Автор:
Буланов Сергей Владимирович, Гаврилин Илья Александрович
Место работы:
Буланов Сергей Владимирович, к.п.н., директор НП «Центр современных образовательных технологий», http://centersot.org/ Гаврилин Илья Александрович, заместитель директора НП «Центр современных образовательных технологий», http://centersot.org/
Работаем в информационной системе «Мониторинг образовательных достижений школьников»
Развитие единой информационной образовательной среды предполагает, в числе прочего, современную систему мониторинга образовательной деятельности - доступную для всех субъектов образования, позволяющую в динамике увидеть развитие обучающихся. Информационная система «Мониторинг образовательных достижений школьников» (http://centersot.org/monitoring) представляет собой комплекс современных решений проблемы контроля качества образования, объединения в этот процесс всех субъектов образовательного процесса, включая родителей и органы управления образования.
Доступность Информационной системы "Мониторинг образовательных достижений школьников" обеспечивается за счет использования широко распространенных web- и sms-технологий. Информационная система "Мониторинг образовательных достижений школьников" объединяет в единый комплекс ведение электронных журналов, получение объективной статистики образования и информирование родителей об образовательных достижениях детей.
Зарегистрировавшись в системе http://monitoring.centersot.org/regform.htm, образовательное учреждение получает двухуровневый доступ (для учителей и для школьной администрации) к формированию и управлению статистикой образования.
.
Нажав кнопку «вход», школьный администратор вводит имя и пароль (произвести саморегистарцию невозможно, пароль и логин для школьных администраторов выдается при заключении договора со школой, пароли и логины учителей модерирует школьный администратор).
Попав в базу, школьному администратору становятся доступны 6 разделов: Электронный журнал, Электронный дневник, Управление классами, Управление предметами, SMS-рассылка, Отчеты
Познакомимся ближе с тем, что доступно. Итак, мы являемся школьным администратором, и только что подключились к системе «мониторинг образовательных достижений школьника», первым делом нам надо занести информацию о классах и школьниках в базу.
Посмотрев на скриншот, видно, что последняя строка всегда пуста, и в любой момент можно добавить еще один класс.
Тут же сразу генерируется логин и пароль, для классного руководителя, который будет отвечать за класс. В последней колонке «Открыть список»
Производим управление списком класса (классному руководителю будет доступна информация только по его классу, администратор же, может выбрать любой класс)
Добавив нужное количество учеников в класс, получаем готовый список, который в дальнейшем редактируется только в случаях:
- появления в классе нового ученика, «удаление» или перевод ученика в другой класс.
- Пожелания родителя ребенка, получать смс уведомления о успеваемости своего чада.
При возникновении второго варианта, с родителем заключается договор, информацию из которого нужно занести в базу, для этого выбираем нужного ребенка и жмем иконку «редактировать»:
В открывшемся окне, нужно занести информацию отмеченную красным знаком (*), после этого нажать кнопку «сохранить»
Шаг следующий, классы созданы, ученики занесены. Теперь нужно определить какие предметы изучают в классах. Открываем пункт «Управление предметами»
Администратор выбирает нужный класс, классному руководителю же будет доступен только его класс.
Открывается список базовых предметов изучаемых в классе, понятно, что он будет не на все 100% совпадать с теми предметами которые изучаются в школе, поэтому некоторые предметы нужно удалить, а некоторые добавить.
Нажав иконку «удалить» напротив нужного предмета – удалим его, а выбрав внизу из выпадающего списка нудный нам предмет и нажав иконку «добавить» (зеленый плюсик) добавим нужный предмет в список.
Так же можно разделить класс на группы, (по каждому предмету свои группы) нажав иконку «группы», для удобства заполнения отметок по предметам иностранный язык, физ-ра, технология, информатика.
Таким образом, всю подготовительную работу, которая выполняется один раз, закончили. Переходим к разделу «Электронный журнал», администратору опять будет выдана таблица с выбором класса, классный руководитель, попадает сразу на страницу журнала своего класса.
Здесь содержится справочная информация: кто вошел в базу, в какой класс, когда были последний раз занесены отметки, за какое число и т.п.
Самое важное для Вас: слева список предметов изучаемых в классе (тот, что редактировали шагом выше). В центральной части таблица, максимально схожая с страницей бумажного журнала. В эту таблицу и нужно заносить отметки. Выбрав слева нужный предмет, в таблице выбираем нужную дату. Для этого в таблице есть 4 последние столбца, с иконками «календарь», нажав на иконку выпадает календарь для выбора нужной даты
Выбрав дату в столбце, ставим курсор в нужную ячейку этого столбца (напротив нужного ученика), и с клавиатуры ставим отметку (для безопасности и устранения лишних ошибок, с клавиатуры можно ввести только знаки «1» «2» «3» «4» «5» и «н»). Для большего удобства, курсор можно передвигать по ячейкам кнопками «влево», «вправо», «вверх» и «вниз» с клавиатуры (как в MicroSoft Excel).
Выставив отметки, нажимаем сохранить. Далее процедура повторяется, выбираем нужный предмет,выставляем отметки.
Вот как выглядит страница «электронного журнала» разделенная на группы. Посмотрев сркиншот, видно, что у нас есть отметки 3х цветов.
Темно красные, черные и ярко красные. Черные, это простые отметки которые выставлены, и в случае их не корректности, можно поправить. Темно красные, это отметки которые были выставлены ранее, и уже отправлены родителям в смс. Такие отметки редактировать нельзя. Ярко красные отметки, это ошибочные отметки, которые например выставлены за дату, которая еще не наступила. Такие отметки родителям не отправляются, и их можно (и нужно) исправить.
Под таблицей ниже кнопки «сохранить», есть 3 ссылки, «редактировать неотправленные отметки», «управлять данными о пропусках» и «выставить итоговые отметки».
Первый и третий пункт, понятен, и работает по принципу журнала, разобраться будет не сложно.
Рассмотрим пункт «управление данными о пропусках занятий»:
В открывшейся таблице, видно список учеников и даты, за определенную дату, по ученику собираются в буквы «Н» выставленные ему в этот день по всем предметам. Есть возможность заменить эту «Н» (не был) на «У» (уважительная причина) или «Б» (болел). Не обязательно выполнять эту операцию каждый раз при выставлении отметок, достаточно делать это 1 раз в конце четверти (например, с выставлением четвертных отметок), для формирования отчетов.
Раздел «электронный дневник» построен по принципу «журнала», с той лишь разницей, что список учеников поменян местами со списком предметов. Это дает возможность просматривать все отметки по определенному ученику. Так же возможно распечатывать эту страничку нажав «печать» для того что бы вклеить эту страницу в дневник ученику и не делать эту работу в ручную.
При нажатии на «печать» выпадет меню, где можно выбрать интервал время, за какое надо отобразить отметки, а так же вид печати.
Раздел «SMS-рассылка»
В этом разделе указывается время ближайшей рассылки сообщений родителям (сообщения с отметками формируются сами, и Вам никаких усилий прикладывать для этого не нужно).
Так же есть возможность добавить дополнительный текст для родителей. Это может быть все что угодно, например: напоминание о собрании или просто похвала ребенка. Сообщение можно посылать как всему классу (тем родителям, кто подключен к услуге смс-информирования), так и выборочно одному или нескольким родителям.
Выбрав получателей, после ввода текста, отобразится его вид как он будет выглядеть в смс. После нажатия на кнопку «сохранить сообщение» оно отобразится в таблице ниже, где слева видно текст самого сообщения, а справа список получателей. В любой момент до рассылки, можно зайти и поправить текст или отправителей. Текст будет прикреплен к отметкам, и отправится в ближайшую рассылку, после чего пропадет из таблицы.
Раздел «Отчеты».
Вся статистика может быть доступна в форме табличных отчетов и в форме графиков, демонстрирующих динамику процессов.
Готовятся графики по ученикам, для возможности анализа развития ребенка.
Учителя и школьная администрация, использующие в работе информационную систему «Мониторинг образовательных достижений школьников» отмечают простоту интерфейса, удобство и практическую значимость ресурса. Некоторые высказывания учителей:
Наталья Логинова (Суздаль): «Всегда новое принимается с опасением и нервозностью, но на мой взгляд, пора делать информацию, в том числе, и содержимое школьных журналов, доступными.
Возникали у многих вопросы этичности контроля учащихся.
Не имея соблазна на обман не возникает обмана и затаивания отметок для родителей.
Родители будут оповещены о всех успехах и неудачах, о регулярности посещения занятий их чадами.
Классный руководитель документально может защитить себя в случае обвинений о неведении проблем в обучении учащихся.
Пора менять сознание, трепетное отношение к желтым листкам, которые кипами храняться у учителей, подстраиваться под стремительно меняющемуся мир. Образовательные учреждения предлагают образовательную услугу по заказу общества, государства и учащихся, пора учитывать спрос заказчиков.
Как будут вносить данные в сеть учителя пенсионного возраста, работающие в школах?
Сложности нажать на клвиши цифр от 2 до 5 и клавишу с буквой н, не составит труда, тем более, что все они имеют высшие квалификационные категории, значит надо соответсвовать требованиям и выполнять должностные обязанности.»
«В моем классе прошло собрание с родителями и детьми о пользе и необходимости подключения к образовательной услуге, которую предлагает "Мониторинг образовательных достижений школьников" 20 человек из 26 дали свое согласие, 3 - раздумывают. Многое зависит от позиции классного руководителя.
Негатив и неприятие классного руководителя значительно повлияет на мнение родителей, также как и понимание достоинства такого контроля успеваемости и посещаемости.»
Ирина Парфенова (Боголюбово):
«Наша школа включилась в этот процесс меньше месяца назад. Все до одного классные руководители работают с электронным журналом. Их возраст от 25 до 58. Компьютеры - в 2-х кабинетах информатики. Некоторые приходят ежедневно, другие - 2-3 раза в неделю. На сегодняшний день работа занимает от 5 до 20 минут за сеанс. Явно заметны положительные эмоции от того, что получается, что нетрудно (хотя, естественно, изначально негативное отношение было). Эти эмоции потом угаснут, но надеюсь на плюсы от готовых отчетов, положительного эффекта на посещаемости уроков...
С родителями сложнее. Разброс мнений: от "я доверяю своему ребенку" до "учителя и так обязаны доводить до сведения родителей". Конечно же, есть и такие, которым вообще всё равно. Очень мало тех, кто активно начал подключаться.
Как завуч вижу, что классные руководители (это касается среднего и старшего звена) стали гораздо лучше владеть ситуацией с оценками и посещаемостью в классе, так как регулярно вплотную работают с классным журналом. Учителя-предметники "подтянулись": оперативнее проверяются письменные работы, оценки не оседают в личных журналах до последних недель четверти.
Сама лично, я - за электронный журнал! И как школьный администратор, и как учитель, и как мама будущего школьника. Трудности неизбежны как и в любом деле»
Сергей Проничев (Гусь-Хрустальный):
«Я - за электронные дневники, но всегда и при всём остаюсь центристом - сильный центр в таком деле необходим, но и множественность демакритескую неоходимо соблюсти.
Ознакомился со всеми сервисами электронных дневников, где смог - зарегистрировался и начал пробовать что-то делать (просто так, для себя). Пришел к выводу, что все они достаточно похожи, но вот можно ли провести сравнительный анализ результативности качества знаний? - нет. только сервис, предлагаемый к обсуждению здесь имеет выигрыш. Но, есть и минус - требуется регистрация всей школы сразу. Без включения административного ресурса на местах - это практически невозможно».
Елена Бузакина (Кольчугино):
«Наша школа работает на http://www.centersot.org/monitoring.html с января текущего года. Мнения у учителей по эффективности такого мониторинга расходятся. Я, проанализировав все "за" и "против", сделала свои выводы. Как учитель начальных классов считаю, что рассылка смс с оценками в 1-4х классах необязательна, так как детям этого возраста ещё не свойственно сокрытие своих успехов и неудач. Хотя рассылка сообщений о родительских собраниях, о мероприятиях и конкурсах может иметь место (быстро и удобно). Поэтому хотелось бы создания льготного тарифа (например, на рассылку 2 раза в месяц). Как родитель шестиклассника-оболтуса, голосую за смс рассылку обеими руками!!! Здесь её эффективность и своевременность бесценна! В этом возрасте дневники для выставления оценок подаются всё реже (большинство родителей, думаю, со мной согласятся), да и учителям-предметникам порой не хватает времени выставить оценки всему классу (переменка небольшая, а часть урока занимать на выставление оценок жалко).
Поэтому здесь у "матросов нет вопросов" - смс рассылке - ДА!
А по поводу "напряга" для учителей не соглашусь, у меня выставление оценок занимает 5-10 минут, не больше (это с учётом, что наполняемость оценок в начальных классах, как вы понимаете, гораздо выше, чем в среднем звене!)
Сравнивая же смс-мониторинг с другими подобными ресурсами, приведёнными выше, скажу, что СМС - самый доступный источник информации на данный момент, так как не требует наличия у родителей компьютера, и не отнимает у них, таких занятых, драгоценное время на освоение просторов Интернета (поверьте, многие ссылаются на то, что у них нет времени даже на то, чтобы включить компьютер:)))»
|