Дистанционный цикл лекций «Курсы по выбору – от идеи до воплощения»
Ижевск - Москва
Аннотация
Лекции посвящены методике курсов по выбору для старшеклассников, предложенной автором в 1984 г.Показано, что курсы по выбору являются естественным продолжением факультативов и кружков в отечественной школе, во внешкольных учебных учреждениях, научных обществах учащихся и т. п. , а также курсов специализации в вузах. Упор в методике делается на привлечение к преподаванию специалистов соответствующих областей знаний. Курсы по выбору способны выполнять и задачи профильных классов, отнимая всего лишь 10% от объема базисных предметов. В результате школа будет способна решать как задачу фундаментального образования, которое содержит в себе элементы компетентностного подхода, так и задачу подготовки школьника к выбору профессии и проверки своей пригодности к ней. В пособии приведены результаты анкетирования, сравнения с результатами 2000-х годов, программы и краткие содержания курсов по выбору, темы самостоятельных работ, показана эффективность использования ЭВМ при обработке различных типов опросников и решении задач. Лекции могут представлять интерес для руководителей (в том числе специалистов-практиков) и организаторов курсов по выбору, преподавателей ИПК, родителей , учителей и студентов.
Содержание
- Лекция I.Предисловие. Роль специальных образовательных учреждений, различных предприятий в образовании школьников.
- Лекция II.История возникновения курсов по выбору в СССР и РФ.
- Лекция III.Первый опыт введения курсов по выбору в школьные программы страны.
- ЛекцияIY. Опыт проведения курсов по выбору в средней школе №41 г.Ижевска. ЛекцияY.Курсы по выбору - обязательный предмет для старшеклассников.
- Лекция YI.Примеры программ и самостоятельных работ для учащихся курсов по выбору и Научного общества учащихся.
- Лекция YII.Заключение. Интерактивное обсуждение: новое в преподавании предмета, предложенное самим слушателем или другим новатором. Литература.
Лекция I.Предисловие. Роль специальных образовательных учреждений, различных организаций в образовании школьников.
Система обучения школьников непрерывно развивается, реагируя на изменения в обществе ,к которым в свою очередь причастна и она сама. Одной из важнейших задач современного образования школьников является выявление интересов и способностей, их развития и подготовка к после школьной жизни: получению профессионального образования и трудовой деятельности в соответствии с их интересами, способностями и потребностями общества. Но так было не всегда. Например, знаменитый русский математик и педагог Остроградский М.В (1801-1861гг.) “не закончил Полтавскую гимназию, которая всем ученикам мало пользы приносит. Даже по математике при девяти бальной системе он имел лишь пятерку. Решено было определить его в один из гвардейских полков, но П.А Устимович (брат матери М.В Остроградского) посоветовал направить мальчика в университет. Так в 1816г решилась судьба будущего ученого.»( А.Т. Григорян “Михаил Васильевич Остроградский” М : Издательство АНССР, 1961). Другой знаменитый русский ученый- химик Коновалов М.И., выходец из крестьян, «окончив с золотой медалью классическую гимназию, решил поступить в Московский Университет и стать языковедом. Приехав в 1880г. в Москву, он случайно встретился со своим знакомым, который решил показать ему лаборатории естественного отделения физико – математического факультета. Коновалов был поражен увиденным и услышанным и после некоторых колебаний решил изучать естественные науки».(П.И Старосельский, Е.П Никулина “М.И.Коновалов” М: “Наука”1981). В судьбе обоих знаменитых ученых главным в выборе жизненного пути, позволившим им проявить свои способности, оказался благоприятный случай , а не гимназия(школа). И такие случаи, в том числе неблагоприятные, не единичны и сейчас. “Конец 50ых и особенно 60ые года 19-го века характеризовались в России мощным подъемом прогрессивных сил страны… Именно в этот период вышло сочинение М.В
Остроградского”Размышления о преподавании”, написанное совместно с французским математиком А.Блумом. Суть реформы школы, предложеного авторами”Размышлений” в основном сводятся к тому что обучение уже на первых его ступенях должно быть возможно более активным , творческим, наглядным. Дети должны начать обучение наук с шести лет. Большую часть времени они проводят в мастерской, созданной при каждой школе. На следующей ступени обучения ребенок, сочетая учебу в мастерской и в классе, учится уже письму, счету, знакомится с первоначальными положениями геометрии, физики. Содержанием следующих ступеней о является систематизация, расширение и углубление знаний, а так же их закрепление. Авторы предлагали развернуть политехническую переподготовку преподавательского состава и смело привлекать умных и почтенных рабочих, которые осторожно будут руководить ручными работами учеников. В “Размышлениях” поднят вопрос, который обсуждается и в наши дни: нужно ли создавать специальные школы для одаренных детей. Авторы ответили на этот вопрос отрицательно, но с одаренными детьми надо, не обособляя их в отдельные школы, вести индивидуальную работу.” Идеи М,В. Остроградского и А. Блума наверняка были использованы при создании единой трудовой политехнической советской школы, в которой развитие способностей учеников происходило на основе фундаментального образования дополненного уроками труда, выбор профессии, различными факультативными занятиями и широкой сетью внешкольных образовательных учреждений (ОУ): дворцов пионеров и школьников (ДПиШ), станциями юных натуралистов (СЮН), техников (СЮТ) и т.п., различных творческих объединений, к руководству секций которых привлекались сотрудники вузов, ссузов, НИИ и предприятий («смело привлекать умных и почтенных рабочих»). Факультативы, секции и кружки не были обязательны для школьников- их посещали по собственному желанию те кому было недостаточно школьных знаний, рассчитанных на среднего ученика и кто надеялся встретить там таких же пытливых, стремящихся попробовать свои силы, выполняя практическую работу в интересующих их сферах знаний. Положительный эффект от таких занятий естественно приводил к мысли более широкого привлечения к ним школьников, что в начале 1970-х годов нашло воплощение в Научных обществах учащихся (НОУ), Малых академиях наук (МАН). Рассмотрим их деятельность на примере НОУ «Мысль» г.Ижевска [4,16] (ссылки и сами первоисточники здесь и в дальнейшем см.также на Сайте :www.facultativ.narod.ru ):
С 1978 года наряду с традиционными формами внеклассной работы с учащейся молодежью в Ижевске стало работать НОУ « Мысль». В НОУ приходят школьники ( 7-10 классов) из 70 школ и учащиеся ссузов, стремящиеся расширить свои знания в определенной области науки, техники, искусства, желающие уже в школе попробовать, а какой из него получится физик, математик, биолог, медик, юрист, металлург и т.п.Занятия в НОУ идут более чем в 30 секциях ,число которых временами достигало 41: Археологии , Зоологии, Ботаники , Педагогики, Французского языка, Информатики, Немецкого языка, Архитектуры, Английского языка, Микробиологии ,Генетики, Литературоведения , Экономики Геоэкологии, Экологии растений, Экологии животных, Общей экологии, Технологии, Краеведения, Технического творчества, Русского языка, Филологии, Физики, Радиоэлектроники Биологии Химии Математики Географии Автоматики и кибернетики Физиологии, Медицины, Литературы, Журналистики, Юридическая (права), Астрономии , Телескопостроения, Геологии, Психологии, Истории, Искусствоведения, Этнографии, работающих под руководством учителей и специалистов из 30 организаций .В ДПиШ (сейчас-ДДЮТ) находится методический центр НОУ- старосты секций образуют ученический совет, научной и методической работой руководит совет кураторов общества. Информацию о наборе в секции НОУ школьники узнавали из СМИ, объявлений, которые рассылались во все школы города, и от членов НОУ. Учебный год начинается в октябре организационной сессией, на которой ребята вместе со своими руководителями планирует работу на учебный год, старясь учесть и тематику будущей зимней школы, которую мы выбирали совместно с руководителями и старостами секций В течение года проводились общегородские лектории: «Химия вокруг нас», «Математика в современном мире», «мир кристаллов», «На пороге совершеннолетия».Члены НОУ в свою очередь – не только занимаются любимым делом, но и пропагандируют его.
Каждый год итоги работы НОУ подводятся на научно-практической конференции «Юность - науке». И если на второй конференции 4 секции объединяли 32 члена НОУ, работавших под руководством 26 руководителей, то на четвертой конференции на 9 секциях выступали с итогами работы 143 члена НОУ, работавших под руководством 107 преподавателей, специалистов и студентов. Были отмечены работы: «Дешифрование космических снимков на примере пустынных территорий Аравии», «Динамика ЭКГ в ранние сроки ишемии»; «Построение функции полезности в задаче распределения семейного бюджета»; «Построение 32 точечных групп кристаллических решеток», «Решение некоторых задач динамики с помощью ЭВМ» ( на студенческой конференции в Ижевском механическом институте- ИМИ ).. Большая часть докладов на конференциях делается по результатам конкретных исследований, и лишь незначительная часть носит реферативный характер. Так, в секции археологии много докладов посвящается итогам работы членов НОУ в Камско-Вятской археологической экспедиции. Поэтому не удивительно, что на УШ конференции, прошедшей в апреле 1986 года, лучшими докладами на секции археологии были: «Вооружение с Аверинского могильника», «Общая характеристика Верх-Саинского городища», а на секции радиоэлектроники - биостимулятор мышц спортсменов, который экспонировался на ВДНХ СССР, члены секции выступили на студенческой научной конференции в Удмуртском университете (УдГУ) с докладами: «Исследование пленочных покрытий при вакуумном отжиге» и «Расчет и характеристики улучшенной акустической системы».
Зимние школы организуются ежегодно в последние предновогодние дни в одном из пригородов Ижевска – на турбазе «Югдон». Каждая школа обычно проводится по одной общей теме, интересной как для «физиков» так и «лириков». Для ребят школа – это еще и зимние спортивные соревнования, и «физбой», и традиционные КВН между командами школьников и руководителей и комиссаров секций, и новогодняя елка со всякими чудесами, и торжественная клятва верности науке. А самое главное – это общение единомышленников, стремящихся к «сияющим вершинам науки» .В 1983 году впервые была организована летняя школа НОУ, где также читались лекции, проводились экскурсии – знакомство с природой окрестных мест, «физические бои», наблюдения звездного неба. При этом школьники 3-4 часа ежедневно работали на полях совхоза «Удмуртский» и тем самым полностью оплатили расходы по организации лагеря. Летняя школа также стала ежегодной. На отчетные конференции и зимние школы мы приглашаем членов НОУ из других городов: Свердловска (Екатеринбурга), Челябинска, Перми, Караганды, Львова, Ростова-на-Дону. Наши члены НОУ в свою очередь приглашаются на крупные мероприятия, проводимые НОУ других городов. Так, в 1986 году работы « Запасной крахмал и формы его отложения» и «Некоторые представители флоры Центрально-лесного заповедника» заняли первое место на отчетной конференции Донской МАН в Ростове-на-Дону. Небольшая продолжительность учебы в НОУ (1-3 года) обусловливает интенсивную жизнь внутри общества и, следовательно, необходимость постоянно искать новые формы организации занятий и творческих мероприятий .Интересы членов НОУ не ограничиваются рамками изучаемых дисциплин, поэтому широко практикуются лекции, занятия, пресс-конференции и т.п. по общим проблемам науки, культуры, общества. Мы ввели традицию выдавать выпускникам на отчетной конференции аттестаты ( портфолио ) об окончании НОУ с указанием секций и выполненных работ. Очень сильная сторона НОУ – коллективизм. Члены НОУ принимают активное участие в выпуске стенгазет, развертывании коротковолновой радиостанции ,фильме о НОУ, и т.п.. Сами школьники написали музыку и слова для гимна НОУ. Естественно, они приняли самое активное участие и при обсуждении путей реформирования школьного образования, которому была посвящена
Зимняя школаЮгдон IX (1987 г.) «НОУ и общеобразовательная школа».
Пленарные заседания: 1.Роль НОУ в развитии творческих способностей школьников. Муртазин И.А., к.ф.-м.н.2.Что мы ждем от реформы школы? Клейменова Юля, ученица. 3.Реформа школы – составной элемент перестройки Советского общества. Сакерин Г.С., учитель.4. Талантливые ученик и учитель в концепции перестройки. Энгвер Н.Н., д.э.н. 5 Камашев Г.Я..Опыт организации работы секции радиоэлектроники 6.Проблемы языкознания. Марков В.М., д.ф.н., 7.дискуссия по темам: Атеистическое воспитание молодежи Фролов Ю.В. и О профессии и личности учителя. Орехов П.С., к.п.н. 8.круглый стол, участники: Лисина- министр просвещения УАССР, Гуща Е.М.-заслуженный учитель РСФСР, Бородин В,И .-д.ф-м.н., зам.директора ФТИ УрО АН СССР, Машенин Ю.И. -директор ДПиШ, Марков В.М.-. заслуженный деятель науки РСФСР зав.кафедрой УдГУ, Камашев Г.Я.- зав.кафедрой ИГМИ,Муртазин И.А.-.зав .лабораторией ФТИ УрО АН СССР, члены НОУ ( ноушата ).
По результатам обсуждения докладов и встречи за круглым столом было выработано Решение:
1.Сократить на 15-20% объем существующих учебных программ, а освободившиеся при этом часы использовать для углубленного изучения предметов в соответствии с интересами и способностями школьников. 2.В каждом районе организовать учебно-методические центры по профориентации. 3.Увеличить число часов на физкультуру, отменив при этом утренние зарядки, по крайней мере, принятую сейчас форму их проведения.4.Ввести в учебные программы новый предмет «Эстетика» 5.Развивать различные формы привлечения школьников к производительному труду, включая организацию школьных кооперативов по оказанию услуг населению.6. Политинформации проводить в форме диспута, заранее обсудив тему занятия. 7.Раз и навсегда покончить с процентоманией 8.Заменить ряд учебников (по литературе, по этике и психологии семейной жизни) на методические пособия.9.Большую часть предметов вести не по часу, а по два часа («парами», как делается в вузах) 10.Увеличить выбор изучаемых в школе иностранных языков, сделать их изучение эффективным 11.Шире привлекать внешкольные организации к профориентационной работе со школьниками.
Опыт работы с людьми, приобретаемый в НОУ, очень ценен в наше время, когда решение задач производства и науки требует привлечения больших коллективов ученых и специалистов. И этот опыт проявляется уже сейчас: выпускники НОУ объединились в педагогический отряд. Бойцы этого отряда работают комиссарами в зимних и летних школах, сами становятся руководителями секций, оказывают материальную и информационную поддержку НОУ. Так, В.иТ.Шулаевы создали блог к 30-летию НОУ «Мысль». Члены НОУ, таким образом, проходят хорошую школу и самостоятельной работы и управления и общения. Поэтому не подлежит сомнению, что НОУ на сегодня – это высшая форма внеклассной работы. Об этом говорят и отзывы из вузов, где выпускники НОУ вносят в студенческие группы атмосферу творческого отношения к учебе и общественной жизни коллектива. В целом в рамках НОУ ведется серьезная работа по воспитанию учащихся, привитию им интереса к глубокому изучению наук, пропаганде достижений отечественной и мировой науки. Эта работа была бы немыслима без помощи (все мероприятия для школьников были бесплатными ) руководства образованием города, ДПиШ, руководителей вузов, НИИ, предприятий, общества «Знание» и Дома техники НТО. Всего же в работе НОУ в различное время и в различных формах принимало участие не менее 70 школ Удмуртии ( в основном г.Ижевска) и30 организаций: УдГУ, Ижевский медицинский институт (ИГМИ), ДПиШ, Республиканская СЮТ, Ижевский механический институт, Ижевский сельскохозяйственный институт (ИСХИ), СЮТ№2 индустриального района. ФТИ УдНЦ УрО РАН, Прокуратура Удмуртии, Удмуртский республиканский краеведческий музей. ПО «Ижмаш», ПО «Ижсталь», ПО «Уралмаш», Музей изобразительных искусств Удмуртии, Коллегия адвокатов и МВД Удмуртии. Газеты «Удмуртская Правда» и «Комсомолец Удмуртии». Ижевское медицинское училище, Институт усовершенствования учителей, Ижевское педучилище, РСЮН,. Центрально-лесной государственный биосферный заповедник (ЦЛБГЗ), Ижевское отделение Горьковской железной дороги. МГУ, Удмуртгражданпроект, Удмуртская инспекция рыбоохраны, Республиканская опытная станция, Воткинская станция юных натуралистов, Институт металлургии РАН, Институт кристаллографии РАН, КЮТ «Заря». Управление образованием г. Ижевска, Министерство образования Общества «Знание» Удмуртии, Ижевский «Дом техники» НТО. Своим девизом члены НОУ взяли слова «Ученье – путь к звезде открытий».Пока школьники не совершают открытий в науке,но открытия они делают в себе: а что я могу, кем быть и т.п. Преподаватели верят, ребята станут настоящими людьми, специалистами своего дела.
Реформа общеобразовательной школы в 1984г «Указала на необходимость повышения качества образования и воспитания. Коренным образом улучшить постановку трудового воспитания и профессиональной ориентации». Для того чтобы решить эти задачи, средняя школа постепенно перешла на одиннадцатилетнее обучение, которое начинается с шести лет. Реформа дала толчок для более дифференцированного обучения, выявления и развития индивидуальных способностей школьников, которое раньше в основном происходило вне школы, но не указала пути решения поставленных задач. В результате возникли различные типы школ с различными программами обучения, снижающими не менее чем на половину объем базового образования. Оставшиеся часы посвящены профильным предметам, включая курсы по выбору, и в меньшей степени региональным. Отказ от фундаментального образования, служившего всестороннему развитию личности ученика, вместе с отсутствием подготовки учителей преподавать профильные предметы значительно изменил жизнь школы, вызывая в связи с этим не прекращающиеся дискуссии. Наш опыт, который будет описан ниже, показывает более “мягкий”путь реформирования, по крайне мере, в ближайшие годы, ограничившись введением в школьные программы 9-11-ых классов нового предмета “курсы по выбору” с объемом 3-4 часа неделю. Действительно ( Цитаты из Информационного письма (далее Письмо) от 13.11.2003 Минобразования России ) задачи профильных предметов (“углубленное изучение отдельных предметов, ориентированных в первую очередь на подготовку учеников школы к последующему профессиональному образованию”) и курсов по выбору («удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника») практически совпадают. Более того, и базовые предметы, хотя и не в первую очередь, решают и эти задачи .К преподаванию курсов по выбору нужно привлечь, таких же как в НОУ, специалистов и учителей, способных привить ученикам самостоятельность и влюбленность в выбранное дело. 3-4 часа, выделяемых на курсы по выбору, всего лишь на 10% уменьшают объем базовых предметов. Это обстоятельство, сохраняющее фундаментальное образование, позволит ученикам безболезненно переходить при необходимости из одного курса в другой в поисках своего курса по выбору.
Начиная с 2003/2004 учебного года, во всех 9-11 классах страны проводятся обязательные занятия по курсам по выбору, каждый из которых посвящен определенной специальности, области знаний или деятельности и таким образом требует для их проведения преподавателей соответствующих специальностей. Учитывая, что эти занятия проходят в группах с наполняемостью не большей половины наполняемости классов, можно определить [Сайт] количество одногодичных курсов по выбору. Например, в 2009/2010 учебном году следует ожидать более 300 000 (в каждой школе в среднем курсов: 3 –3,65 в 9-х классах и 5 -6,65 в 10-х и 11-х). Однако есть предложения проводить по два курса в год, по три курса за два года, причем начиная с 5-8 классов. В этом случае число групп, а следовательно и преподавателей может достичь миллиона и приблизиться к числу учителей в дневных школах страны. Но раньше не было такого предмета, который требовал столь огромного количества преподавателей (учителей и специалистов) – его «ввело» Письмо. Оно содержит и описание сути курсов по выбору, но не раскрывает историю их возникновения, которая может заинтересовать многих участников курсов по выбору. Меня же это интересует по той причине, что саму идею курсов по выбору в школах страны предложил я в 1984 г. и вместе с небольшой группой специалистов и учителей проверили ее эффективность в школах г.Ижевска №35 (1984-1986 гг.) и №41 (1988-1992 гг.), описали в публикациях [1 – 11] 1985-1994 гг., см. Сайт, и на курсах повышения квалификации ознакомили с нашей методикой немалое число учителей Удмуртии. Никто, в том числе рецензенты 4-х публикаций в центральной печати и известные ученые РАО из Казани и Москвы, педагоги Ижевска, с которыми я встречался, не оспорили наш приоритет. Поэтому отсутствие ссылок на наш опыт, как в Письме, так и последующих за ним публикациях, очень меня удивило. На кого же ссылаются авторы и в том числе те, кто сегодня описывает и внедряет нашу методику в школьную практику.
Е.А.Климов, С.Н.Чистякова. Основы производства. Выбор профессии часть 2 М: Просвещение 1988 г.:«По прогнозам специалистов каждому из вас (учеников) в течение жизни придется 5-6 раз существенно обновлять профессиональные знания и умения. А для этого надо иметь прочный фундамент – общее среднее образование с.39, особое внимание надо уделить вопросам самообразования: какую литературу читать, в каких кружках или группах по интересам заниматься, какие выставки посещать с.44, опробовать себя в разных направлениях деятельности с.49.» С этими и подобными утверждениями трудно не согласиться, но эти пожелания недостаточны, чтобы помочь школьнику выбрать профессию. Нужны действия, например, введение в программы школ курсов по выбору (о которых нет упоминаний в книге). Проблемы общего образования в странах социализма под редакцией В.М.Пивоварова –М.: Педагогика, 1989 г.:«Каждая из соцстран (книга посвящена зарубежным странам) в 70-80 годы провела в жизнь те или иные изменения в школе. В основной и средней школе введены разнообразные формы дифференциации обучения. Факультативы удовлетворяют ндивидуальные запросы учащихся, обязательные предметы по выбору обеспечивают углубленное изучение традиционных учебных предметов, курсы по интересам (с.129) способствуют выявлению наклонностей и талантов молодежи» В.В.Веселова Билет в будущее - М. Знание (серия Педагогика и психология), 1990: «Н.К.Крупская неоднократно отмечала, что у американцев можно многому научиться – развитию индивидуальности ребенка, приучению его к самостоятельному труду и мышлению. В обычной средней школе США перечень элективных, то есть выбираемых по желанию ученика, учебных предметов бывает до 200.» В двух последних публикациях упоминается о предметах, которые школьники могут выбирать, исходя из своих интересов, но отсутствует описание методик их преподавания. Каспаржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе М.: Новая школа, 2004: «сообразность введения в учебный план курсов по выбору мы почувствовали в гимназии во второй половине 80-х. Левит М.Л. удачно первым применил словосочетание – «элективные курсы» (стр.80). Результаты работы гимназии, как следует из текста, были опубликованы в сборнике статей в 1995, 1996 и 1999 гг. (стр.81, 93) То есть, значительно позже наших работ, в которых введенный нами новый предмет мы называли факультатив по интересам (по выбору), (по свободному выбору), наконец, курсом по выбору. Напомню, что до конца 80-х годов, практически все школы страны обучали по единой программе и поэтому новый предмет мы могли вести только факультативно. Этим и объясняется наличие слова факультатив в первоначальном наименовании предмета. Широко распространившееся сейчас словосочетание «элективные курсы» едва ли можно признать « удачным», хотя бы потому, что оно никакого нового смысла по отношению к слову «выбор» не несет, а в ряде случаев не может без него обойтись и таким образом только засоряет русский язык. Оставлять же обе версии – русскую и иноязычную – значит давать повод предположить, что они несут различный смысл и размножать новые «удачные» словосочетания – «электив» и т.п. Кроме того, эти два новообразования еще и уводят от истинного истока курсов по выбору в нашей стране. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя 2-е издание –М:Айрис-пресс,2008: «Для отечественных педагогов элективные курсы– это новые образовательные формы, а в профильном обучении зарубежной школы они имеют многолетнюю историю. Первый путь представлен стационарными отделениями, секциями (Франция, Италия и т.п.). Занятия в них осуществляются в соответствии с планами и программами для данного профиля обучения. Факультативы и предметы по выбору играют вспомогательную роль. Второй путь реализуется в результате выбора учащимся элективных курсов в дополнение к небольшому количеству обязательных дисциплин (США)» К сожалению, автор не описала методики, используемые в зарубежных школах.
В любом случае, использование нами курсов по выбору в школах с единой программой обучения не похоже ни на первый , ни на второй путь. Когда же в начале 90-х годов в школе №41 были введены в 10-х и 11-х классах физико-математический, экономико-математический и физико-технический классы, школьникам сохранили возможность выбора факультативов. Однако, основная нагрузка курсов по выбору приходилась на 9-е классы, поскольку именно девятиклассники должны были сделать один из первых важных в их жизни выбор – продолжить обучение в школе или в ссузах или устраиваться на работу. Курсы по выбору и были призваны помочь школьникам совершить осознанный выбор, основанный на практической деятельности, приближенной к той, которая их интересует. Готовность к выбору профессии в 14-15 лет подтверждается и выводами других исследователей: «У подростка 14-15 лет появляется «стремление сознательно воздействовать на себя,…бороться со своими недостатками» (Крутецкий В.А., Лукин Н.С., Психология подростка.-М:1965) «Наше исследование показало, что большинство учащихся (14-15 лет) достигают психологической зрелости для сознательного выбора, однако нередко подростки допускают ошибки, на преодоление которых и должна быть направлена вся работа школы по профориентации» (Йовайша Л.А.Проблемы профессиональной ориентации школьников-М:Педагогика,1983). Подготовку к выбору самих курсов по выбору мы начинали за полгода до их начала. [6,9,11 ]. О подготовки школьников к выбору курсов по выбору можно также прочитать в кн. Меттус Е.В., Турта О.С.,, Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения для учащихся 7-11 классов- СПб : КАРО, 2006 В обоих случаях – и в 80-е годы, когда практически все школы придерживались единой программы и в начале 90-х, когда школы стали вводить профильные классы, мы с предложенной нами идеей курсов по выбору шли своим путем, главные черты которого спустя 19 лет после первой нашей работы можно обнаружить как в Письме, так и в последующих публикациях, Идея была крайне проста– группа из специалистов НИИ, профессионального образования, производств и т.п. предлагает всем ученикам 8-х классов десятилетней школы провести в течение года занятия по интересующим их предметам и в том числе тем, которые не преподаются в школе. Занятия включают лекции, семинары и самостоятельные работы, которые дают школьникам возможность проверить свои способности в избранной ими области деятельности. Прежде чем перейти к описанию нашего опыта, большая часть которого представлена на Сайте, я расскажу об истории возникновения у меня идеи курсов по выбору.
Лекция II. История возникновения курсов по выбору в СССР и РФ
В истории науки существует множество примеров озарения, которые приводили к великим открытиям великих людей. Но озарения присущи и простым смертным. И великих первооткрывателей и не великих объединяет при этом то, что и те и другие всегда помнили о проблеме, которую они должны были решить, а ассоциации, типа падающего на глазах И.Ньютона яблока, были всего лишь спусковым крючком. Посмотрим, укладывается ли в эту схему мое введение в школьное образование курсов по выбору. Я закончил физико-технический факультет Уральского Политехнического Института в г. Свердловске (Екатеринбурге), далее, пройдя метров 300, я стал вначале аспирантом, а затем и сотрудником Института Физики Металлов АН СССР ( РАН ). Уже из названий этих заведений можно заключить, что едва ли я там был озабочен школьными и педагогическими проблемами. Они у меня начались с переездом в 1973г. в г. Ижевск, где я начал работать в Удмуртском госуниверситете ( УдГУ ). Пришлось выступать в школах города и районов Удмуртии, проводить экскурсии школьников по лабораториям УдГУ и т.п. Там же я опубликовал первый доклад по педагогике [13,см.Сайт], в котором предлагал ввести две программы для поступающих на физические специальности – одну для будущих физиков-теоретиков, вторую – физиков-экспериментаторов, и окончил двухгодичный Вечерний Университет Педагогических знаний. С 1974 по 1984гг. я заведую (одной из выпускающих) кафедрой Физики Твердого Тела (ФТТ). Выпускающие кафедры создавали, в рамках отведенных Министерством часов, программы спецкурсов, призванных дать студентам специализацию. В конце третьего курса студенты должны были выбрать, курсы какой кафедры они будут посещать. Для расширения круга спецкурсов кафедра ФТТ привлекла специалистов ФТИ УрО АН СССР, который стал составлять с кафедрой учебно-научный комплекс [15].Благодаря этому студенты имели возможность выбора уже внутри учебно-научного комплекса- часть из них проходила специализацию на кафедре, часть- в ФТИ. За два года специализации они близко ознакомились с работой инженеров и научных сотрудников, что позволяло им осознано выбрать или отказаться от этих профессий. К пятому курсу некоторые студенты выбирали профессию учителя и для них мы читали курсы, призванные помочь подготовиться к работе в школе. Вместе с заведующим кафедрой теоретической физики и выпускником нашего факультета мы приняли участие в восстановлении физических классов, впервые открытых в 1968г., в школе №58, где я в 1978- 1984 гг. читал курс «Введение в физику твердого тела», практические занятия для школьниц проводились в лаборатории металловедения и механических испытаний кафедры ФТТ, а для мальчиков- в лаборатории радиоэлектроники [14,8] :
Программа ФТТ реализовалась с помощью лекций, практических и семинарских занятий и лабораторных работ для учеников физического класса. На лекциях были отражены следующие вопросы: строение твердых тел; элементы симметрии; анизотропия; решетки Бравэ; второй закон термодинамики и точечные дефекты в кристалле; дислокации; прочность твердых тел; эффект Иоффе; диффузия; строение атома и периодическая система элементов Менделеева; электроны в твердых телах; принцип неопределенности Гейзенберга; принцип Паули; диэлектрики, полупроводники, проводники, энергия Ферми; теплоемкость металлов и изоляторов; металлические стекла. На одном из практических занятий решались задачи геометрической кристаллографии. Другое практическое занятие было посвящено доказательству того, что среднеквадратичное смещение диффузанта (диффундирующего атома) изменяется линейно со временем. Доказательство основывалось на аналогии между диффузией и случайным характером выпадения «орла» (скачок диффузанта вправо) и «решки» (скачок диффузанта влево) при бросании монеты или на моделировании процесса диффузии с помощью ЭВМ. На семинарских занятиях были заслушаны рефераты учеников по темам: русский кристаллограф академик Е.С.Федоров; происхождение химических элементов; рентгеноструктурный анализ; сегнетоэлектрики; симметрия в природе, технике, искусстве; сверхпроводимость; советские физики – лауреаты Ленинской и Нобелевской премии. В качестве вопросов, которые исследовались в процессе лабораторных работ, были выбраны следующие: рост кристаллов, измерение твердости металлов, определение теплоемкости твердых тел и построение диаграммы «напряжение – деформация». Лекции и практические занятия (26ч – лекционных, 4ч – практических) проводились в I полугодии); семинарские занятия (10ч) и лабораторные работы (12ч) были проведены во II полугодии. В рамках уроков труда ученицы ознакомились с физическим металловедением; уроки труда у мальчиков были посвящены радиоэлектронике. При этом школьницы получили представление о работе лаборанта в области физического металловедения, а также специализацию по профессии лаборанта-металлографа. Все практические занятия проходили на кафедре ФТТ УдГУ с соблюдением необходимых правил техники безопасности. Программа занятий по труду:
I Физическое металловедение. Изучение макроструктуры металлов и сплавов (выявление макроструктуры; метод определения химической неоднородности сплавов.Металлографические микроскопы (МИМ-7, МИМ-8, МЕТ-3) и техника измерения деталей микроструктуры..Приготовление микрошлифов и выявление структуры для микроскопического исследования .Краткое изучение диаграммы состояний железоуглеродистых сплавов. Влияние термической обработки на микроструктуру и свойства углеродистой стали (практика проведения термической обработки – закалки, отпуска )
II. Термическая обработка металлов в вакууме Основные понятия, связанные с термической обработкой металлов в вакууме .Важнейшие узлы электропечи (шахтной вакуумной лабораторного типа): вакуумная система, система водоохлаждения; электрическая и измерительная системы. Вакуумные насосы, их разборка и сборка; виды уплотнений для вакуумных систем. Методы измерения температуры. Проведение отжига металлов.
III Механические испытания металлов Основные представления о деформации и напряжении, упругость и пластичность металлов; механические свойства материалов; классификация механических испытаний. Испытания на растяжение, сжатие, изгиб, кручение, ползучесть, усталость, износ, образцы и оборудование для них. Диаграмма деформаций; определение характеристик прочности и пластичности. Твердость и методы ее измерения Определение ударной вязкости. Механические испытания при повышенных температурах.
Приведенная программа состоит из трех не зависимых друг от друга частей, позволявших вести занятия по ним одновременно, разбив учениц на три группы по 5-6 человек. На уроках труда перед ними ставились и исследовательские задачи: выяснить влияние режимов на микроструктуру и твердость образца, исследовать диффузионную зону в системе «железо-алюминий» и т.п. Лучшие работы школьники докладывали на конференциях. Основная трудность проведения спецкурса заключалась в отсутствии по нему учебного пособия. Поэтому приходилось учить учащихся конспектировать лекции и составлять опорные конспекты по методике Шаталова. В качестве контроля знаний использовался устный и экспресс-опрос.
Перейдя в выпускной класс, все школьники имели возможность прослушать факультативный курс «Вычислительная физика и техника». Программа курса включала следующие вопросы: возможности вычислительных машин первого, второго и третьего поколений; вычислительные комплексы; малые вычислительные машины, структура простой ЭВМ. Практическая часть составляла 70 ч и осуществлялась также за счет уроков труда сотрудниками кафедры теоретической физики и вычислительного центра (ВЦ) УдГУ В качестве прикладных задач использовались задачи ФТТ: наблюдение за движением диффундирующего атома, формированием различных элементарных ячеек, содержащих точечный дефект, или границу двух зерен или дислокацию и др. Введение в среднюю школу курса «Информатика и вычислительная техника» заставило создать ВЦ в школе.
Занятия по радиоэлектронике для мальчиков проводились сначала в лаборатории УдГУ, но затем были перенесены в школу, где с помощью учащихся физических классов был разработан и создан практикум по всем разделам программы, состоящей из 22 работ: 1-6- изучение полупроводниковых диодов, транзисторов, тиристоров; 7-17 – изучение основных узлов выпрямителя, генератора, усилительных каскадов на электронной лампе и транзисторе, осциллографа, лампового вольтметра; 18-20 – исследование узлов радиоаппаратуры;
21-22 – изучение элементов вычислительной техники.
Анализ данных о выпускниках физического класса показывает, что около половины их при поступлении в вузы выбирают специальности, тесно связанные с радиоэлектроникой и ФТТ, причем во втором случае большую часть составляют девушки.. Отрадным фактом служит и то, что не менее 10% выпускников физического класса выбирало специальность педагога. Нужно, однако, признать, что эффективность профориентации все же была недостаточно высока. Одна из причин этого видится в том, что зачастую в физический класс шли не только те, для кого физика стала любимым предметом, но и те, кто считал, что благодаря спецклассу они смогут лучше подготовиться к вступительному экзамену по физике, например, в медицинский институт. Возможный путь улучшения ситуации – расширить сеть спецклассов, в сущности, включить в программы школ курсы по выбору. Тогда у школьников появится больше возможностей выбрать близкий по интересу класс, например, «биолого-медицинский».
Но глубже всего я погрузился в школьные проблемы, став с 1978 года по 1993 год научным руководителем НОУ «Мысль» г. Ижевска [16,4]. С самого начала организации НОУ мы пытались создать для школьников условия, близкие к тем, в которых находится исследователь в процессе своей работы. А именно, ознакомление с материалами, связанными с предметом исследования, самостоятельная теоретическая и экспериментальная работа, участие в научных семинарах, конференциях и школах.
Примеры программ зимних школ «Югдон» и ежегодных отчетных конференций НОУ, которые могут быть использованы при выборе тем самостоятельных работ и программ курсов по выбору:
I (1979 г.)«Симметрия в науке и природе» пленарные заседания:1.Понятие симметрии. Связь симметрии с преобразованием пространства. Медников Л.Э., к.ф.-м.н.
2.Группы симметрии , вращения правильных многогранников.. Воронецкий ., к.ф.-м.н.
3Преобразования симметрии кристаллов..4.Эвристическое значение принципа симметрии.
5.Симметрияпространства-времени.ТеорияотносительностиМуртазинИ.А.к.ф-м.н. 6.Модель расширяющейся Вселенной. Сакерин Г.С., учитель физики школы №58
Секционные доклады:1.Применение симметрии в геометрических задачах .Медников 2.Симметрия в алгебре. Воронецкий А.Б., к.ф.-м.н.3.Теория вероятности. ШнайбергИ.к.ф-м.н. 4.Роль вычислительной техники в НТР. Третьяков В.М.,к.т.н.5.Физика – «Олимпиаде-80».Камашев Г.Я., к.ф.-м.н.6.Лазеры в науке и технике. Малеев Д.И., к.ф-м.н
II (1980 г.) «Природа и общество» пленарные заседания:1.Природа , общество и НТР. Ляхова Л.Н., к.ф.н.2.Экологические проблемы Удмуртии. Туганаев В.В., д.б.н.
3.Проблемы прогнозирования в современной науке. Энгвер Н.Н., д.э.н.
4.Вопросы самоорганизации в живой и неживой природе. Журавлев В.А., д.ф.-м.н.
5.Проблема «человек и природа» в советской литературе.Подшивалова Е.Н., к.ф.н.
6.Диспут по теме «Проблемы прогнозирования в современной науке».Энгвер Н.Н., д.э.н.
Секционные заседания:1.Окружающая среда и здоровье человека. Перминов Ю.А., асс..2.Успехи современной анатомии. Голев В.П., д.б.н.3..Химия, природа, человек.
Петенев О.С., к.х.н.4.Современные методы получения металла.Самойлович С.С., к.т.н.
5.Физические аспекты проблемы «Человек и природа».Муртазин И.А., к.ф.-м.н., Сакерин Г.С., учитель. 6.Человек и ЭВМ.Третьяков В.М., к.т.н.7.Археология и смежные науки.Карпова Н.П., н.с.8.Проблема «Человек и природа» в современной публицистике. Роднова Э.Н. преподаватель
III (1981 г.)»профессия-ученый» пленарные заседания:1.Я.И. Френкель – человек и ученый.Гуров К.П., д.ф.-м.н. (г. Москва) 2.Пагуошское движение ученых. Муртазин И.А., к.ф.-м.н.3Роль философских взглядов в работе ученого. Басов Б.П.к.ф.н. 4.Кому и зачем нужна наука о литературе. Корман Б.О. д.ф.н 5. Современные достижения научной мысли. Энгвер Н.Н. д.э.н.6. Гигиена умственного труда. Лещинский Л.А. д.м.н..7Математика в системном мире. Широковский В.П., д.ф.-м.н.
секционные заседания:1.Жизни и деятельность Э.Галуа. Шарычева Д.А., старший преподаватель 2.Построение графиков функций с помощью преобразований. Федосеева Р.И., старший преподаватель3..Академик И.П. Павлов – пример научного творчества Верещагин А.П., д.м.н.4.Интуиция в профессии врача. Перминов Ю.А., асс.ИГМИ 5.Юридическая деятельность В.И.Ленина как адвоката и как руководителя Советского государства .Воинов В.Д. 6.Актуальные проблемы современного языкознания.
Иванова Л.А., к.ф.н.7.И.Л. Андроников – ученый, писатель, рассказчик. Петровский В.И., к.ф.н. 8.Навыки ученого-археолога. Голдина Р.Д. к.и.н
IV» (1982 г.) «Человек. Земля. Вселенная».пленарные заседания:1.Космическое землеведение. Состояние и перспективы развития. Илларионов А.Г., к.г.н. 2.Тайны НЛО.
Мамаков А.С., к.ф.-м.н. 3.Космическое право Борзенков А.С.4. Резонансы в Солнечной системе. Шакиров К.С., к.ф.-м.н. 5.Космос и экономика. Энгвер Н.Н., д.э.н.6.Что исследования в космосе дают Земле? Широковский В.П., д.ф.-м.н.7.Лекция-диспут «О путях развития жанра фантастики в литературе и кино».Гладыш Ю.Л.
секционные заседания:1.Энергетика будущего. Камашев Г.Я., к.ф.-м.н.2.Из истории открытия планет. Чиканов Ю.А., к.ф.-м.н 3..Влияние сверхсильных физических факторов на организм человека. Голев В.П., д.б.н.4.Освоение космоса и охрана природы. Захаров В.Ю. асс .УдГУ 5.Электрохимия растворов. Плетнев М.А. ст. лаборант ИГМИ 6.Социально-психологические аспекты межпланетного полета. Байметов А.К., к.п.н.
V» (1983 г.) «Наука и искусство» пленарные заседания:1.Наука и культура. Майер В.Е., д.и.н.2.История развития искусства. Ситников Э.А., к.ф.н.3.Математика и живопись.
Медников Л.Э., к.ф.-м.н.4.Роль симметрии в науке и искусстве. МуртазинИ.А.,.к.ф-м.н. 5.Искусство и ЭВМ Третьяков В.М., к.т.н.6.Симметрия и проблемы космологии. Сакерин
секционные заседания: 1.Искусство и его эволюция. Косарева И.А. н.с. 2.Методы изучения памятников первобытного искусства. Карпова Н.П., н.с. 3.Освоение личностных методик. Зырянова Н.М., асс. 4.Современная советская поэзия. Петровская Н.В., методист, Гулин С.П. 5.Идеи симметрии в физике твердого тела. Муртазин И.А., к.ф.-м.н. 6.Машина-поэт.Мовшович С.М., к.т.н. 7.Малые тела Солнечной системы. Гатауллина А.И., к.ф.-м.н. 8.Проблемы получения синтетического топлива. Перевощикова В.П.
VI» (1984 г.) «Ученые – солдаты мира» пленарные заседания : 1.Роль ученых в разгроме гитлеровской Германии. Ветеран ВОВ Трапезников В.А., д.т.н. 2.Вклад ижевских машиностроителей в победу над фашистской Германией. Ветеран ВОВ Файзуллин Б.Ф. 3.Вклад «Уралмаша» в победу над фашистской Германией. Ветеран ВОВ Титоров Б.Д. 4.Академик И.П. Бардин – ученый и организатор.Воробьев Ю.П., д.х.н. 5.Применение математических методов в артиллерии. Энгвер Н..Н., д.э.н.
секционные заседания : 1.Деятельность ученых-физиков в годы Великой Отечественной войны. Муртазин И.А., к.ф.-м.н.2. Основы военной психологии. Зырянова Н.М. асс. 3. Международное право в борьбе за мир. Кротова Л.А. к.ю.н. 4.ГДР в борьбе за мир..Булдаков В.А., к.ф.н.5.Роль ученых-медиков в победе советского народа в ВОВ. Ветеран ВОВ Верещагин А.П., д.м.н. 6.Журналисты в военные года. Сентякова С.Г. журналист.7.Лицом к лицу с Америкой Тронина Г.А., д.ф.н.
VII (1985 г.) «НТП и молодежь» пленарные заседания: 1.Всеобщее профессиональное образование молодежи – требование НТП. Пушкин В.У. НТП и молодежь. 2.Пресс-конференция с участием руководителей образованием г.Ижевска Комратовой В.Ф. и Мезриной Р.Я. 3. Активизация человеческого фактора в эпоху НТП. Энгвер Н.Н., д.э.н.
4.Автоматизация обработки изображения и системы технического зрения. Милич В.Н. к.т.н. 5.Успехи микроэлектроники. Хан В.П. к.т.н., Обидин Ю.Т.6.НТП и новая программа КПСС Басов Б.П.к.ф.н.7.ЭВМ и человек. Непейвода Н.Н., к.ф.-м.н.8.Применение ЭВМ в лингвистике.Ворожцова И.Б., к.ф.н.9. Достижения биологических наук в изучении человека. Лайзан Л.К., к.б.н.10.Успехи атомной энергетики Муртазин И.А.к.ф-м.н.
Секционные заседания: 1. Подводная археология. Арматынская О.В. н.с. 2.Решение задач на ЭВМ .Исламов Г.Г., к.ф.-м.н.3.Была ли Антарктида? Полянцева Т. студентка.4. Безлюдные заводы. Казаков А.5. Проблемы медицины. Ибатов А.Д. аспирант 6.Колебания вокруг нас. Камашев Г.Я., к.ф.-м.н.7. Образование в Дании Чудинов Г.Г., к.ф.-м.н.
VIII (1986 г.) «Человек вчера, сегодня, завтра» пленарные заседания: 1.Происхождение и эволюция жизни на Земле. Туганаев В.В., д.б.н.2.Роль сельскохозяйственной науки в решении продовольственной программы. Наговицын И.В., к.б.н.3.Человек в истории, история в человеке. Владыкин В.Е., к.и.н.4. Как нам перестроиться? Энгвер Н.Н., д.э.н. 5.Герой, современной литературы: каков он? Медведева Н.Г., к.ф.н.6. Жизнь с точки зрения законов физики. Муртазин И.А., к.ф.-м.н.
Секционные заседания: 1.Гуманизм в искусстве. Наймушина Е.Н. мнс. 2. НОТ членов НОУ. Зайцева И., Шерстенникова И. XII (1990 г.) «Культура общения»
Программа 2-ой научно-практической конференции НОУ «Мысль» по итогам исследовательской работы в 1979-80 учебном году (10 мая 1980г.) Пленарное заседание
Вступительное слово д.б.н, профессора УдГУ, члена совета кураторов НОУ Голева В.П .
Ижевский комсомол к 60-летию Автономии Удмуртии. Ижевский ГК ВЛКСМ.
«Профессия – теоретик».Широковский В.П., д.ф-м.н, заведующий лабораторией теории металлов Ижевского отдела института физики металлов УНЦ АН СССР. Актуальные проблемы современной биологии. Лайзан Л.К., - к.б.н.
Секция истории и археологии :
Руководители секции – доцент УдГУ Голдина Р.Д.; старший преподаватель УдГУ Козлова Н.Т. Ответственный секретарь – студентка УдГУ Черных Е.К.
Ленин и железнодорожный транспорт Богатырев М., ученик 8 класса школы № 20
Н.р.(Научный руководитель) – мастер по ремонту тепловоза Старшев Е.В.
Религиозные и советские обряды Чибирева Е., ученица 8 класса школы №37
Н.р – учитель школы №37 Злобина В.Н. Первобытное искусство Пугачева Н., ученица 8 класса школы № 9 Берестяная почта столетия Беренгартен В., ученик 8 класса школы 30
Экономические связи Родановских племен Верхней Камы Якушева Е., ученица 9 класса школы № 29Н.р. – доцент УдГУ Голдина Р.Д .Пьяноборская культура на Средн ей Каме Лущиков А., ученик 8 класса школы № 9 Н.р. – старший лаборант кафедры истории СССР УдГУ Клюева Г.Н. .Географическая привязка космических снимков Чертвертных М., ученик 7 класса школы № 25 Н.р. – и.о. доцента УдГУ Илларионов А.Г. .Комплексная оценка уровня обслуживания населения Уральского экономического района Вовчук Э., ученица 9 класса школы № 21Н.р. – ассистент кафедры географии УдГУ Литвинов А.А
Секция физики и радиоэлектроники:
Руководители секции – доцент УдГУ Муртазин И.А., доцент ИМИ Третьяков В.М.
Ответственный секретарь – студент УдГУ Королев М.
Галактики. Звезды. Антонова Т., ученица 10 класса школы № 60Н.р. – учитель школы № 60 Макаров Н.Е.Происхождение химических элементов. Давыдов О., ученик 9 класса школы № 68 .Кинематические эффекты СТО Торхов Ю., ученик 7 класса школы № 30
Н.р. – доцент УдГУ Муртазин И.А. .Получение голограмм Денисюка. Башорин А., Амиянц С., Красноперов А., ученики 9 класса школы № 58Н.р. – доцент УдГУ Малеев Д.И., студент УдГУ Королев .Эффект Холла Обухов А., ученик 9 класса школы № 24
Н.р. – доцент УдГУ Бартенев О.А. .Исследование микроструктуры металлов с помощью металлографического микроскопа Виденеева Л., Тучкова И., ученицы 9 класса школы № 58 Металлографическое исследование диффузионной зоны в системе железо-алюминий Пашковская Ж., Хмурович О., ученицы 8 класса школы № 40.Н.р.м.н.с. кафедры ФТТ УдГУ Новокшенова А.Н. .Выращивание кристаллов из растворов Мацкевич И., ученик 9 класса школы № 24 Н.р. – доцент УдГУ Муртазин И.А., ст. лаборант кафедры ФТТ УдГУ Тюриков С.Б. .Электростимуляция мышц спортсменов Куликов Н., Камашев М., ученики 7 класса школы № 30 Н.р. – ст. преподаватель УдГУ Малков Ю.П., доцент УдГУ Камашев Г.Я. .Элементы космонавтики в курсе физики средней школы Шеляева И., ученица 10 класса школы № 7 3Н.р. – учитель школы № 73 Кудрявцева Т.П. .Биполярный блок питания. Аудиометр. Лебедев О., 9 класс шк №19 Нр – монтажник Клещезников А.С.
Биолого-химическая секция: Руководители секции – профессор УдГУ Голев В.П., с.н.с. кафедры химии УдГУ Векшин В.В Ответственный секретарь – студент ИГМИ Тумкачев А.
.Биохимические показатели крови в динамике развития гиповитаминоза
Мультановский Б., ученик 9 класса школы № 68 Н.р. – доцент ИГМИ Шараев П.Н.
.Характеристика микрофлоры воздуха в классах школы № 70 Абрамова Л., Поздеева ученицы 9 класса школы № 70 Н.р. – доцент ИГМИ Тимонов П.С.
Внутритканевая циркуляция снинкоморовой жидкости Горбунова С., Плетнева С., Султанова Р., учащиеся 9 класса школы № 21 . Архитектура зрительного анализатора Демин А., Романченко Ю., Худякова Л., учащиеся 8 класса школы № 31 Функциональные особенности и васкуляризация суставов Кочурова Е., Пяткина О., Сушенцов Н., учащиеся школы № 16 Н.р. – профессор УдГУ Голев В.П. Питание и пищевые взаимодействия окуня Камбарского водохранилища Салахутдинова З., Заберова Т., ученицы 9 класса школы № 66 Н.р. – инженер УдГУ Захаров В.Ю. .Кислотно-основные индикаторы Колесникова О., ученица 9 кл. школы № 40, Дулина Е., Коршунова Е. ученицы 9 кл. школы № 68Н.р. – доцент УдГУ Валяева О границах периодической системы Д.И.Менделеева Сташенко А., ученик 8 класса школы № 40 Н.р. – с.н.с. кафедры аналитической химии УдГУ Векшин В.В. Инертны ли инертные газы? Шаков А., ученик 9 класса школы № 68Н.р. – с.н.с. кафедры аналитической химии УдГУ Векшин В.В.
Секция математики:
Руководители – Мовшович С.М., доцент УдГУ, Третьяков В.М., доцент ИМИ
Ответственный секретарь – Горфункель Л., студент УдГУ
Модель совпадения общественных и личных интересов Евстафьев О., ученик 8 класса школы № 40Н.р.– Исламов Г.Г., старший преподаватель УдГУ.О понятиях метрического и топологического пространств Обухов С., ученик 9 класса школы № 58 Н.р. – доцент УдГУ Грызлов А.А. .Об алгоритмах упорядочения множеств Дресвянников В., ученик 10 класса школы №29 Н.р. – доцент Шнайберг И.Я. .Биоритмы и их расчет на ЭВМ Казаков А., Безносов Э., ученики школы № 17, Самсонов А., ученики 8 класса школы № 30 Н.р. – доцент ИМИ Третьяков В.М., студент ИМИ Любимов С.
Те, кто знаком с целями и методикой курсов по выбору, наверное, уже заметили, что многие составляющие этой методики могли быть взяты из опыта НОУ. Действительно:1)большое число секций позволяет выбрать ту, которая отвечает склонностям ученика, 2) работа в секции и в целом в НОУ позволяет школьнику: приобрести новые знания и умения; понять важность творческого отношения к работе; увидеть «точки соприкосновения» различных дисциплин, рождающие, зачастую, новые дисциплины (биофизика, экология, синергетика и т.п.); приобрести навыки: общения со специалистами – руководителями секций и с ребятами из различных секций, участия на семинарах и конференциях, организационной работы, работы в «команде», самостоятельного принятия решений, начиная с выбора секции, а с 1987г (мы использовали опыт организации курсов по выбору) и предлагать их, проверить и развить свои способности при выполнении самостоятельной работы. Темы этих работ вполне могут стать темами самостоятельных работ и для учеников курсов по выбору Более того, много черт курсов по выбору роднит и со спецкурсами для студентов и учащихся спецклассов –курсы выбираются и служат специализации и отбору по профпригодности. Вы также заметили, что руководят секциями в большинстве случаев специалисты и учителя, работаюющие в учреждениях внешкольного образования, где упор делается на развитие способностей к самостоятельной, творческой работе, оказание помощи в выборе школьником специальности, в которой он был бы успешным. При этом занятия, как правило, проходили там, где работали руководители секций. Анализ программ конференций за 1980-1992гг. показывает, что среди руководителей докладов (более 120 докладов ежегодно) 12% были учителя, 9%-специалисты производства, госучреждений, 17% - преподаватели внешкольных ОУ , 62% - преподаватели вузов и ссузов. Т.о., следует ожидать, что далеко не все учителя пожелают вести курс по выбору, если он не сведется к их предмету в объеме прошлого образования (в «школе знаний»).
Из выше изложенного можно заключить, что в качестве отечественных истоков курсов по выбору могут быть факультативы и спецклассы в школах, спецкурсы в вузах, секции и кружки в НОУ и других внешкольных ОУ. Надеюсь, я убедил вас, что заинтересованность школьными делами, необходимая по моей «теории» для открытия нового в них, у меня имелась. В роли спускового крючка оказались решения руководства страны о демократизации школы, усилении творческого подхода в процессе обучения и работы по профессиональной ориентации школьников - «Учащимся 8-11классов. представляется возможность углубленного изучения по их выбору отдельных предметов физико-математического, химико-биологического и общественно гуманитарных циклов с помощью факультативных занятий» («Основанные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984г.) Итак, оба компонента моей «теории» открытий я представил и готов перейти к изложению нашего опыта.
|