Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Костромина М.Г. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника

Автор: 
Костромина Маргарита Геннадьевна
Место работы: 
учитель высшей категории истории и обществознания МОУ СОШ 97 г. Волгограда
Контакты: 

 

Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника

 

Экономика 11 класс

 

Презентации


Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительном изменяющемся мире постиндустриального общества, это и определяет его актуальность.

 «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект». В Российской педагогической энциклопедии «метод проектов» трактуется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».
Учебный   проект   -   это   творческая,   в   значительной   мере самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая:

  • поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
  • выработку               гипотез                 собственных                   исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

        - социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
 
Современное образование должно ориентироваться на формирование жизненно важных компонентов (в условиях быстро изменяющейся социокультурной и экономической ситуации):

  • самостоятельно учиться;
  • повышать свою квалификацию или  полностью переучиваться;
  • быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • быть способным быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • нарабатывать новые способы деятельности и трансформировать прежние с целью их оптимизации.

В данном контексте становиться необходимым:

  • уметь определять направление своих действий;
  • ставить цель, находить наиболее эффективные способы её достижения;
  • разбираться в меняющихся ситуациях, у4читыватьт свои цели и приоритеты;
  • владеть способами осуществления наученного познания: выдвигать гипотезы, моделировать, экспериментировать,  обобщать и анализировать результаты деятельности.

Метод проектирования позволяет достичь желаемых результатов.
Особенно важен метод проектов на старшей ступени школы в условиях введения в старших классах профильн6ого обучения. Понимание значимости учебных проектов привело к тому, что в новом варианте Базисного учебного плана старшего звена школы в рамках школьного компонента содержания обучения наряду с элективными курсами специально предусмотрена проектная и исследовательская деятельность школьников.
Суть технологии стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний и, через проектную деятельность, предусматривающую решении е одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформулировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы Надь проектом способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает, как исследовательские, так и личностные и социальные качества школьника. Задачи воспитания Ии развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром, говоря, что процесс важнее результата.
Как и любая технология, метод проектов включает определенные этапы. Разные авторы дают детализацию этапов разной степени.
Наиболее лаконичный вариант представляет три этапа:

  • организационно-подготовительный.. на начальном этапе важной представляется выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполнению проекта. Подготовка к работе над проектном включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы школьников; поиск или выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения её необходимости, реальности (т.е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средства; сбор необходимой для начала проектирования информации; макетирование и моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определение задания каждой; разработку критериев контроля. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).
  • поисково-исследовательский. Предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащих в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждаются в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его макета и модели.
  • Итоговый. Является презентация и защита её финального продукта. Подготовка начинается с разработки сопроводительной документации и письменного отчёта, а также устного выступления представителей микрогруппы и координаторов проекта на публичное его обсуждение. Одновременно пакет документов передается рецензорам и внешним экспериментам для заключения. Остальные учащиеся школы знакомятся с материалами из стендовой информации о проектной работе. Во время устной защиты, по форме устной защиты, по форме напоминающей процедуру обсуждения научной работы, авторы представляют и обосновываются актуальность, значимость, новизну и логику и замечания, содержащиеся своего проекта, отвечают на вопросы слушателей в отзывах оппонентов. Однако работа над проектом не может считаться завершенной без анализа самим учащимися (рефлексии) как стадий его подготовки, как и результатов публичной защиты.

Основные этапы метода изложены в таблице в которой просматривается деятельность учителя и учащихся. Для наглядности обратимся к ней:


Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Определение темы. Мотивация, целеполагание, получение базовых данных; формирование группы.

Осознают цель, воспринимают базовые данные, уточняют информацию, обсуждают задание

Объясняет тему, базовые данные, цель работы; мотивирует. Разъясняет технологию работы по проекту. Формирует группы. Выдает и объясняет задание

2

Планирование

Уточняют источники информации, формируют задачи и план деятельности, распределяют роли в группе, выбирают и обосновываются критерии успехи.

Помогает в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся)

3

Теоретическая подготовка

Работают с «ин6формационными пакетами», анализируют полученные данные и обсуждают альтернативы («мозговой штурм»). Уточняют план исследовательской деятельности.

Наблюдает, консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части работы в хозяйстве.

4

Исследование

Выполняют исследование и работают по заданиям.

Наблюдает консультирует, советует, сопровождает учащихся (по их просьбе)

5

Анализ результатов и оформление проекта

Участвуют в коллективном анализе проекта, формулируют выводы, оформляют проект. Готовят доклад.

Консультирует, организует конференцию, готовит оценочные таблицы, инструктирует рецензентов

6

Защита проекта. Конференция. Выставки и т.п.

Защищают проект. Формулируют предварительную оценку работы.

Руководит проведением конференции

7

Оценка и коррекция

Проводят коллективную оценку, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу. Подводят итог

Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку, участвует в подведении итогов

Остановимся на последнем этапе – оценке и рефлексии.
Ставятся три оценки. Важнейшая – самооценка, затем оценка эксперимента и в последнюю очередь оценка учителя. Оценивается не только результат работы, но и её процесс. О проведении итогов частенько забывают – работа сделана, оформлена, представлена, деятельность завершена. Но будем помнить, что процесс часто важнее результата. Все ли проходит гладко? Все ли принимали одинаково посильное участие в реализации проекта? Какие проблемы общения возникли в процессе совместной деятельности? Как они разрешились? Если можно было бы начать сначала – что бы ребята изменили? Хотели бы работать над следующим проектом?  Каким? В каких группах? Если да, то работу над проектом можно считать успешной.
Работа школьников, как правило, иллюстрируется рисунками и фотографиями. Возможно также и совместное оформление «конечного продукта» учителя (методическая часть) и школьников. Многие проекты в последующем могут выполнять роль дополнительного материала на уроках. Добавлю, что в проектной работе используется как учебное, так и внеучебное время, деятельность учителя незаметна, создаётся впечатление, что всю работу выполняют учащиеся самостоятельно. Но это не так. Только при четкой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные могут выполнить работу до конца.

Технология проектного обучения  в системе  уроков

 

Этапы разработки проекта

Методика организации учебного процесса

I. Исходный: разработка проектного задания

Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы или элективного курса:
•     в начале - как способ создания проблемной ситуации (к примеру, проект «история политических репрессий в СССР»);
•     на этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач (к примеру, проект «наш край как часть российской цивилизации», проект «школьное минипредприятие»);
•     по завершении темы - с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио для накопительной рейтинговой оценки (к примеру, проект «Марксизм и марксистские течения»).

II. Разработка проекта: планирование работы

Учитель задает план работы над проектом, организует его обсуждение, дети составляют план самостоятельно. План работы фиксируется: в рабочих тетрадях, в дневниках, в индивидуальных графиках, а также в виде общеклассного экрана выполнения проекта (каждым учащимся или группами).

III. Реализация проекта

Обучающиеся в соответствии с групповыми или индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность обучающихся и групп:
•            литературу отбирает учитель и приносят учащиеся;
•            источником информации может быть и сам учитель;
•    учитель дает обучающимся рекомендации, как работать с литратурными источниками, в виде памяток, алгоритмов, действий, фронтального обсуждения;
•    помогает во время урока разработать анкеты и другие опросники, дает рекомендации по их проведению;
•    учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении способов представления наглядно-графического материала;
•    ведущий в группе, собрав воедино весь материал, обсуждает с членами группы и с учителем реализацию запланированного сценария презентации.

IV. Общественная презентация проекта

1.      Презентация производится в следующих вариантах:
•                  защита представляется на уроке;
•    выступление докладчиков на обобщающем уроке-
конференции или уроке «погружения в проблему»;
•    поочередное выступление докладчиков на уроках по
базовым или профессиональным предметам за счет
времени, отведенного на актуализацию ранее усвоенного.
2.    После презентации учитель организует обсуждение результатов
проекта по плану:
•             сопоставление первоначальных целей и результатов;
•             подведение итогов.
3.    Председатель жюри (на уроке эту роль выполняет учитель)
подводит общий итог относительно качества проекта. Предлагает
рекомендации (или решения) о практическом внедрении проекта.
4.     Учитель предлагает группам дать самооценку.

Используя проектирование как метод познания, обучающиеся приход к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, о главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает им осознать, что знания - это не столько сама цель, сколько необходимое средство, обеспечивающие способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формирует осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий иначе говоря, формируются ключевые компетенции обучающегося: трудовые, коммуникативные, социальные.
К таковым относятся:
- выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей;
- понимание постановки задач, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателями, требований к представлению выполненной работы;
- планирование конечного результата и представление его в вербальной   форме;
- планирование действий, то есть распоряжение бюджетным временем, сил, средств.
- выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
- внесение коррективов в ранее принятые решения;
- конструктивная обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи.
- поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;
- оценивание результата по достижению планируемого по объему и качеству выполненного по трудозатратам по новизне;
- конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности.

Пример уроков-проектов.                                                               Приложение 1.

Тема: «Наука.  Образование». Обществознание 10 класс. Учебник Л.Н. Боголюбова. 
Проект: ««Исследуем школу».
Цель проекта:
-узнать   о   своей   школе   что-то   новое,   интересное,   неожиданное, используя исследовательский метод познания. Задачи проекта:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся;
-организация социальной практики по предмету «обществознание»; использование двух уровней познания, индукции, дедукции и др.;
- социализация обучающихся - воспитание здоровой гордости за свою
школу;
-развитие ключевых компетенций: коммуникативной, проблемной и информационной.

1. Учащиеся разбиваются на группы по 4 – 5 человек.

2.  Распределяются задания между группами и
вырабатывается план действий каждой группы.

1 гр. В каком году была открыта школа? Сколько ей лет? Чем ваша
школа отличается от соседних? Есть ли в ней что-то особенное?
2 гр.     Были ли в школе выдающиеся выпускники? Чем они прославились?
Кто они сейчас?
3 гр. Учителя работающие и работавшие в школе. Что вы знаете о них и их заслугах?
4 гр.    Сколько в вашей школе классов, учеников, учителей, кабинетов.
Побывайте в них, встретьтесь с учениками и учителями и опишите свои
впечатления.
5 гр.   Были ли в школе в минувшем учебном году «золотые» и
«серебряные» медалисты? Кто они и куда поступили?

Обучающиеся могут, не ограничится предложенными вопросами, добавив что-то свое. Выбрав задание для исследования, каждая группа планирует свои действия: у кого взять интервью, какие школьные архивы запросить у администрации, какой социологический опрос провести и т.д.
3.Далее начинается сбор информации и поэтапное выполнение задач проекта. В этом процессе принимают участие классные руководители, учителя, старшеклассники, родители, старшие братья или сестры, уже окончившие школу. Обсуждаются альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта.
4.Полученная информация анализируется, проект оформляется и представляется к защите. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности: альбом, коллаж, выставка, газета, анализ данных социологического опроса и др.
Защита проекта должна не превышать 10 минут и оценивается по следующим критериям:

 

 

Достигнутый результат (из 15 б)

Оформление (из 156)

Защита

Процесс проектирования

Представление (из 156)

Ответы на вопрос (из 156)

Интеллектуальная активность (из 106)

Творчество (из 10 6)

Практическая деятельность (из 106)

Умение работать (из 106)

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллеги по команде (классу)

 

 

 

 

 

 

 

 

Это рейтинговая оценка. Такая карта перед защитой составляется на каждого ученика. Суммирование баллов выглядит следующим образом:
85-100 баллов - «5»
70 - 85   баллов - «4»
50-70   баллов - «3»

Приложение 2  .

 

  Проект «Наш край и глобальные проблемы» ( межпредметный).

Цель:

  • Ознакомление с действующими целевыми программами по решению актуальных проблем.
  • Охарактеризовать политику органов местной власти в направлении решение этих проблем.
  • Сформировать и отстоять свою точку зрения на решение проблем Волгоградской области.

Деятельность обучающихся в рамках этого проекта  направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Работа над этим проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает обучающихся к конкретным жизненно важным проблемам.
Распределение заданий по группам в этом проекте таково:

  • Экономическая, сырьевая проблемы в нашем крае.
  • Демографическая проблема в нашем крае.
  • Деятельность государственных и общественных организаций по охране природы.
  • Целевые программы органов местной власти по решению актуальных проблем области.

Итогом проектной деятельности по обозначенной проблеме являются презентация и защита ее финального продукта. В этом смысле этот проект будет прикладным, т.е. иметь четко обозначенные с самого начала результат деятельности его участников, например: проект закона с вариантом решения глобальных проблем области; справочные материалы о глубине глобальных проблем в области.
                 
                                                                                                                                                 Приложение  3.
Урок.   Изменение в политической системе Российской империи . 9 класс.
Цели:

  • Познакомить учащихся с главными изменениями политической си­стемы Российской империи после революции 1905-1907 гг.
  • Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, делать выводы, сопоставлять информацию, обосновывать свое отношение к ней.

Учебное оборудование:рабочая тетрадь (вып. 1, § 6), карта «Революция 1905-1907 гг. в России», дополнительный материал, учебники по истории России разных авторов.
Оформление доски:тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (парламент, политическая партия, программа партии, конституцион­ная монархия), домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.   Изучение новой темы
План:

  • Начало деятельности Государственной Думы.
  • Появление российской многопартийности.

а)РСДРПиПСР;
б)      Кадеты и октябристы;
в)      Монархисты.
Задача для учащихся: что изменилось в политической системе Рос­сийской империи в ходе революции 1905-1907 гг.? Охарактеризовать российскую многопартийность.
1.       Беседа с учащимися по вопросам.

  • Дайте определение понятию «политическая система» общества.
  • Вспомните, какой была политическая система Российской импе­рии в начале XX века?
  • Какой была форма правления в Российской империи в начале XX века?
  • Как назывался совещательный орган при императоре?
  • Какой орган назывался высшим исполнительным?
  • Какую роль выполнял Сенат?
  • Кто осуществлял местное управление?
  • Какие изменения внес в жизнь россиян «Манифест 17 октября 1905 г.»?

1.Рассказ учителя о деятельности Государственной Думы (в объеме учебника).

  • Учащиеся работают по группам над проектами  по вопросу «Появление многопартийности в России», составляют политическую характеристику  партий:

1 группа.  РСДРП ;
2 группа. Кадеты ;
3 группа. Октябристы;
4 группа. Монархисты.
Работа учащихся с учебниками и др. материалом.  Готовит материал для заполнения общей таблицы. Это схемы, эссе, эмблемы партий, вывод о том , могла бы данная партия существовать сегодня и в каком виде. Каждая группа представляет свой проект, защищает его.  Вовремя защиты проекта один из представителей группы
заполняет таблицу.
Подводятся итоги. Сравниваются программные ус­тановки политических партий.
Учитель подводит итоги и выставляет оценки.


Название
полити-
ческой
партии

Соци-
альная
база
партии

Лидер
партии

Какую
форму
правления
предлагали
установить

Как
предлагали
решить
аграрный
вопрос

Основные
направления
нацио-
нальной
политики

Какие
изменения
предлагали внести
в положение
рабочих

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

  • Прочитать § 7.
  • Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

— Какие изменения произошли в политической системе Россий­ской империи в ходе первой российской революции?

  • Выполнить задания из рабочей тетради: вып. 1 § 6, рабочий лист 7, стр. 26.
  • Индивидуальное задание (1 ученику): подготовить сообщение о П.А. Столыпине.

                                                                                               

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Сергей Борисович Афонин

На: Костромина М.Г. Метод проектов как один из путей повышения к


Не хочется расстраивать автора, но ни один из представленных уроков абсолютно не проходит по методу проектов. На этих уроках проходит обычная работа в группах по сбору информации по представленным учителем вопросам. Что такое проектная деятельность можно ознакомиться здесь - http://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=elements&CODE=about (использовать Internet Explorer).
AfoninSB.ru


Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн