Автор:
Вишневецкая Надежда Васильевна
Место работы:
учитель иностранных языков МОУ «Гимназия №1» г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия)
Контроль и учет при обучении иностранному языку
Контроль и учет играют при обучении иностранному языку важную обучающую, воспитательную и контролирующую роль. Главным объектом контроля по иностранному языку являются речевые умения и навыки и лишь в незначительной степени теоретические знания учащихся.
Различают тематический, текущий, периодический и итоговый контроль. По форме он может быть устный или письменный, по виду – индивидуальный или фронтальный, по способу проверки – одноязычный и двуязычный. Все эти виды и формы взаимосвязаны.
Мне хотелось бы остановиться на некоторых формах текущего контроля.
Текущий контроль знаний грамматики я осуществляю регулярно по мере прохождения грамматического материала. Это может быть контроль в форме выбора верного варианта из нескольких предлагаемых образцов, заполнение пропусков в предложениях, контроль в форме заданий «Восстановите вопросы, на которые следующие предложения могли бы быть ответами» или «Все, что написано, уже произошло. Напишите, как это было» (прошедшее время) и т.п.
Контроль аудирования я осуществляю таким образом: например, «Изложите кратко содержание текста по-русски», «Изобразите ситуацию графически», «Ответьте на вопросы, подчеркнув верный вариант ответа из трех предлагаемых», «Закончите рассказ» и т.п.
Для контроля чтения я часто даю текст, допускающий небольшой процент незнакомой лексики. Учащиеся получают его на определенное время, затем выполняют задания, которые могут быть в виде ответов на предложенные вопросы, выбора правильного суждения из нескольких указанных, характеристики героя или линии его поведения, составления плана рассказа и т.д. При этом важно осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
Контроль письма на начальном этапе обучения я осуществляю в письменных домашних заданиях. Например, «Напишите, каковы ваши планы на каникулы» или «Как вы провели выходные дни?»
Часто бывает, что на одном уроке несколько раз могут проводиться фронтальный, индивидуальный, парный контроль по различным видам речевой деятельности. Нужно оценить работу каждого ученика. В этом мне очень помогает дифференцированная шкала учета. Ее можно вести наряду с классным журналом. Она имеет такой вид:
Ф.и. учащихся
|
Класс
|
Индивидуальный
контроль
|
Парный контроль
|
Фронтальная работа
|
|
|
А.
|
Чт.
|
Г.
|
П.
|
А.
|
Чт
|
Г.
|
П.
|
А.
|
Чт
|
Г.
|
П.
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В графы 3,4 заносятся результаты индивидуального и парного контроля, а в последнюю графу – результаты разнообразной фронтальной работы. Такая шкала позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, видеть их успехи и неудачи в конкретных видах речевой деятельности. Если сделать эту шкалу доступной обозрению учащихся, она может стать средством саморегуляции.
Очень эффективным средством контроля я считаю тесты. Это могут быть задания по лексике, грамматике, фонетике. Тесты можно не разделять по классам. Я использую их на протяжении всего курса с целью установления общих, типичных ошибок.
Вот пример теста по фонетике (на различение).
Задание: прослушайте слова два раза, в первый раз как обычно с интервалами, во второй раз с паузами, во время которых учащиеся делают записи на листах ответа. Рядом с номером слова они должны поставить +, если услышат долгий звук. И знак -, если услышат краткий звук. Контроль осуществляется с помощью самоконтроля по ключу, который записан на обратной стороне доски. «5» ставится, если задание выполнено на 80%, «4» - 60%, «3» - 40% и «2» - ниже ;0%.
Хороши для контроля так называемые клоуз-тесты. Для основы клоуз-теста выбирается отрывок прозы от 100 до 300 слов, в которых пропускается каждое пятое, седьмое и т.д. слово. Отрывок должен быть закончен по смыслу. В нем почти не упоминаются имена собственные, а пропущенные слова легко восстанавливаются за счет контекста. Тексты заготавливаются в нужном количестве. Учащиеся читают только два раза и вписывают слова в текст или на специальные опросные листы. При разработке клоуз-теста можно пропускать существительные либо глаголы, предлоги, артикли в зависимости от того, что нужно проверить. Оценка качества выполнения клоуз-теста осуществляется так – за каждый правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов.
В конце семестра или полугодия я часто провожу неординарные формы работы на уроке. Они идут как повторение изученного материала и часто носят соревновательный характер. Привожу пример разного рода заданий для конкурса знатоков английского языка. Задания можно компоновать в зависимости от возраста учащихся.
Конкурс знатоков английского языка.
- Отгадай загадку!
1. It has got a face, it has got two hands, it goes and yet stands. (clock).
2. Two ducks before a duck, two ducks behind, one duck in the middle. So how many ducks?
3. This is a house with one window in it. It shows films every minute. (TVset).
4. What has 4 legs but can not walk? (table).
5. It gives us milk and butter too, it,s very kind and likes to moo. (cow).
6. It,s white, it,s cold. We can skate on it. What is it? (ice).
7. It is grey and it is very big. It lives in jungle, but you can also see it at the Zoo or in the circus. It does not eat meat. It likes vegetables, leaves, grass and fruit. (elephant).
8. A very funny animal, which moves very quickly. It can hang by its tail. (monkey).
9. This animal can go without water and food for a long time. What is it? (camel).
10. I am black and red, and blue, and many other colours. I draw pictures for you. (pencil).
11. Which month has 28 days? (all)
- Назови антонимы!
Left- , small-, cold-, clean-, never-, new-, short-, boring-, open-, white-, girl-, cheap-, silly-, man-good-, beautiful-, this-, no-, left-, big-, in-.
- Составьте длинное слово из букв! (У кого длиннее).
Дать два комплекта букв.
- Накормим Вини Пуха! Кто больше назовет еды и напитков.
По одному члену от команды по очереди.
- Найди цифры и назови их (1-25). Кто быстрее и качественнее.
8
|
19
|
10
|
15
|
3
|
6
|
22
|
2
|
13
|
18
|
24
|
20
|
21
|
1
|
9
|
12
|
5
|
14
|
7
|
16
|
17
|
11
|
23
|
4
|
25
|
На доске таблица. По одному-два члена от команды по очереди и на время.
- Собери предложения из рассыпанных слов!
Чья команда быстрее и правильнее. (Под музыку).
- Напишите на доске как можно больше слов на букву Р !
Команды пишут одновременно за три минуты (песочные часы).
- Назовите русские эквиваленты к английским пословицам!
- East or West, home is the best.
- A friend in need is a friend indeed.
- Never put off till tomorrow, what you can do today.
- An apple a day keeps the doctor away.
- Tastes differ.
- There is no place like home.
- The right thing in the right place.
- Распределите слова по темам!
Pilot, doctor, teacher, engineer, businessman, housewife, worker, driver, cosmonaut, dentist, tiger, frog, elephant, fox, wolf, crocodile, monkey, dog, cat, mouse, bear, shorts, jeans, skirt, shirt, cap, hat, shoes, boots, blouse, trousers, sweater, jacket.
Чья команда быстрее и правильнее. Звучит музыка.
- Опишите внешность куклы!
Чья команда лучше. Дается время на подготовку. Звучит музыка.
- Закончи рифмовку!
You like me and I like you. I,ve got a kitten. It,s in the box.
Green and yellow, white and … (blue) She,s got a monkey, he,s got a … .(fox)
The kitten,s in the box. I,ve got a dog,
The monkey,s on the chair. His name is Jack.
The fox is there too His head is white,
But where is the …? (bear) His nose is … . (black)
- Закончи фразу!
По-английски каждый день ручку называем …(pen)
Я рисунок свой повесил и убрал в пенал – что? …(pencil)
Вижу в классе много рук! Книга по–английски …(book)
Сел за парту, слышен треск. Парта по-английски …(desk)
Ученик к доске идет. Классная доска - …(blackboard)
Да, запомнить я сумею: стул мы называем …(chair)
Ты не ленись, а повтори. Семья иначе - …(family)
Она мечтает быть артисткой, моя сестренка, моя …(sister)
Мой брат разбил сегодня вазу. Мой брат малыш, мой братик – (brother)
Дочку как вы назовете? Дочка по-английски …(daughter)
Мой сынок испортил кран. Сын, сынишка, значит …(son)
Да, узнали мы впервые: инженер - …(engineer)
Умеет все, в работе дока, рабочий по-английски - …(worker)
Русский врач, английский доктор, называем просто …(doctor)
Тише, дети, не кричите: в класс сейчас заходит …(teacher)
Долго-долго носом хлюпал ученик, английский …(pupil)
Я ошибся – ай, яй, яй! Я – местоимение …(I)
Вы не стойте на краю! Ты и вы, иначе …(you)
Объяснились мы в любви. Мы – местоимение …(we)
Он смеялся: «Хи-хи-хи». Он – местоимение -…(he)
Она спешила. Не спеши! Она – местоимение - …(she)
Они жалели всех людей. Они – местоимение - …(they)
Для неодушевленных лиц местоимение просто … .(it)
- Орфографический конкурс. Допиши недостающие слова в предложениях!
- … do you get up? – At six o,clock. (When)
- Do you like my … dress? – Yes, I do. (new)
- … is your name? – My name is Ann. (What)
- How … are you? – I am ten. (old)
- What time is it …? – It is two o,clock. (now)
- … many pens have you? – I have two pens.(How)
- What colour is your pencil? – It is … . (blue …)
В конце подводятся итоги. Таблица с итоговыми баллами отражена на доске.
Баллы выставляет учитель по ходу конкурса.
|