Автор:
Костромина Маргарита Геннадьевна
Место работы:
учитель высшей категории истории и обществознания МОУ СОШ 97 г. Волгограда
Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника
Экономика 11 класс
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительном изменяющемся мире постиндустриального общества, это и определяет его актуальность.
«Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект». В Российской педагогической энциклопедии «метод проектов» трактуется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».
Учебный проект - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая:
- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;
- выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.
Современное образование должно ориентироваться на формирование жизненно важных компонентов (в условиях быстро изменяющейся социокультурной и экономической ситуации):
- самостоятельно учиться;
- повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
- быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
- принимать решения и нести за них ответственность;
- быть способным быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
- нарабатывать новые способы деятельности и трансформировать прежние с целью их оптимизации.
В данном контексте становиться необходимым:
- уметь определять направление своих действий;
- ставить цель, находить наиболее эффективные способы её достижения;
- разбираться в меняющихся ситуациях, у4читыватьт свои цели и приоритеты;
- владеть способами осуществления наученного познания: выдвигать гипотезы, моделировать, экспериментировать, обобщать и анализировать результаты деятельности.
Метод проектирования позволяет достичь желаемых результатов.
Особенно важен метод проектов на старшей ступени школы в условиях введения в старших классах профильн6ого обучения. Понимание значимости учебных проектов привело к тому, что в новом варианте Базисного учебного плана старшего звена школы в рамках школьного компонента содержания обучения наряду с элективными курсами специально предусмотрена проектная и исследовательская деятельность школьников.
Суть технологии стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предлагающим владение некоторой суммой знаний и, через проектную деятельность, предусматривающую решении е одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформулировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы Надь проектом способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает, как исследовательские, так и личностные и социальные качества школьника. Задачи воспитания Ии развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром, говоря, что процесс важнее результата.
Как и любая технология, метод проектов включает определенные этапы. Разные авторы дают детализацию этапов разной степени.
Наиболее лаконичный вариант представляет три этапа:
- организационно-подготовительный.. на начальном этапе важной представляется выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Личностный интерес способствует осознанному подходу к выполнению проекта. Подготовка к работе над проектном включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы школьников; поиск или выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения; определение темы с точки зрения её необходимости, реальности (т.е. соизмеримости с уровнем возможностей исполнителей), актуальности, востребованности, значимости; формулирование цели и постановка конкретных задач проектирования; обсуждение методов реализации проекта и используемых средства; сбор необходимой для начала проектирования информации; макетирование и моделирование финального продукта; планирование предстоящей деятельности; формирование рабочих групп и определение задания каждой; разработку критериев контроля. Принципиальным является коллективное обсуждение учащимися всех принимаемых решений на основе согласования их интересов (мозговой штурм, анализ первичных идей, выявление альтернатив, выбор оптимального варианта).
- поисково-исследовательский. Предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта, взаимодействия с компетентными специалистами или сведений, содержащих в печатных изданиях, архивах. Результаты обсуждаются в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные же материалы готовят к защите. Успех проекта во многом зависит от оформления его макета и модели.
- Итоговый. Является презентация и защита её финального продукта. Подготовка начинается с разработки сопроводительной документации и письменного отчёта, а также устного выступления представителей микрогруппы и координаторов проекта на публичное его обсуждение. Одновременно пакет документов передается рецензорам и внешним экспериментам для заключения. Остальные учащиеся школы знакомятся с материалами из стендовой информации о проектной работе. Во время устной защиты, по форме устной защиты, по форме напоминающей процедуру обсуждения научной работы, авторы представляют и обосновываются актуальность, значимость, новизну и логику и замечания, содержащиеся своего проекта, отвечают на вопросы слушателей в отзывах оппонентов. Однако работа над проектом не может считаться завершенной без анализа самим учащимися (рефлексии) как стадий его подготовки, как и результатов публичной защиты.
Основные этапы метода изложены в таблице в которой просматривается деятельность учителя и учащихся. Для наглядности обратимся к ней:
№ |
Этапы
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность учителя
|
1
|
Определение темы. Мотивация, целеполагание, получение базовых данных; формирование группы.
|
Осознают цель, воспринимают базовые данные, уточняют информацию, обсуждают задание
|
Объясняет тему, базовые данные, цель работы; мотивирует. Разъясняет технологию работы по проекту. Формирует группы. Выдает и объясняет задание
|
2
|
Планирование
|
Уточняют источники информации, формируют задачи и план деятельности, распределяют роли в группе, выбирают и обосновываются критерии успехи.
|
Помогает в распределении ролей и определении плана деятельности (по просьбе учащихся)
|
3
|
Теоретическая подготовка
|
Работают с «ин6формационными пакетами», анализируют полученные данные и обсуждают альтернативы («мозговой штурм»). Уточняют план исследовательской деятельности.
|
Наблюдает, консультирует, организует возможность выполнения исследовательской части работы в хозяйстве.
|
4
|
Исследование
|
Выполняют исследование и работают по заданиям.
|
Наблюдает консультирует, советует, сопровождает учащихся (по их просьбе)
|
5
|
Анализ результатов и оформление проекта
|
Участвуют в коллективном анализе проекта, формулируют выводы, оформляют проект. Готовят доклад.
|
Консультирует, организует конференцию, готовит оценочные таблицы, инструктирует рецензентов
|
6
|
Защита проекта. Конференция. Выставки и т.п.
|
Защищают проект. Формулируют предварительную оценку работы.
|
Руководит проведением конференции
|
7
|
Оценка и коррекция
|
Проводят коллективную оценку, знакомятся с оценкой учителя, вносят поправки в работу. Подводят итог
|
Участвует в коллективном анализе, аргументирует оценку, участвует в подведении итогов
|
Остановимся на последнем этапе – оценке и рефлексии.
Ставятся три оценки. Важнейшая – самооценка, затем оценка эксперимента и в последнюю очередь оценка учителя. Оценивается не только результат работы, но и её процесс. О проведении итогов частенько забывают – работа сделана, оформлена, представлена, деятельность завершена. Но будем помнить, что процесс часто важнее результата. Все ли проходит гладко? Все ли принимали одинаково посильное участие в реализации проекта? Какие проблемы общения возникли в процессе совместной деятельности? Как они разрешились? Если можно было бы начать сначала – что бы ребята изменили? Хотели бы работать над следующим проектом? Каким? В каких группах? Если да, то работу над проектом можно считать успешной.
Работа школьников, как правило, иллюстрируется рисунками и фотографиями. Возможно также и совместное оформление «конечного продукта» учителя (методическая часть) и школьников. Многие проекты в последующем могут выполнять роль дополнительного материала на уроках. Добавлю, что в проектной работе используется как учебное, так и внеучебное время, деятельность учителя незаметна, создаётся впечатление, что всю работу выполняют учащиеся самостоятельно. Но это не так. Только при четкой организации и планировании деятельности под руководством учителя его подопечные могут выполнить работу до конца.
Технология проектного обучения в системе уроков
Этапы разработки проекта
|
Методика организации учебного процесса
|
I. Исходный: разработка проектного задания
|
Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы или элективного курса:
• в начале - как способ создания проблемной ситуации (к примеру, проект «история политических репрессий в СССР»);
• на этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач (к примеру, проект «наш край как часть российской цивилизации», проект «школьное минипредприятие»);
• по завершении темы - с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио для накопительной рейтинговой оценки (к примеру, проект «Марксизм и марксистские течения»).
|
II. Разработка проекта: планирование работы
|
Учитель задает план работы над проектом, организует его обсуждение, дети составляют план самостоятельно. План работы фиксируется: в рабочих тетрадях, в дневниках, в индивидуальных графиках, а также в виде общеклассного экрана выполнения проекта (каждым учащимся или группами).
|
III. Реализация проекта
|
Обучающиеся в соответствии с групповыми или индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность обучающихся и групп:
• литературу отбирает учитель и приносят учащиеся;
• источником информации может быть и сам учитель;
• учитель дает обучающимся рекомендации, как работать с литратурными источниками, в виде памяток, алгоритмов, действий, фронтального обсуждения;
• помогает во время урока разработать анкеты и другие опросники, дает рекомендации по их проведению;
• учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении способов представления наглядно-графического материала;
• ведущий в группе, собрав воедино весь материал, обсуждает с членами группы и с учителем реализацию запланированного сценария презентации.
|
IV. Общественная презентация проекта
|
1. Презентация производится в следующих вариантах:
• защита представляется на уроке;
• выступление докладчиков на обобщающем уроке-
конференции или уроке «погружения в проблему»;
• поочередное выступление докладчиков на уроках по
базовым или профессиональным предметам за счет
времени, отведенного на актуализацию ранее усвоенного.
2. После презентации учитель организует обсуждение результатов
проекта по плану:
• сопоставление первоначальных целей и результатов;
• подведение итогов.
3. Председатель жюри (на уроке эту роль выполняет учитель)
подводит общий итог относительно качества проекта. Предлагает
рекомендации (или решения) о практическом внедрении проекта.
4. Учитель предлагает группам дать самооценку.
|
Используя проектирование как метод познания, обучающиеся приход к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, о главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает им осознать, что знания - это не столько сама цель, сколько необходимое средство, обеспечивающие способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формирует осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий иначе говоря, формируются ключевые компетенции обучающегося: трудовые, коммуникативные, социальные.
К таковым относятся:
- выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей;
- понимание постановки задач, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателями, требований к представлению выполненной работы;
- планирование конечного результата и представление его в вербальной форме;
- планирование действий, то есть распоряжение бюджетным временем, сил, средств.
- выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
- внесение коррективов в ранее принятые решения;
- конструктивная обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи.
- поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;
- оценивание результата по достижению планируемого по объему и качеству выполненного по трудозатратам по новизне;
- конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности.
Пример уроков-проектов. Приложение 1.
Тема: «Наука. Образование». Обществознание 10 класс. Учебник Л.Н. Боголюбова.
Проект: ««Исследуем школу».
Цель проекта:
-узнать о своей школе что-то новое, интересное, неожиданное, используя исследовательский метод познания. Задачи проекта:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся;
-организация социальной практики по предмету «обществознание»; использование двух уровней познания, индукции, дедукции и др.;
- социализация обучающихся - воспитание здоровой гордости за свою
школу;
-развитие ключевых компетенций: коммуникативной, проблемной и информационной.
1. Учащиеся разбиваются на группы по 4 – 5 человек.
2. Распределяются задания между группами и
вырабатывается план действий каждой группы.
1 гр. В каком году была открыта школа? Сколько ей лет? Чем ваша
школа отличается от соседних? Есть ли в ней что-то особенное?
2 гр. Были ли в школе выдающиеся выпускники? Чем они прославились?
Кто они сейчас?
3 гр. Учителя работающие и работавшие в школе. Что вы знаете о них и их заслугах?
4 гр. Сколько в вашей школе классов, учеников, учителей, кабинетов.
Побывайте в них, встретьтесь с учениками и учителями и опишите свои
впечатления.
5 гр. Были ли в школе в минувшем учебном году «золотые» и
«серебряные» медалисты? Кто они и куда поступили?
Обучающиеся могут, не ограничится предложенными вопросами, добавив что-то свое. Выбрав задание для исследования, каждая группа планирует свои действия: у кого взять интервью, какие школьные архивы запросить у администрации, какой социологический опрос провести и т.д.
3.Далее начинается сбор информации и поэтапное выполнение задач проекта. В этом процессе принимают участие классные руководители, учителя, старшеклассники, родители, старшие братья или сестры, уже окончившие школу. Обсуждаются альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта.
4.Полученная информация анализируется, проект оформляется и представляется к защите. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности: альбом, коллаж, выставка, газета, анализ данных социологического опроса и др.
Защита проекта должна не превышать 10 минут и оценивается по следующим критериям:
|
Достигнутый результат (из 15 б)
|
Оформление (из 156)
|
Защита
|
Процесс проектирования
|
Представление (из 156)
|
Ответы на вопрос (из 156)
|
Интеллектуальная активность (из 106)
|
Творчество (из 10 6)
|
Практическая деятельность (из 106)
|
Умение работать (из 106)
|
Самооценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллеги по команде (классу)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это рейтинговая оценка. Такая карта перед защитой составляется на каждого ученика. Суммирование баллов выглядит следующим образом:
85-100 баллов - «5»
70 - 85 баллов - «4»
50-70 баллов - «3»
Приложение 2 .
Проект «Наш край и глобальные проблемы» ( межпредметный).
Цель:
- Ознакомление с действующими целевыми программами по решению актуальных проблем.
- Охарактеризовать политику органов местной власти в направлении решение этих проблем.
- Сформировать и отстоять свою точку зрения на решение проблем Волгоградской области.
Деятельность обучающихся в рамках этого проекта направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Работа над этим проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает обучающихся к конкретным жизненно важным проблемам.
Распределение заданий по группам в этом проекте таково:
- Экономическая, сырьевая проблемы в нашем крае.
- Демографическая проблема в нашем крае.
- Деятельность государственных и общественных организаций по охране природы.
- Целевые программы органов местной власти по решению актуальных проблем области.
Итогом проектной деятельности по обозначенной проблеме являются презентация и защита ее финального продукта. В этом смысле этот проект будет прикладным, т.е. иметь четко обозначенные с самого начала результат деятельности его участников, например: проект закона с вариантом решения глобальных проблем области; справочные материалы о глубине глобальных проблем в области.
Приложение 3.
Урок. Изменение в политической системе Российской империи . 9 класс.
Цели:
- Познакомить учащихся с главными изменениями политической системы Российской империи после революции 1905-1907 гг.
- Продолжить формирование умений работать с историческими документами, делать выводы, сопоставлять информацию, обосновывать свое отношение к ней.
Учебное оборудование:рабочая тетрадь (вып. 1, § 6), карта «Революция 1905-1907 гг. в России», дополнительный материал, учебники по истории России разных авторов.
Оформление доски:тема урока, план изучения новой темы, новые слова (парламент, политическая партия, программа партии, конституционная монархия), домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы
План:
- Начало деятельности Государственной Думы.
- Появление российской многопартийности.
а)РСДРПиПСР;
б) Кадеты и октябристы;
в) Монархисты.
Задача для учащихся: что изменилось в политической системе Российской империи в ходе революции 1905-1907 гг.? Охарактеризовать российскую многопартийность.
1. Беседа с учащимися по вопросам.
- Дайте определение понятию «политическая система» общества.
- Вспомните, какой была политическая система Российской империи в начале XX века?
- Какой была форма правления в Российской империи в начале XX века?
- Как назывался совещательный орган при императоре?
- Какой орган назывался высшим исполнительным?
- Какую роль выполнял Сенат?
- Кто осуществлял местное управление?
- Какие изменения внес в жизнь россиян «Манифест 17 октября 1905 г.»?
1.Рассказ учителя о деятельности Государственной Думы (в объеме учебника).
- Учащиеся работают по группам над проектами по вопросу «Появление многопартийности в России», составляют политическую характеристику партий:
1 группа. РСДРП ;
2 группа. Кадеты ;
3 группа. Октябристы;
4 группа. Монархисты.
Работа учащихся с учебниками и др. материалом. Готовит материал для заполнения общей таблицы. Это схемы, эссе, эмблемы партий, вывод о том , могла бы данная партия существовать сегодня и в каком виде. Каждая группа представляет свой проект, защищает его. Вовремя защиты проекта один из представителей группы
заполняет таблицу.
Подводятся итоги. Сравниваются программные установки политических партий.
Учитель подводит итоги и выставляет оценки.
Название
полити-
ческой
партии |
Соци-
альная
база
партии
|
Лидер
партии
|
Какую
форму
правления
предлагали
установить
|
Как
предлагали
решить
аграрный
вопрос
|
Основные
направления
нацио-
нальной
политики
|
Какие
изменения
предлагали внести
в положение
рабочих
|
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание.
- Прочитать § 7.
- Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
— Какие изменения произошли в политической системе Российской империи в ходе первой российской революции?
- Выполнить задания из рабочей тетради: вып. 1 § 6, рабочий лист 7, стр. 26.
- Индивидуальное задание (1 ученику): подготовить сообщение о П.А. Столыпине.
|
На: Костромина М.Г. Метод проектов как один из путей повышения к