Конспект совместной образовательной деятельности интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народные промыслы России» (подготовительная группа)
Составила Самойлова И.Л. МДОУ д /с №36 г. Ярославль.
Этап занятия
|
Ход НОД
|
Технические
средства
|
Формируемые УУД
|
Организационный
Момент
Вхождение в тему
|
Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.
В течение всего времени, мы с вами совершали путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, которыми славится наша Россия.
Ребенок читает стихотворение
Города старинные мастерами славятся, улицы кузнечные, улицы гончарные, площади торговые, праздничные ярмарки.
Сегодня мы вспомним и расскажем о тех удивительных предметах, которые делают народные мастера.
-Удивительному чуду мы поклонимся не раз, о промыслах народных, пойдет сейчас рассказ
|
Звучит русская народная мелодия. Дети вместе с воспитателем входят в зал, украшенный предметами народно-прикладного искусства
Слайд
«Ярмарка»
|
Коммуникативные УУД:
Ориентация на партнера по общению.
Регулятивные УУД:
Мотивация деятельности
|
Беседа: «Что такое русские народные
промыслы?»
|
Воспитатель: дети, что такое русские народные
промыслы? Почему они так называются?
Дети: По названиям деревень
Дети: это то, что мастерили русские люди…
Воспитатель: да, русские люди – удивительный
народ. Они всегда стремились к красоте, замечали
ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод
осенних листьев.
-Что делали люди своими руками?
Своими руками русские люди
творили чудеса: делали посуду, игрушки
и много других предметов.
Для кого они делали эти предметы?
Для своей семьи, своих детей.
Воспитатель : Так, появились русские народные промыслы. Воспитатель стимулирует рассказы, обращаясь к иллюстрациям на экране
Воспитатель: как же жители других деревень могли приобрести эти вещи для своего дома, для детей?
Дети: Они ездили, ходили на ярмарку.
Дети рассказывают о ярмарках (Заклички)
-Солнце красное встает, Спешит на ярмарку народ!
-Эй! Не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
-Народ собирается – наша ярмарка открывается
-А товары у гостей из различных волостей, из Рязани,
Костромы, из Казани, хохломы.
|
Слайд
с различными предметами.
Слайд люди едут на ярмарку
|
Коммуникативные УУД:Дети интегрируются в группу, идут на сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Познавательные УУД:выстраивают осознанное речевое высказывание в заданной форме.
выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные УУД:
Имеют мотивацию к социально-значимой и оцениваемой деятельности.
Проявляет осознанные познавательные интересы
|
Беседа о промыслах
|
Воспитатель:
Что я вижу, что за диво? Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво, и захватывает дух!
Воспитатель: и так мы с вами на ярмарке.
Воспитатель: Ой, да это просто чудо, белоснежная посуда, расскажите, вы откуда?
Ребенок читает стихотворение:
В тихом Подмосковье речка – Гжелка бежит.саша
Вдоль той речушки деревенька стоит,
заросли ивы вдоль речки бегут, расписную посуду они мастерят, синим По-белому чудо творят.
Синий, голубой - на белом,
глянь, как сочетается,
знай, такая красота, гжелью называется!
Воспитатель:
Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос?
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине цветом жарким
Он сияет, а вокруг,
Словно дети встали в круг
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла
Отвечаем на вопрос-
Это … (Жостовский поднос)
Воспитатель :
А вот веретено
Жужжит и кружится оно,
Нитку сучит, об пол стучит
Есть, дети, старинный город. Там живет веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?
Дети: Городец.
Дети читают стихотворения
-Городецкие узоры, просто загляденье, оживают здесь павлины всем на удивленье!сережа
-Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!
городецкие узоры, тонко вывела рука.аня
-Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит.
Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают!алена.
Воспитатель:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая… (Хохлома)
Дети: хохлома.
ребенок читает стихотворение
Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют хохломой!
милана
|
слайд с изображением посуды - Гжель.
Слайд поднос
Жостовский
слайд с
изделиями городецкой росписи
После ответа
Слайд:хохломская посуда.
|
Коммуникативные УУД:
Эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества;
Слушает собеседника и вступает в диалог;
Строит высказывание в соответствии с нормами родного языка.
Личностные УУД:
Имеют мотивацию к социально-значимой и оцениваемой деятельности.
Регулятивные УУД:
Способны к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
Находят и выделяют главную информацию.
|
Подвижная игра
«Карусель»
|
- Какая же ярмарка без карусели, карусели не простые, а для наших мастеров.
(Дети встают в круг берут в руку ленточку и выполняют движения).
Игра «Карусель»
Дети встают в круг под обручем, берутся за ленточки. И произносят текст.
«еле-еле, еле – еле завертелись карусели,
а потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.
тише, тише не спешите, карусель остановите.
раз-два, раз- два, вот и кончилась игра!
|
звучит русская народная музыка
|
Личностные УУД:
Доброжелательное отношение друг к другу.
Коммуникативные УУД:Дети интегрируются в группу, идут на сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
Познавательные УУД:выстраивают осознанное речевое высказывание в заданной форме.
|
Беседа о дымковском промысле.
|
А теперь отправимся в мастерскую.
Воспитатель:
Посмотрите-ка сюда, это что за красота?
Ребенок: Вот бы все их в руки взять и немного поиграть!
Ребенок читает стихотворение
Игрушки эти непростые,
а волшебно расписные,
белоснежны как березки,
кружочки клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
но отвести не в силах взор!
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель:
-Подойдите, пожалуйста, сюда и посмотрите на дымковские игрушки.
-Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки?
Ребенок читает стихотворение.
Голубые дали и село большое,
Дымково назвали
Дым идет из труб столбом,
точно в дымке все кругом.
С высокого берега Вятки реки,
хорошо видны слободские дымки
Воспитатель:
-Из чего лепят игрушки?
Дети: Из глины
- Какая ждёт сегодня нас работа
Поскорее узнать нам охота.
А мы будем не клеить, не резать, ни шить
Мы будем друзья игрушки лепить.
В старшей группе мы с вами лепили нарядных лошадок, и водоносок.
А сейчас, мы будем лепить праздничных птиц - дымковских индюков.
|
Слайд : дымковская игрушка.
|
Коммуникативные УУД:
потребность ребенка в общении со взрослым и сверстниками,
Регулятивные УУД:целеполагание.
Познавательные УУД:
Находят и выделяют главную информацию
|
Моделирование
проблемной ситуации
|
Воспитатель: Ребята, а где же глина?
|
|
|
Сравнение глины и песка
|
В ходе размышлений дети находя т сундучок. Обнаруживаем две коробки. В них мы не знаем что. Надо определить, где же глина.
Сравниваем: свойства песка: сухой -сыплется, сырой нет.
В одной коробке сыплется, в другой -нет. Смотрим через лупу.
Находим крупинки. Приходим к выводу, это песок. Можно из него лепить? Нет
Исследуем материал в др. коробке.,
Какие свойства глины вы знаете?
(Сухая глина — твердая, размоченная — мягкая, пластичная.)
Продолжаем работу.
|
|
Регулятивные УУД:
прогнозируют результат своих действий.
находят и выделяют известное и неизвестное.
Познавательные УУД:
выделяют причинно- следственные связи.
находят и выделяют необходимую информацию
Выстраивает логическую цепь рассуждений, выдвигает и обосновывает гипотезы.
Коммуникативные УУД:
осуществляют поиск причин и путей решения проблемы, учитывают и уважают позицию партнера.
|
Продуктивная деятельность
Последовательность работы в
Лепке «Индюка»
Показ
|
- Давайте вспомним правила работы с глиной и стеками.
- Работать аккуратно, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать глину в рот.
- Обращаться осторожно со стеками; не размахивать рукой с инструментом – можно нанести травму соседу.
- После работы - привести в порядок рабочее место; очистить от глины доски, протереть стол мокрой тряпочкой.
- По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем моем руки теплой водой с мылом, насухо вытираем полотенцем.
Воспитатель ставит индюка перед детьми.
Ребенок читает стихотворение
Вот индюк нарядный, весь такой он складный.
У большого индюка, все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.
Точно солнечный цветок, и высокий гребешок
красной краскою горя, как корона у царя!
Воспитатель:
- Предлагаю вам превратиться в Дымковских мастеров.
Что обязательно надо сделать, прежде чем вылепить такого индюка?
Дети: рассмотреть со всех сторон.
В:Зачем нужно рассматривать индюка?
Д: чтобы вылепить похожую игрушку.
- Дымковского индюка лепят по частям
В: Надо определить, из каких частей она сделана, какой формы каждая ее часть и где расположена.
Обвожу пальцем части игрушки.
Видно ли тело индюка?
(Нет. Оно прикрыто большими крыльями, до самой земли.)
Индюк птица?
Да
Значит его тело такой же формы, как у птиц.
какое же оно?
Овальной формы.
посмотрите на голову и на шею индюка. Голова у него маленькая, незаметно переходит в шею. А какая шея?
Длинная, у тела немного расширяется.
Что вы заметили интересного на голове и шее индюка?
Высокий круглый гребень, как корона, и длинная бородка, похожая на кисть из круглых ягод.
Какие по форме крылья и хвост?
Круглые, большие, на конце волнистые.
Посмотрите, какие толстые ноги и подставка сзади для устойчивости фигуры
Что же надо сделать после рассматривания индюка?
Разделить глину на части и сделать для них исходные формы для лепки.
Предлагаю отгадать по форме и величине заготовок, какую часть индюка можно вылепить из каждой.
Показываю цилиндрическую форму.
Какую часть игрушки можно вылепить из нее?, показываю, как раскатать один конец цилиндра, и сделав его тоньше, загнуть вверх. Из более тонкого конца цилиндра нужно вылепить шею с головой, а толстый конец цилиндра – это тело птицы.
Показываю три шарообразные исходные формы
и спрашиваю:
Для каких частей они предназначены?
Для крыльев , а шарик побольше для хвоста.
Что же нужно сделать с шариками, чтобы вылепить круглые крылья и хвост?
Расплющить шарики в диски.
Затем показываю, на одном шарике, как расплющить его о дощечку. Дале показываю, как сделать край крыла волнистым. Для этого надо сделать углубления по краю.
Способ лепки гребня и бородки индюка дети находят самостоятельно.
Прежде чем превратится в дымковских мастеров, нужно приготовить свои руки к работе, так как дымковские мастера были умельцами и выполняли свою работу аккуратно и красиво.
|
Просмотр презентации «Нарядный индюк»
Слайд «Части индюка»
последовательности лепки
|
Регулятивные УУД:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, ставят перед собой учебную задачу.
умение сохранять заданную цель; доводить начатое до конца;
различает и осознает то, что уже усвоено.
Вносит необходимые изменения в свой план и способ действия как по указанию взрослого, так и самостоятельно.
Познавательные УУД: (общеучебные)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
контролируют и оценивают результаты своей деятельности.
Использует схемы, чертежи, планы.
Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
(логические) анализирует – выделяет существенные признаки объектов; синтезирует, составляет целое из частей, восполняет недостающие компоненты.
Коммуникативные УУД:
Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
слушает собеседника и вступает в диалог;
участвует в коллективном обсуждении проблемы
Личностные УУД
Проявляют познавательный интерес, имеют мотивацию к деятельности.
|
Пальчиковая гимнастика
|
Упражнение для рук.
Физминутка.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики
Вот мы и готовы работать
|
|
Познавательные УУД:выстраивают осознанное речевое высказывание в заданной форме.
Коммуникативные УУД:
Ориентация на партнера по общению.
|
Определение характера поделки.
|
Дети приступают к делению глины (пластилина) на части и изготовлению исходных форм для лепки индюка.
В ходе работы, напоминаю детям, что надо чаще смотреть на исходную форму индюка, чтобы добиться сходства с ним.
Напомнить, чтобы дети примазывали крылья к спине индюка.
Обращаю внимание на позу птицы: шея прямая, слегка откинута назад, что придает индюку важность,
Хвост слегка выгнут вперед.
|
|
Коммуникативные УУД:
Эмоционально – позитивное отношение к результату сотрудничества.
Познавательные УУД
Находит и выделяет необходимую информацию.
|
Анализ
Сравнение образца.
Шутливый диалог с ее автором.
|
По окончании работы вместе с детьми любуюсь поделками детей. Ставлю 2-3 работы рядом с образцом. И предлагаю найти самую похожую на образец.
Воспитатель: посмотри, какой я красавец! У меня длинная гибкая шея.
Ребенок: и у меня тоже.
Воспитатель: У меня высокая круглая корона на голове и длинная бородка.
Ребенок: …..и у меня тоже
|
|
Регулятивные УУД
Умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать
оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
Ориентация на партнера по общению (т.е. признание иной точки зрения, отличной от своей собственной, на чем строится воспитание и уважение к иной точке зрения);
умение слушать собеседника.
Слушают собеседника, вступают в диалог.
|
Подведение итогов НОД
|
Воспитатель:
- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.
Возвращение с ярмарки.
Где мы сегодня побывали? На ярмарке,
В городе Мастеров прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе увидели чудесные товары разных городов. Узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Вы на ярмарке побывали?
Товар свой показали?
Все рассказали –
Ничего не забыли?
Ну, а теперь прощайте.
В следующем году приезжайте
Какие промыслы мы вспомнили?
Где мы еще были?
в мастерской умельцев.
Что узнали нового? Как лепить индюка.
Что было трудно?
Что вам больше всего понравилось.
Молодцы ребята, спасибо вам за путешествие.
|
|
Познавательные УУД
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
регулятивные УУД
оценивает свои возможности, интересы, трудности.
коммуникативные УУД
Личностные УУД
|
Конспект совместной образовательной деятельности интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народные промыслы России.»
Тема «Народные промыслы России»
|
Цель
|
Образовательные:
|
задачи
|
- Закрепить у детей знания о русских промыслах: (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись)
- Воспитание чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества, уважительного отношения к истории и культуре народов России.
- Закреплять умение выразительно читать стихи.
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Закреплять умение сочетать движение и речь.
- Учить лепить индюка из конуса и дисков.
|
Развивающие:
1. Обогащать словарный запас детей.
2. Развивать связную речь.
3. Развивать внимание, познавательную активность.
4. Развивать логическое мышление, память.
5. Развивать моторику рук, речь детей;
6. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
7. Активизировать словарь: хохлома, дымковская, гжель,
8. Познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий,
|
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
3. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
4. Воспитывать желание сделать игрушку самостоятельно.
|
материалы
|
Демонстрационный
- Картинки с элементами росписи и картинки с предметами росписи (гжель, хохлома, жостовский поднос, дымковская игрушка, городецкая роспись)
- Презентация «Схема лепки индюка»
- оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла
- - обруч с лентами
- «Лаборатория» для выявления свойств глины и песка.
- Магнитофон
- Ноутбук
- Экран
- Дымковский индюк
- Предметы народно прикладного искусства
|
Для практической работы
- Модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров)
- цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек
- шапочки с изображением дымковских игрушек.
- глина, стеки, доски для лепки, тряпочки, вода.
- два ящика, песок, глина,
-столы для работы
|
Тема «Русские народные промыслы» (подготовительная группа). МДОУ Д/С № 36, Воспитатель первой квалификационной категории Самойлова И.Л.
Предварительная работа.
срок реализации: сентябрь – ноябрь.
Цели: обобщать знания детей о ярмарочных традициях,
Задачи: Расширять и закреплять представления детей о русских народных пОмыслах, побуждать детей восхищаться народным умельцами и предметами их творчества
Вид деятельности
|
Формы организации взаимодействия
|
Взаимодействие с родителями
|
|
Беседы:
«В гости к городецким мастерам»,
Рассматривание изделий «золотой хохломы»
«Путешествие к мастерам хохломы»
«Жостовские подносы»,
«Матрешки расписные»
«В гости к дымковским мастерам»
«Сине- белая посуда»
«Искусство гжельских мастеров»
Поговорки, пословицы о труде
|
Выставка детского творчества
Консультация :
«Развитие творческих способностей у детей»
«Знакомим детей с народными промыслами»
|
|
Рассказы
«Об истории промысла» «Народные промыслы России»
|
|
Рассматривание
|
Альбомы «Городецкая роспись», «Сказочная гжель», «дымковская игрушка»
|
|
|
Заучивание стихов.
|
|
|
Загадывание загадок.
|
|
Физкультминутки
|
«Карусели»
|
|
Игровая
|
Дидактические игры
«Обведи элемент»
«Собери целое»
«Обведи рисунок»
«Найди пару»
«Лото»
«Продолжи рисунок»
«Найди пару»
«Составь элемент узора»
|
|
Ознакомление с художественной литературой.
|
Сказки «Иван царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Мужик и медведь»
П.П.Ершов «конек- горбунок»
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Стихотворения «Веселая Дымка», стихи о хохломе,о гжели, о городце
|
|
Познавательно-исследовательская деятельность
|
Выявление свойств глины.
сходства и различия с песком.
|
|
|
«Полочка красоты»
Размещение изделий народных промыслов.
|
|
Слушание
|
Песенное творчество, потешки, пословицы
|
|
Лепка
|
«Игрушка на ярмарку»-разные виды народных промыслов
|
|
Конструирование
|
|
|
Рисование
|
Орнаментов по мотивам городецкой росписи,
роспись посуды (шаблоны)хохломским узором
Изготовление игрушек для «карусели»
|
|
|
Выставка детских работ по мотивам народных росписей «Пестрый хоровод»
|
|
|
Словарная работа
активизировать в речи детей слова: ярмарка, хохлома, городец, дымково, промысел, игрушка, роспись,
|
|
|
Итоговое мероприятие НОД «Народные промыслы»
|
|
|