнении заданий.
Темы рефератов:
1.Поэзия и правда в малой прозе А. Солженицына ( по рассказу «Матренин двор»)
2.История создания и публикации рассказа.
3. Рассказ «Матренин двор» в контексте творчества А.Солженицына.
4. Рассказ «Матренин двор» как произведение «деревенской прозы».
Темы сочинений:
1.Почему рассказ назван «Матренин двор».
2.Не стоит село без праведника (по рассказу «Матренин двор)
3. Русские женщины в произведениях литературы 19 века героиня Солженицына.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Карточка 1
В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне ж.лтым, больным. И по глазам ее замутн.ым можно было видеть, что болезнь измотала ее.
Разговаривая со мной, она так и лежала на печи ничком, без подушки, головой к двери, а я стоял внизу. Она не проявила радости заполучит квартиранта, жаловалась на ч.рный недуг…
И она перечислила мне других хозяек, у которых будет мне покойней и угожей…
Вопросы и задания:
1.Какое впечатление о героине складывается при первом знакомстве с ее портретом?
2.Уточните правописание слов.
3.Объясните смысл и происхождение выделенных слов.
Карточка 2.
Не колхоз только, а любая родственница дальняя или соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила: «Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать». И Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке, и, воротясь, еще говорила без тени зависти: « Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда!»
Тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода. Тальяновские бабы установили достаточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв, соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь. «Что ж, платите вы ей?»- приходилось мне потом спрашивать. «Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь».
Вопросы и задания.
- Какие качества героини подчеркнуты автором?
- Найдите просторечные и диалектные слова словоформы.
- Укажите признаки, характеризующие отрывок как текст.
- Определите тип речи.
Карточка 3.
Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорее была она язычница брали в ней верх суеверия что на Ивана Постного в огород зайти нельзя на будущий год урожая не будет что если мятель крутит значит кто-то где-то удавился а дверью ногу прищемишь быть гостю. (Расставить знаки препинания). Сколько жил у нее-никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала « с Богом!» и мне всякий раз «с Богом» говорила, когда я шел в школу. Может быть, она и молилась, не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе и иконка Николая Угодника в кухоньке. За будни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку.
Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошкой. Та-мышей душила…
Вопросы и задания:
1.Можно ли считать героиню не достаточно верующей?
2.В чем особенность ее отношения к религии ? Чем это обусловлено?
3.Объясните значение выделенных слов, поберите к ним, если возможно, синонимы и антонимы.
4.Расставьте знаки препинания в подчеркнутом предложении.
Карточка 4.
Не гналась за обзаводом…, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по- глупому работающая на других бесплатно,- она не скопила имущества к смерти. Грязно- белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
Вопросы и задания.
- Какой смысл вкладывает автор в слово «праведник?
- Какую роль выполняет текст в композицию рассказа?
- Подумайте, в чем смысл авторского деления текста на абзацы?
|