2. В каждом учреждении думаю является первым фактором риска - это безопасности территории образовательного учреждения. Второй фактор - это межэтнические конфликты. Третим фактором является некорректное использование информационно коммуникативной сети Интернет, современный бич нашего общества.
1. Психологическая безопасность важна и актуальна на данный момент. Психолог несет определенную роль в этой сфере, но и остальные сотрудники учреждения не менее важны. Профилактические меры может обеспечивать, как педагог-психолог , так иадминистрация школы, учителя и т.д. Необходимо подготовить учителей и персонал с планом действий по предупреждению ЧС, вовлечь другие службы: полиции,медецинских работников и т.д. Забота о психологической безопасности школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения.
Вечер добрый.Спасибо за организацию очередного сетевого мероприятия. Тема очень актуальна и хотелось бы услышать мнение коллег по данному вопросу.
В свою очередь хочу сказать, что в настоящее время все больше детей поддаются негативному влиянию общества, а это, в свою очередь, приводит к тому, что учащиеся начинают проявлять девиантное поведение в школе. Тем самым представляя угрозу безопасности образовательной среды. Именно поэтому так возрастает роль социального педагога, как «гаранта» безопасности.
Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении по предотвращению кризисных ситуаций и помощи ученикам включает в себя:
- учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;
- контроль за движением учащихся; предупреждение отсева учащихся из образовательного учреждения;
- изучение социальных проблем обучающихся (воспитанников), условий их возникновения и разрешения их с учетом возможностей образовательного учреждения;
- учет педагогически и социально неблагополучных семей;
- осуществление мер по социальной защите детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для безопасности личности обучающихся (воспитанников), охраны их жизни и здоровья, оказание помощи попавшим в экстремальные и кризисные ситуации;
- осуществление мер по трудоустройству обучающихся (воспитанников) и взаимодействие со специалистами служб занятости района и города;
- объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию необходимой помощи социально незащищенным обучающимся (воспитанникам) и их семьям.
Если говорить о угрозах, то на уровне личности к основным внутренним угрозам можно отнести: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним угрозам — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп, чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.
Комментарий был изменен с момента создания (Васина Лариса, Wed, 21/11/2018 - 13:23).
В связи с техническими неполадками, временно невозможна регистрация новых участников и функция восстановления пароля. Поэтому не все желающие могут поучаствовать в круглом столе и ответить на вопросы. Если у вас возникли подобные трудности, то высылайте мне ваше сообщение на электронный адрес ([email protected]) и я размещу их на форуме. Те, кто ранее был зарегистрирован в сетевом сообществе, могут работать без ограничений.
Комментарий был изменен с момента создания (Назаренко Оксана, пн, 26/11/2018 - 09:33).
Рязанцева Марина Геннадьевна, педагог-психолог МАДОУ "Детский сад 58- комбинированного вида":
1.Роль педагога-психолога в этом аспекте одна из главных. Педагог—психолог ДОУ осуществляет работу по предупреждению рисков, своевременной профилактике и созданию условий для гармоничного психологического и физического развития ребенка, психологически комфортной среды для воспитанников.
2. Факторы риска:проявление психологического насилия во взаимодействии участников; профессиональное выгорание педагога; некомпетентность педагога; стиль общения педагога с родителями и детьми; атмосфера в группе; климат в коллективе; страхи, тревожность, агрессивность, стресс, капризы, невропатии и проч.
Условия безопасн. и комф.:повышение профессиональной компетентности педагогов, (обучение различным психологическим приемам; индивидуальные и групповые консультации; семинары-практикумы и т. д.); мониторинг на начало и конец учебного года (диагностика климата в группе и т. д.); составление программ и индивидуального маршрута ребенка; организация коррекционно-развивающих занятий с детьми (индивидуальные и групповые), организация предметно-развивающей среды, комфортности и эмоц. благополучия взрослых и детей. Просвещение родителей.
В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя: - организацию зоны для психологической разгрузки; - обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; - обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; - обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр; - повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; - обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Егоренко Анастасия Витальевна, педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №12» Петропавловск-Камчатского городского округа:
Роль педагога-психолога - создание и поддержание комфортной образовательной среды в процессе обучения.
Факторы риска:
низкая активность учащихся
несформированность у них социальных и практических навыков, умений и опыта
Условия обеспечения безопасности:
В учебный план школы традиционно включены уроки, на которых проводится обучение учащихся безопасному поведению и формированию культуры безопасной жизнедеятельности всех участников образовательного процесса. Педагоги систематически проводят с детьми классные часы и профилактические беседы.
Рябова Марина Станиславовна, педагог-психолог МБОУ "Средняя школа №11" ПКго:
Психолог, как специалист, способен выявить ранние признаки угроз на уровне наблюдения и групповых диагностик. Выявив определенные предпосылки, психолог способен подтвердить или опровергнуть данные уже индивидуальной диагностикой, беседами. Тем самым, начать работу уже системы школы. Помимо этого, многие мероприятия по профилактике нарушений и поддержанию благоприятного уровня психологической безопасности имеют, по большей части, психологическую составляющую. Поэтому планирование, проведение и анализ таких мероприятий невозможен без психолога.
Так как любое ОУ это социальная среда, то прежде всего , угрозу психологической безопасности личности может идти от социума - публичное унижение, оскорбление, высмеивание, игнорирование, неуважительное отношение.... Чья-то грубая шутка может стать другому психотравмой. В нашем оу применяются различные меры профилактики нарушения псих.безопасности: неделя дружбы, мероприятия посвященные толерантности в обществе и школе, классные часы и тренинги по сплочению коллектива... В мероприятиях задействованы психологи, соц.педагоги, кл.руководители, волонтеры и обучающиеся, с активной жизненной позицией.
Комментарий был изменен с момента создания (Назаренко Оксана, пн, 26/11/2018 - 13:04).
Практический психолог ответственен, прежде всего, за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям. Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет контроль за ходом их психического развития. Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента.На основе этих данных выделяется "группа риска", которая нуждается в особом внимании психолога. В отношении этих детей используются как общие, так и специальные формы работы: стимулирующая психодиагностика, коррекционно-развивающие занятия, возрастно-индивидуальное консультирование, психопрофилактические беседы, коррекционно-развивающие тренинги. Психолог в первую очередь работает с детьми, но важное место в модели психологической службы занимает работа с администрацией, учителями, органами опеки и КДН, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в результате взаимодействия в центре внимания находились интересы ребенка как формирующейся личности. Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Психологическая комфортность образовательной среды это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении, это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться. Основные факторы риска, исследуемые при формировании психологически-безопасной среды образовательного учреждения:
Определение наличия стрессовой тактики педагогических воздействий.
Профилактика правонарушений.
Изучение индивидуально личностных особенностей участников образовательного процесса.
Психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Главными психолого-педагогическими условиями, по моему мнению, являются создание благоприятной, безопасной образовательной среды в условиях школы, к которым можно отнести активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития учащегося в течение учебного дня в школе; эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации. Условиями обеспечения безопасности и комфортности обучающихся в нашей школе также являются, организация общих коллективных дел, мероприятий, совместное проведение праздничных дней, совместные поездки-экскурсии. Разнообразные виды деятельности педагога-психолога по созданию психолого-педагогических условий, обеспечивают создание благоприятной и безопасной образовательной среды для обучения современного школьника.
Комментарий был изменен с момента создания (yastrebovaalexandra1, Wed, 28/11/2018 - 04:28).
Психологическая безопасность образовательной среды очень актуальна в настоящее время. Роль педагога-психолога важна и обязательна, но особый вклад в безопасность образовательной среды принесет совместное сотрудничество педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, воспитателей, то есть всех педагогических работников. В настоящее время очень много факторов и рисков, которые могут привести к кризисным ситуациям. Это и средства массовой информации, и повышенный уровень агрессивности и враждебности учащихся, низкая физиологичекая сопротивляемость стрессовым ситуациям учащихся, педагогических работников, неблагополучие семей, эмоциональное выгорание педагогов и многие другие факторы. Для снижения риска возникновения любой кризисной ситуации необходимо регулярное проведение как индивидуальной так и групповой работы педагога-психолога с учащимися, проведение совместных мероприятий педагогами школы, привлечение учащихся в секции, кружки, организация внеурочной деятельности.
Попова Анна Олеговна, педагог-психолог МАОУ "Средняя школа №24":
1.Какова роль педагога-психолога в обеспечении психологической безопасности в образовательной организации?
Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.
Необходимо создавать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды:
- улучшение межличностного взаимодействия;
- обучение социальным навыкам;
- выстраивание доброжелательных взаимоотношений (доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
- обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде.
2.Факторами риска в образовательной среде могут быть:
Низкая активность учащихся, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта общения, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса;
Мерзлякова Наталья Александровна, педагог-психолог МБОУ "Елизовском средняя школа N9" г. Елизово:
Какова роль педагога-психолога в обеспечении психологической безопасности в образовательной организации?
Одной из главных задач педагога-психолога в образовательном учреждении - содействие созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды, сохранению психологического здоровья обучающихся, обеспечение психолого-педагогических условий для индивидуального развития обучающихся, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перечислите факторы риска и условия обеспечения безопасности и комфортности обучающихся в образовательной среде вашего учреждения.
1.Факторами риска является инклюзивная среда. Условием обеспечения безопасности и комфортности обучающихся в данном формате обучения: обучение доброму, терпимому отношению ко всем участникам образовательных отношений через проведение совместных тренингов обучения межличностному взаимодействию, проведению акций в рамках Дня дружбы с привлечением обучающихся, находящихся по состоянию здоровья на И/о. Организация элективных занятий в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию обучающихся.
2.Фактором риска является межнациональная среда. Проведение общешкольных собраний с выступлением педагогов-психологов, социальных педагогов по просвещению родителей об особенностях взаимодействия в общекультурной среде; проведение классных часов, бесед, игр на сплочение коллектива.
3. Интернет-среда. Мероприятия: мониторинг компьютерной зависимости,проведение классных часов с привлечением педагогов-психологов, психологических игр по безопасности общения в интернете.
Всем доброго время суток!!!
Спасибо, что принимаете участие в сетевом мероприятии. Для обсуждения предлагаем следующие вопросы:
Назаренко Оксана Владимировна