Новости 25.11.09
ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ «Олимпийцы, на старт! »
Определен список конкурсов и олимпиад 2010 года, победители которых получат премии в рамках программы поддержки талантливой молодежи (а также льготы при поступлении в вузы). В документе, который вступит в силу 5.12.2009 г., 189 соревнований. И это в ситуации, когда 120 олимпиад, проведенных в 2008-2009 учебном году, вызывали у экспертов сомнение: не много ли? Так, на заседании Российского совета олимпиад под председательством ректора МГУ им. Ломоносова В. Садовничего было решено исключить из списка 24 соревнования, среди которых, к примеру, олимпиада по обществознанию РГГУ и аэрокосмическая олимпиада школьников. В то же время члены совета предложили новый список из 175 олимпиад, который составили по итогам отбора из более чем 600 заявок.
Новая цифра – 189 - по словам экспертов, получилась из-за того, что олимпиады, проводимые некоторыми вузами по разным предметам, но под одной "шапкой", были просто разделены на отдельные соревнования - по физике, по химии, по экономике.
ТЕМА
Судя по последним высказываниям чиновников и политических деятелей разного ранга (включая министра образования и науки РФ А.Фурсенко), наше государство держит курс на обеспечение равенства в образовании – и не только на уровне отдельного ученика, но и на уровне учебных заведений.
Так, наряду с негосударственными вузами, которые могут претендовать на выполнение госзаказа и получение бюджетных мест при должном качестве образования, частные школы тоже получат равные права с государственными. Как сказал министр образования и науки России в интервью «Российской газете»: «Государство поддерживает конкуренцию, считает императивом качество образования и готово за это качество платить». Он отметил, что и сегодня финансирование частных школ, в принципе, может осуществляться регионом, но это является не обязательным и зависит от доброй воли того или иного субъекта РФ. Это позволит не только повысить конкуренцию за ученика, но и усилить контроль за качеством со стороны государства: «все будет определяться качеством образования, а не формой собственности... Мы недавно ввели норму, что все аккредитованные вузы независимо от формы собственности должны принимать студентов по единым правилам. Если мы ужесточаем требования, то должны дать право претендовать по конкурсу на бюджетные деньги. Со школами то же самое. Это возможность получения средств из муниципальных и региональных бюджетов за подготовку школьников. В результате некоторые школы могут даже снизить плату за обучение, если государственные деньги будут покрывать большую часть расходов или если у школы есть состоятельные спонсоры».
Особенное отношение к вопросу равных прав в школах, где уже внедряются программы инклюзивного образования. Как, например, в Московском центре образования № 1429; его директор Любовь Хечанова убеждена, что, обеспечивая равные права в получении образования детям с принципиально разными возможностями здоровья, школа решает настолько важную задачу, что оценивать ее работу только по успеваемости учеников – неправильно: «Это серьезная проблема, и трудно сказать, удастся ли ее когда-нибудь решить. Все, кто бывал в нашей школе, независимо от ранга, после общения с педагогами, детьми говорят: школа отличная, с уникальным опытом. Но есть иная официальная оценка работы образовательного учреждения – аттестация… Убеждена: нельзя оценивать результативность и эффективность работы школы по такому показателю, как успеваемость школьников. Ведь в одни школы - конкурс и отбор с первого класса, в другие - идут все ребята, и эти школы решают совсем другие задачи. Хотя и в нашей школе есть успешные дети – призеры олимпиад, конкурсов, соревнований».
Эти же вопросы – как помочь детям с особыми потребностями, хотя, возможно, без особых диагнозов получить качественное образование, затрагивает законопроект "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве", недавно одобренный Комиссией Мосгордумы по науке и образованию. Законопроект предусматривает создание службы ранней помощи и системы психологической, медицинской и педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности. В нём определены особенности приема, перевода и отчисления детей-инвалидов из образовательных учреждений; особенности финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья; меры социальной поддержки педагогов, работающих с детьми-инвалидами.
И если сторонники инклюзии стремятся к объединению ребят с разными возможностями в пределах одного класса, сторонники гендерного обучения считают равноправием в обучении как раз разделение классов по половому признаку – они считают, что так и успеваемость, и самооценка учеников становятся выше: ведь мальчики и девочки развиваются в разном темпе и по-разному воспринимают материал. В России уже более семисот школ, полностью или частично перешедших на так называемое гендерное обучение. Его еще называют поло-личностное. С каждым годом их все больше, так что педагоги решили объединить усилия и всерьез заняться разработкой методик раздельного обучения. В конце сентября в Железногорске, в Красноярском крае, состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция на эту тему.
МЕРОПРИЯТИЯ
27-28 ноября в г. Томске пройдет Международная научно-практическая конференция «Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Томск―2009») в рамках Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании». Она будет посвящена обсуждению и обобщению накопленного передового педагогического опыта и определению перспективных направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, а также выявлению эффективных условий формирования ИКТ-компетентности учащихся в различных образовательных средах. Учредителями конференции являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании», Департамент общего образования Томской области, Негосударственное образовательное учреждение «Ведущий институт развивающих технологий» и Образовательный центр «Школьный университет».
Сегодня, 25 ноября 2009 г., стартует Вторая всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «Другое детство» 9продлится до 27.11. 2009). Она проводится на базе Московского городского психолого-педагогического университета совместно с СПбГУ и при участии специалистов из зарубежных университетов и научно-практических центров. Конференция посвящена анализу психолого-педагогических условий, обеспечивающих возвращение ребенка на нормальный путь развития. На ней будут представлены результаты научных исследований и практических разработок в области помощи детям с нарушениями в развитии, отечественные и зарубежные программы помощи и поддержки проблемной семьи, профилактики социального сиротства на всех этапах развития ребенка.
А также прямо сейчас, 23-26 ноября 2009 г. проходит первый тур интернет-олимпиады по физике для 11-х классов. Идёт свободная регистрация участников через интернет из любой точки мира. Сразу после регистрации становятся доступны тренировочные задания, позволяющие проверить правильную настройку программного обеспечения на компьютерах участников, а также освоить работу с моделями, тестами и теоретическими задачами. Олимпиада вошла в проект Перечня олимпиад на 2009/2010 учебный год, дающих право на льготное поступление в вузы.
Страница регистрации участников http://barsic.spbu.ru/olymp/index_reg.html
ПРОЕКТ
В Москве завершился очередной интересный музейный проект «Семейное путешествие». Его участниками-соорганизаторами стали 13 музеев, которые предложили своим маленьким посетителям и членам их семей, пришедших в музей не в составе экскурсионной группы, а самостоятельно, увлекательное путешествие по музейным залам с разгадыванием музейных загадок. Темой путешествия 2009 года стали «музейные невидимки» - предметы, которые в силу разных причин незаслуженно обделены вниманием посетителя, а также предметы-«обманщики», которые зачастую вводят в заблуждение невнимательного посетителя относительно своего предназначения, смысла, устройства и т.п., тем самым скрывая своё истинное «лицо». Найти их в экспозиции и внимательно изучить посетителям помогут созданные специально для программы игровые путеводители. В основе путеводителей - детские тематические игровые «маршруты», разработанные каждым музеем-участником по своей действующей экспозиции. Все путеводители объединены общей темой – «Игра в прятки, или В поисках музейных невидимок», при этом сохраняется индивидуальность каждого из музеев. Это уже второй подобный проект, когда музеи объединяют усилия для того, чтобы сделать встречу с культурой запоминающимся, игровым мероприятием. Семейные сертификаты, дающие право бесплатного посещения музеев, распространялись через специальные службы и департаменты.
ДИСКУССИЯ
12 ноября 2009 года состоялись Парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации". Кажется, мы догоняем остальной мир по отношению к проблемным детям (хотя в некоторых вопросах, к сожалению, перегнали многих –по уровню детского алкоголизма, беспризорности). Но весь остальной мир уже «набил свои шишки» на трудном пути защиты прав ребенка – см., например, интервью Н.Захаровой о гримасах ювенальной юстиции во Франции.
Так где же кончается борьба за права ребенка и начинается ущемление прав родителей? Может ли чиновник или социальный работник решать, как лучше воспитывать чужих детей?
Просим высказывать Ваши соображения в комментариях к этой странице или в форуме.
ДЕТАЛЬ
Очень может быть, что уже в зимнюю сессию студенты почти 150 вузов получат особую зачетку – «Зачетную книжку без взяток». Эту памятку по борьбе с коррупцией разработали в Общественной палате, оформили под настоящую — с теоретическим и практическим курсами. В теоретическом студентов пугают статьями из Уголовного кодекса, причем не только за получение (ст. 290 УК РФ), но и за дачу взятки (ст. 291 УК РФ). Практическая часть приводит типичные схемы-уловки, используемые для дачи (“брачи”) взяток. В памятку включены также советы, как не стать взяткодателем и в то же время не навредить себе.
.
|