Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



промысел

"Народные промыслы России"

Submitted by Ирина Леонидовна Самойлома on пн, 10/11/2014 - 20:25

Конспект совместной образовательной деятельности интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народные промыслы России» (подготовительная группа)


"Народные промыслы России"

Submitted by Ирина Леонидовна Самойлома on пн, 10/11/2014 - 20:25

Конспект совместной образовательной деятельности интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народные промыслы России» (подготовительная группа)


Урок развития речи "Описание декоративной игрушки" (6 класс)

Фото пользователя Людмила Васильевна Кушнаренко
Submitted by Людмила Васильевна Кушнаренко on Sat, 16/10/2010 - 21:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кушнаренко Людмила Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с. черный Яр"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Подготовить детей к описанию игрушки, развивать устную и письменную речь,воспитывать умение видеть прекрасное рядом
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок развития речи на тему "Описание декоративной игрушки" (6-й класс)

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • учить художественному видению окружающего мира;
  • создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа;
  • воспитывать умение видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова.

Оборудование: матрёшки, дымковские и филимоновские игрушки, рисунки ребят;  предметы, сделанные мастерами нашего села. Презентация.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с народными промыслами, поговорим о матрёшке, узнаем историю дымковской и филимоновской игрушки, сравним эти игрушки, сделаем вывод, чем они отличаются друг от друга, определим место игрушки в жизни нашего народа. Дома вы напишете сочинение на тему: «Ты, как душа у народа, красива». Вы сегодня будете и писателями, и художниками. Как писатели, вы должны записать свои впечатления, найти нужное слово. А это непросто. Как художники, вы должны увидеть в обыкновенном предмете что-то особенное, свойственное только ему. Для этого нужна фантазия. Удачи вам!

2. Разминка

–  Какой предмет спрятан в загадке:

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Отгадайте, как зовут?

– Какие слова помогли вам разгадать загадку?

– Прочитайте загадку выразительно, соблюдая интонацию, паузы, логическое ударение.

Слайды 1-5

Учитель. Да, это матрёшка, хорошо нам всем знакомая игрушка.  А пришла она к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что мы считаем её нашей, русской. Это наш русский сувенир. Матрёшек одна в другой бывает разное количество, самые крупные насчитывают до 60-ти матрёшек.

3. Работа с текстами

(На партах перед ребятами два текста: отрывок из произведения Паустовского и статья из словаря С. И. Ожегова)

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного их взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца» (К. Г. Паустовский)

Матрёшка – полая  внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова)

  1. Какой тип речи используется в этих текстах?
  2. Что характерно для описания?
  3. Чем отличаются предложенные описания?
  4. Как вы определили стили этих текстов?
  5. Какие языковые особенности художественного стиля вы нашли?
  6. В каком стиле вы будете писать свою работу?

Учитель: Для того, чтобы ярко, выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Это вы сделаете сегодня, если будете чуткими. Зоркими, внимательными.

4. Выставка игрушек

Ребята, посмотрите, сколько интересных игрушек у нас на выставке! Красавица матрёшка! Конь- огонь! Искусно сделан мастером, кажется: топнет копытом и умчится в степь. Вот и задаёшься вопросом: «Сколько лет игрушке? Откуда к нам пришло это диво-дивное?»
Игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни передавали ребёнку понятия о добре и зле, о счастье и красоте,. Издавна развивалось это рукотворное мастерство.

– Как вы понимаете, что означает слово рукотворный? (Сделанный руками, образовано от слов руки и творить)

– Запишите однокоренные слова к слову творить. (Творец, творчество, творческий)

Учитель. В 1909 году в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки. (По словарю Ожегова уточняется значение слова кустарный). На выставке были собраны разнообразные игрушки: и деревянные, и глиняные, и тряпичные, и соломенные. Со временем таких выставок становилось всё больше и больше. Возрастал к ним и интерес. У нас сегодня также своеобразная выставка игрушек, работы учащихся. Предлагаю вам посетить нашу выставку, а экскурсоводами будут ребята. А вы, слушая их, записывайте самое интересное. Это будет ваш материал к сочинению.

1-й ученик. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата- утехами богата: свистульки – петушки, лошадки, расчёски – гребешки. Интересными были расписные барышни, волчки, кораблики, свистульки. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой - быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: глина, лоскутки, солома, дерево. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела резких изменений. И в то же время в каждой местности, в каждом промысле  складывались свои традиции, приёмы росписи, исполнения.

Учитель. Почему современная игрушка мало отличается от древней? Сейчас послушаем рассказ о дымковской игрушке.

Слайды 6-9

2-й ученик. Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой  была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Прошло время, это печальное событие забылось, а на этом месте стали устраивать весенние гулянья, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на эти изделия был огромный. Потом стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, собак, козликов, кошек. В слободе Дымково были отличные глины и песок. Летом крестьяне заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних работ, замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими зимними вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь , раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, красный, золотой, малиновый… Эти игрушки возили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню – ярко расписанная фигурка отражает быт и моду 19 века. Такие наряды носили барыни в прошлом.

Учитель. В чём особенность дымковской игрушки?
Следующий помощник познакомит нас с историей филимоновской игрушки.

Слайды  10-13

3-й ученик. Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки – это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать в руках  птичку-свистульку. Животные тоже имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала славится своими глиняными игрушками недавно, около ста лет назад. В росписи использовали 4 цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко – красным, зелёным, лимонно-жёлтым. Игрушку сначала покрывали жёлтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные  птицы всегда раскрашивались по определённой схеме: поперёк туловища и по шее рисовались, чередуясь, разноцветные узоры – полоски, ёлочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зелёные шляпки, пёстрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры.

Учитель. Что интересного вам запомнилось? Какие записи вы сделали?

5. Воображаемое посещение ярмарки 19 века

– Вот такие красивые игрушки везли на ярмарку. А зазывали шутками и прибаутками, приглашали полюбоваться игрушками. Ведь не каждый может увидеть мир глазами сказочника и раскрыть его красоту людям, а только настоящий художник и поэт. Народные мастера как раз и обладали таким даром. Ваши работы также говорят о том, что вы можете быть сказочниками и удивительными умельцами.
– А сейчас давайте отправимся на ярмарку. На ярмарке не зевайте, будьте внимательны! Не проходите мимо ярких слов, словосочетаний, делайте записи.

Ребята представляют ярмарочную сценку.  

 Зазывалы:

Ярмарка! Ярмарка!
Торопись народ.
Чудо – ярмарка идёт!

Весёлая, забавная,
Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши
Для забавы и души!
Подходи, не скупись,
Эй, народ, торопись!

Есть прехитрые штуки
Позабавьтесь от скуки!

А вот игрушки славные,
Занятные, забавные!

Полюбуйтесь, да только не торгуйтесь!
Хоть игрушка и детская забава,
Вам придётся по нраву!

Три-четыре ученика представляют свои работы

Словесное описание игрушки (на основе записей)

6. Беседа об игрушках, выполненных народными умельцами

Учитель. Хороши игрушки! Куколки, петушки. А знаете, из чего они сделаны?

Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники-сапожники,
А мастера художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали.
Яркие, нарядные.
Игрушкам очень рады мы.

– Как вы понимаете слово мастер?
– Подберите к нему синонимы.
– Что связывает дымковскую и филимоновскую  игрушки?
– Что такое орнамент?
– А какие орнаменты вы знаете?
– Угадать, к какому промыслу относятся данные орнаменты?

7. Составления плана сочинения

8. Домашнее задание

– Написать сочинение: «Ты, как душа у народа, красива».

 

Краткое описание: 
Работа с различными народными промыслами

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн