Новости 13.11.09
ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ «Linux до школ не доехал»
В статье с таким названием «КоммерсантЪ» обсуждает вопросы поставки в школы свободно распространяемого ПО. В 2009 году планировалось установить СПО во всех школах страны, а с 1 января 2011 года — отказаться от закупок коммерческого ПО для школ за счет федерального бюджета. Но с начала года финансирование проекта было урезано в три раза, а конкурс на внедрение СПО во все школы до сих пор не объявлен. 13 июля Министерство образования и науки приняло решение о разделе работ по проекту 2009 года на три лота Председатель совета директоров "Армада" Алексей Кузовкин направил Президенты письмо, в котором, в частности, говорится, что это "неизбежно приведет к провалу всего проекта в результате размытия ответственности среди исполнителей".
Быстрый отказ от платного ПО вряд ли возможен, считает аналитик ИК "Финам" Татьяна Менькова. По ее мнению, прежде всего школьникам нужен будет достаточный объем различного прикладного софта, причем простого и понятного, а с этим у производителей СПО традиционно есть проблемы. Кроме того, скорее всего, придется платить за обновление операционной системы, за апдейт того же прикладного софта. "Достаточно много ресурсов потребуется на переобучение учителей, большинство из которых привыкли к Windows. Конечно, в перспективе нескольких лет это все равно будет в разы дешевле закупки решений от Microsoft, но есть и издержки для экономики. Так, на Linux приходится всего около 1% пользовательских ОС, то есть стране все-таки нужны специалисты, знающие Windows",— указывает Татьяна Менькова.
ТЕМА
Безусловно, самой обсуждаемой темой сегодня будет Послание Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию – своего рода программа и стратегия развития страны на ближайший год.
Из того, что было сказано в Послании об образовании, хотелось бы выделить следующие моменты:
1) «В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок… «Мы в них заинтересованы, а не наоборот».
Приятно, что наряду с обсуждением шагов по упрощению процедур выдачи грантов, поддержки интересных исследований и проектов Президент отмечает и необходимость государственного и бизнес-заказа на такие проекты. Возможно, что и процесс включения в мировое образовательное и научное пространство России пойдет теперь бодрее.
2) «Уже в 2010 году, а этот год, я напомню, объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введём новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам…»
Мне не кажется, что в этой фразе содержится негативная оценка и ожидаемый некоторыми крах ЕГЭ. Скорее наоборот, подчеркивается, что государство должно увидеть, каким образом осуществлена образовательная услуга. А то, что любая одномерная система (знаниевая или какая-то другая) не дает всей полноты представления о достижениях ученика – не новость, и хорошо, что об этом тоже говорят на государственном уровне.
3) «Особая задача - создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем».
Без комментариев. Просто отличное начинание. Только бы сделано было по уму.
4) «… мы должны … расширить самостоятельность школ, причём как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учётом качества работы, контрактные условия труда.»
5) «Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам - доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, вообще в целом для российской провинции.»
Видимо, это как раз то, чего так ждут школы, не дожидающиеся специальных указаний и не боящиеся идти на эксперименты.
6) «… систему педагогического образования также ждёт серьёзная модернизация. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей.»
Лично для меня это и наиболее любопытный, и наиболее спорный отрывок: уже давно звучали призывы «избавиться от педвузов». Но возможно ли обеспечить специфику преподавания через прохождение краткосрочных курсов и дальнейшее повышение квалификации? Не получится ли, что мы получим в школе отлично знающих специалистов, даже и желающих работать с детьми – но не умеющих это сделать?
7) «… мы обязаны сделать всё от нас зависящее, чтобы помочь созданию необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, причём прежде всего в российской провинции. В малые города, посёлки, сёла - туда, где нет современных киноконцертных залов, крупных библиотек, театральных и выставочных центров, - нужно активнее продвигать информационные технологии. Именно они должны стать основой модернизации в сфере культуры. С их помощью откроется доступ к ценностям культуры для миллионов наших сограждан и, что особенно важно, для молодёжи».
Что тут скажешь? Только: «Скорее бы!»
МЕРОПРИЯТИЯ
Стартовала дистанционная олимпиада «Покори Воробьевы горы -2010», проводимая МГУ совместно с газетой «Московский комсомолец!. Принимать в ней участие могут как одиннадцатиклассники, так и ученики девятых – десятых классов (каждая групп участников – по своим правилам Подробности можно узнать, зарегистрировавшись в качестве участника олимпиады, но доступ к просмотру дистанционных заданий имеют все. Такая олимпиада проходит уже в 6-ой раз.
АКЦИЯ
Союз женщин России при поддержке Комитета общественных связей города Москвы организовал показ лучших спектаклей - призеров Московского открытого фестиваля спектаклей малых форм "Сказочный мир" для детей из многодетных семей, а также для детей с ограниченными физическими возможностями. Девиз фестиваля – "Театр – всем детям". Спектакли "привозят" к тем, кто особенно нуждается в общении, но в силу физических особенностей не может выходить на улицу и свободно передвигаться. Представления могут быть показаны в больницах, школах, интернатах, колониях и приютах. Благодаря поддержке Комитета общественных связей города Москвы лучшие спектакли будут показаны в рамках благотворительного этапа фестиваля, который продолжится до 2011 года
ПРОЕКТ
Проект "Школа фермеров" индивидуального предпринимателя Вячеслава Горелова стал победителем Пермского регионального конкурса проектов в сфере социального предпринимательства. Он проводился Фондом региональных социальных программ "Наше будущее", созданным Вагитом Алекперовым.
Проект призван помочь сиротам адаптироваться в обществе. "Мы планируем помочь выпускникам интернатных учреждений решить вопрос самоопределения, профессионального выбора и обустройства собственной жизни", — говорит В.Горелов. Фермер из села Кривец Ильинского района Пермского края начал реализацию проекта в 2009 году. В июне для воспитанников детских домов и подростков из неблагополучных семей был организован лагерь "Фермер". В течение месяца они жили в сельской местности, трудились, учились и играли. "Всем участникам проекта были выданы игровые "сберкнижки". Экономическая игра предусматривала ежедневный труд, вознаграждение, возможность выдачи кредитов", — рассказывает Горелов.
В лагере "Фермер" подростки ухаживали за животными, работали в огороде, делали заготовки лекарственных трав и дров, трудились в строительной бригаде по оборудованию кроликофермы.
Одна из задач проекта – вырастить будущих глав крестьянско-фермерских хозяйств, которые станут работать в филиалах Школы фермеров. Стимулом для подростков стать фермерами может послужить земля, которую готова предоставить администрация Ильинского района (от 25 до 50 соток). На сегодняшний день наделы земли оформлены на семь выпускников проекта. Строительство собственного жилья для начинающих фермеров начнется в 2010 год
ПОЛЕЗНОЕ
Вопросы безопасности Интернета для детей остаются острыми, несмотря на постоянные попытки решить их с помощью программного обеспечения. Еще один любопытный пример такого решения – программа «Интернет-цензор». Она разработана одним из лидеров на рынке интеллектуальных домов — системным интегратором «ИнтернетДом» при содействии фонда поддержки развития общества «Наши дети».
Над созданием «Интернет Цензора» трудились не только программисты-разработчики, но и специально приглашенные эксперты – люди с высшим образованием, имеющие детей.
Именно они проделали колоссальную работу – просмотрели практически все русскоязычные сайты и составили обширный «белый список» страниц, безопасных для детей. Список этот ежедневно обновляется. В ближайшее время создатели программы планируют расширить поле деятельности и приступить к оценке англоязычных ресурсов.
Программу«Интернет Цензор» можно скачать бесплатно на сайте http://www.icensor.ru. Она отличается удобством и простотой, поэтому любой родитель сможет не только установить ее на домашний компьютер, но и адаптировать к потребностям ребенка, добавив какие-то сайты в список разрешенных или запретив доступ к страницам, которые считает нежелательными
ДИСКУССИЯ
Не мы одни мучаемся-бьемся над вопросом оправданности автоматизированной проверки знаний. Например, он-лайн тест для проверки знания английского языка как родного в Великобритании не дал бы высокого балла ни сэру Черчиллю, ни Хэмингуэю, ни Бёрджесу. Проблемы в системе обсуждались на заседании Вестминстерского форума по образованию в среду. Онлайн-проверка экзаменационных работ в настоящее время проходит тестирование, и эксперты не исключают, что она может быть введена в течение ближайших нескольких лет в Великобритании.
Как же лучше поступить, понимая несовершенство техники и субъективизм человека – отказаться от автоматизированной проверки или дорабатывать ее инструменты?
Просим высказывать Ваши соображения в комментариях к этой странице.
ДЕТАЛЬ
Учительница Вера Ивановна Шиве из села Родная Долина, что под Омском, нашла решение, как помочь своим ученикам полюбить орфографию - предложила своим пятиклашкам написать вместе с ней орфографию в стихах. По опыту знала, что рифмованные строки ребенок запоминает гораздо лучше, чем скучную прозу. Идеей загорелись все. Даже те, кто раньше не очень любил русский. Иллюстрации к будущему учебнику тоже делали школьники.
- Очень хотелось, чтобы запоминание трудных, иногда скучных орфограмм доставляло удовольствие и проходило в игровой форме, - объяснила она.
Видя каждый день перед глазами веселые стишки, школьники стали знать русский язык на отлично! «Стихотворная методика» обучения детей победила на конкурсе нацпроекта «Образование». А теперь орфографию в стихах, содержащую более 60 правил о правописании гласных, приставок и суффиксов, выпустило московское издательство. Заявки на нее уже поступают со всей России.
.
|