Новости 02.11.09
Итак, после небольшого перерыва, когда новости на нашем сайте заполняли все «новостное пространство», наш ОбразОбоз – снова на страницах Открытого класса.
ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ «Отныне станет так…»
Утверждены новые правила приема в вузы, которые начнут действовать с 2010 г. и, будем надеяться, во все последующие года. В следующем году абитуриент сможет подавать документы не больше чем в пять вузов и не более чем на три специальности. Порядок приема в вузы с такой нормой 28.10.2009 г. подписан министром образования и науки Андреем Фурсенко.
Глава Рособрнадзора РФ Любовь Глебова объясняет, что «отследить» движение абитуриентов технически несложно. Все учебные заведения обязаны проверять достоверность результатов ЕГЭ абитуриентов в федеральной базе свидетельств (ФБС). Когда парень или девушка принесут документы в институт, приемная комиссия занесет этот факт в ФБС. Как только наберется пять таких отметок, «шлагбаум» закроется.
ТЕМА
В октябре 2009 года ученые, в начале 90-х уехавшие из России и сделавшие успешную карьеру за рубежом, написали открытое письмо президенту и премьер-министру РФ, обращая внимание на бедственное состояние фундаментальной науки в стране и следствие этой проблемы — массовый отток ученых за рубеж. В те же дни 407 докторов наук, работающих в институтах Российской академии наук (РАН), написали аналогичное по содержанию открытое письмо
властям страны. Они бьют тревогу о будущем российской науки.
Сегодня, когда резидент и премьер-министр объявили курс на построение инновационной экономики, есть ли у нас для этого возможности — финансовые, кадровые? Или мы безнадежно отстали по всем научным фронтам? «Новая газета» задала эти вопросы российским экспертам.
По их мнению, возвращение российских ученых из-за рубежа, куда они уехали в 90-е годы, не решает проблемы – ведь вернуться готовы 65-летние, те, кого отправляют на пенсию ведущие научные институты мира. А это не меняет ситуации со стремительным старением состава российской Академии наук. Привлекать в науку нужно молодых, перспективных. Их доля, по оценке В. Козлова, вице-президента РАН, директора Математического института им. В.А. Стеклова РАН, постепенно повышается. Но нельзя же старых, заслуженных ученых выгнать на пенсию, обрекая тем самым на резкое ухудшение качества жизни? Получается, чтобы освободить место молодым, нужно обеспечить достойную старость уходящим.
Нужны перемены и в самой РАН – например, прозрачная система проведения конкурсов, финансирование не институтов, а лабораторий и т.д. Нужно менять механизмы финансирования грантов, когда деньги распределяются неравномерно в течение года; нужно менять критерии выдачи грантов (не по меньшей сумме и срокам работ, а по эффективной организации работ). И т.д.
А тем временем в Санкт-Петербурге решили по-своему бороться с утечкой мозгов и информации: теперь приказом ректора доклады, планирующиеся к публикации в иностранных журналах, материалы выступлений на международных конференциях, заявки на получение иностранных грантов, списки иностранных студентов и план работы с ними должны согласовываться в специальной комиссии, которая может посчитать их нарушением интеллектуальной безопасности и наложить вето. Публикации об этом начались со статьи в «Нью-Йорк Таймс». Многие ученые полагают, что речь идет о типичной цензуре. Например, профессор РЭШ Константин Сонин считате такое решение «позором на весь мир».
Странно, что СПбГУ, недавно вместе с МГУ получивший статус федерального университета, идет как бы вразрез с основными направлениями политики в высшем образовании: создании международных высших учебных заведений (например. «Шанхайского университета») и объединений образовательных пространств разных стран. Последнее, в частности, имеет место в договоренностях России и Белоруси.
МЕРОПРИЯТИЯ
2-4 ноября 2009 года Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко посетит с рабочим визитом Израиль. В рамках визита Министр примет участие в открытии третьего Российско-Израильского венчурного форума, посетит институт Вейцмана, Центр передачи технологий Йеда (Реховот), технологический инкубатор в Тель-Авиве, а также посетит Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Он будет обсуждать вопросы технологического сотрудничества.
Завершен первый этап первого этапа конкурса Минобрнауки России «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»
. Среди финалистов:
Марийский государственный университет;
Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е. Алексеева;
Рязанский государственный радиотехнический университет;
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет;
Тверской государственный университет;
Ульяновский государственный технический университет;
Уральский государственный педагогический университет;
Уральский государственный технический университет - УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина;
Череповецкий государственный университет;
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса.
КОНКУРС
28.10.2009 г. объявлен ежегодный конкурс "Молодой учитель". Его проводит Фонд Дмитрия Зимина "Династия" при содействии Фонда "Современное естествознание". Его задачи: выявление и поддержка преподавателей естественных наук, наиболее эффективно готовящих школьников для работы в науке; стимулирование научно-методической деятельности молодых учителей.
К участию в конкурсе приглашаются молодые учителя физики, математики, химии и биологии.
Обязательные условия: преподавание в средней школе либо лицее, гимназии, колледже на
территории Российской Федерации любого из следующих предметов: физика, математика, химия, биология; возраст - до 30 лет (включительно) либо стаж работы в школе не более пяти лет на момент подачи документов; педагогическая нагрузка - не менее 10 часов в неделю. Заявки принимаются до 31.12.2009 г. по адресу 119234, Москва, а/я 590, конкурс "Молодой учитель".
Контакт:
Фонд Дмитрия Зимина "Династия" телефоны: (495) 647-60-35, 647-22-45, 638-45-86, е-mail: , сайт: http://www.dynastyfdn.com/grants/teachers
АКЦИЯ
До 30 декабря 2009 г. продлится начавшаяся недавно акция компании Softline по бесплатному online-тестированию для школьных преподавателей информатики, математики и других дисциплин на знание программных продуктов из пакета «Первая Помощь 1.0». Акция проходит в рамках инициативы «Я гражданин Электронной России™». А что, может, попробовать?
ПРОЕКТ
Завершился первый этап в рамках проекта по внедрению во всех российских общеобразовательных учреждениях пакета свободного программного обеспечения (СПО). Группа компаний «АйТи» подводит первые итоги: работы по всем трем лотам открытого конкурса Федерального агентства по образованию идут строго в соответствии с намеченным графиком и уже есть первые положительные результаты.
К настоящему времени заработала круглосуточная «горячая» линия техподдержки и запущен соответствующий портал, который, как предполагается, со временем имеет все шансы вырасти до целого сообщества.
Кроме того, уже состоялся старт специальной партнерской программы, которая призвана донести информацию о проекте до региональных ИТ-компаний и, таким образом, дать всем им возможность взаимодействовать с учебными учреждениями. Для этого на сайте компании PingWin Software будет создан специальный раздел, где разместится полный перечень региональных компаний, готовых взаимодействовать со школами в рамках проекта внедрения СПО. Эти же сведения будут распространяться по учебным заведениям на электронных носителях.
ДИСКУССИЯ
Предлагаем вашему вниманию отрывки из статьи «Иосиф Сталин стал примером для школьников» газеты «Новый регион»:
Учебник российской истории первой половины XX века под редакцией Александра Данилова и Александра Филиппова, шокировавший общественность отрицанием тоталитаризма в СССР еще на стадии концепции, все же опубликован издательством «Просвещение» и сопровожден методическим пособием для учителя. Основным тезисом, который авторы желают донести для школьников, стал «государство любой ценой». Все процессы, происходившие в XX веке, авторы оправдывают государственной целесообразностью, даже если ей ценой стали миллионы жизней. Так, там вообще нет термина «тоталитаризм», зато отрицается спланированный голод 30-х годов , а репрессии объяснены «мобилизационной политикой»
Этот учебник имеет и продолжение, в котором излагается столь же реваншистский взгляд на историю второй половины XX века (1945-2006). В нем, в частности, отрицается факт послевоенных депортаций чеченцев, крымских татар или жителей Прибалтики. Все с той же последовательностью, что и в отношении событий первой половины века, авторы отмечают, что «основное внимание учащихся предполагается сконцентрировать на объяснении мотивов и логики действий власти», заявляя, что главное в изучении истории – изучение власти. Не истории людей, но лишь целей и средств государства. Одной из главных идеологических установок «учебника по суверенной демократии», как его окрестили в научной среде, было то, что российский народ генетически неспособен к демократии, потому всегда выбирает сильное, патерналистское государство даже в ущерб собственным правам. И генетически Россия более всего склонна именно к монархии.
А как вы думаете – чему должно уделять большее внимание преподавание истории как школьного предмета: человеку? народу? государству?
Просим высказывать ваши мнения в комментариях к этой странице.
ДЕТАЛЬ
«Учительская газета» публикует проект нового порядка прохождения аттестации, который может вступить в силу с 2011 г. По сравнению с действующим, предполагается много изменений, но одно осталось неизменным, теперь все педагоги так или иначе не реже чем раз в пять лет должны будут подтвердить свое право заниматься педагогической деятельностью — соответствие занимаемым должностям.
|