Некомпетентность или категорическое неприятие инновационных ориентиров становления "новой школы"
33 replies
Fri, 29/05/2009 - 22:27
Ирина Николаевна Лескина
На сайте с: 19/02/2009
Баллы: 1269
Что опаснее для современной школы: некомпетентность педагога или его категорическое неприятие инноваций? Коллеги, не секрет, что текущий момент в системе российского образования можно назвать переломным. Модернизация образования, начавшаяся не так давно, уже перешла в активную стадию становления "новой школы", школы, в которой современный педагог легко и грамотно использует не только ИКТ, но и сетевые ресурсы в качестве удобного "инструментария". Практика показала, что именно этот "инструментарий" может позволить учителю и ученику выгодно оптимизировать временное пространство урока.
К счастью, процесс формирования "модели новой школы" уже не остановить некомпетентностью (этот фактор педагоги научились "преодолевать").
К сожалению, данный процесс еще тормозится в ряде ОУ педагогами, которые категорически не принимают инновационные образовательные ориентиры.
Каким образом помочь этой категории учительства? Одного терпения и доброжелательного отношения здесь мало?Что вы об этом думаете, коллеги?
На мой взгляд с некомпетентностью можно и нужно "бороться". Объяснять, показывать, учить. А вот если педагог категорически не приемлит инновации (а как показывает статистика таких людей порядка 17%), то очень часто мы оказывемся бессильны что либо изменить. Внедрение любых инноваций проходит в несколько этапов, один из которых называется "ямой внедрения", это момент когда старое уже не работает, а новое еще не работает и очень часто здесь мы допускаем ошибку, пытаемся вернуть все назад, к старому и проверенному методу работы, нечто похожее сейчас переживает и образование. Но на данном этапе уже есть первые удачи и успехи, которые просто необходимо показывать и демонстрировать всем и не за горами тот момент, когда к педагогам-инноваторам примкнет большинство коллектива. Так что к доброжелательному и терпеливому отношению необходимо еще добавлять "рекламу" удач и побед!
Да, пока главное - обучение и реклама. А это, согласитесь, процесс долговременный. Особенно переход от косности некоторых педкадров к развитию с большой буквы. Так что терпение, терпение!
Согласна с Натальей Кудимовой. Есть такая технология обратной связи в деятельности- "технология малых побед". Фиксируются и отмечаются даже самые малые достижения и успехи, не превозносятся до небес, иначе будет ощущение искусственности, а объективно отмечаются сдвиги. Ведь отношение к инновациям, часто сопротивление им - это страх перед изменениями, перед тем, что нужно менять что-то в своей жизни и самому меняться: " Сейчас мне все более менее понятно, все устоялось, я к этому привык, а что будет,если что-то поменяется - неизвестно, а значит, страшно, а значит я этого не хочу" Нарушение базовой потребности в безопасности и стабильности. Жизнь!
О проблемах в образовании теперь не говорит только очень ленивый. Но они не возникли на пустом месте, их долго и упорно готовили все, всё общество. И мы, учителя, приложили свою руку пополной. Некомпетентность педагога+ его категорическое неприятие инноваций- это становится проблемой, затрудняющей и общение "продвинутой" части пед. общественности с другой, и руководства многих школ, где привыкли работать на пальцах, с теми, кто активен, и в наибольшей мере учебно-воспитательный процесс. До сих пор многие учителя не имеют и представления о сети, возможностях ИТК, дистанционных формах обучения, виртуальных школах, сетевых проектах. Возможностей, предложений, сообществ, общения, на мой взгляд, хватает всем, кто хочет себя реализовать, проявить, включиться в работу, общаться.
Пока листала страницы открытого класса пришла идея подготовить для коллег информацию по возможностям сетевого общения и обучения. Начну с простой презентации.
Комментарий был изменен с момента создания (aniram, вс, 31/05/2009 - 18:01).
Марина Валерьевна спасибо за ваше мнение и то что вы открыто его можете высказать. Идея об информационной презентации просто замечательна, если вы ее сделаете, может быть поделитесь со всеми нами? Всегда интересно узнать об Открытом классе глазами коллег!
Недавно опубликованные в журнале «Science» результаты исследований сотрудников психологического факультета Йельского университета (США) свидетельствуют о психологическом феномене интуитивного отторжения научных знаний массовым сознанием, который получил название «сопротивление науке».
Авторы выявили связь между психологией маленьких детей и неприятием научных теорий взрослыми людьми. В частности, по их мнению, свойственная детям «неупорядоченная телеология» — стремление приписывать каждому предмету цель, ради которой он был кем-то и когда-то создан, — может быть одной из причин удивительной живучести креационизма. По результатам опросов, 42% взрослых американцев убеждены, что люди и животные существуют в нынешнем виде с «начала времен». Но и среди тех, кто признает эволюцию и естественный отбор, лишь немногие знают, что это такое (обычно полагают, что эволюция — загадочный закон природы, в силу которого дети лучше приспособлены к среде обитания, чем родители). Впрочем, «сопротивление науке» проявляется не только в восприятии эволюции: множество людей верят в чудеса, неподтвержденные медицинские практики, привидения, астрологию и т. д.
Казалось бы, ну и пусть себе верят — лишь бы не «чудили» на практике. В конце концов, благодаря научному прогрессу большинство населения развитых стран сегодня может жить припеваючи, вообще ничего не зная об окружающем мире. Увы, в современном обществе именно от невежественных масс зависит в итоге государственная политика и в том числе - в образовании.
Я не была столь категоричной в постановке данного вопроса. Опасно и то(некомпетентность), и другое(сопротивление). Важно задаться вопросом "Почему идет отторжение, непринятие "инновационных образовательных ориентиров?"и не только со стороны педагогов, но и со стороны многих родителей? ИКТ в школе это здорово, обновление-замечательно, но как это скажется это на развитии и социализации детей, на их психическом и психологическом здоровье?
Теперь к учителю, может ли "эмоционально и профессионально выгоревший"человек осваивать новое, изменяться, генерировать идеи, вести за собой детей? Далее приведу симптомы СЭВ.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:
физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег). Поэтому, на мой взгляд торопиться не стоит, а изменять отношение к инновациям и ситуацию в конкретно взятой школе планомерно(пошагово) , решая проблемы профилактики "выгорания", организуя взаимообучение и самообразование, сплачивая команду единомышленников, прогнозируя "+" и "-" внедрения инноваций, проводя мониторинг развития и здоровья обучающихся.
Комментарий был изменен с момента создания (nata2009, пн, 01/06/2009 - 09:40).
Вполне с Вами согласна, Наталия Александровна. Не стоит торопиться. Время всё и всех расставит по местам. Пути назад уже нет и не должно быть. Сегодняшние учителя должны хорошо понимать, что мало соответствовать занимаемой должности (зто я о компетентности, а не соответствовать и того нельзя). Все мы прекрасно понимаем будущее за теми, кого мы сейчас обучаем. А что посеешь, как говорится в пословице, то и пожнёшь. Что же касается неприязни к инновационным процессам в школах. На мой взгляд, это происходит по причине униженного положения учителя в обществе. Элементарно, многие учителя не могут позволить себе приобрести столь дорогую технику. Вот когда каждый учитель будет иметь достойное положение в обществе, достойную зарплату, необходимую для обучения материально-техническую базу, тогда, возможно, и интерес появится. Как не говорите, а учителя наши способны на любые подвиги, только уважать их надо, прежде всего! Учительство в нашей стране сейчас переживает переломный момент, молодёжь не идёт в школы работать, а старшее поколение пока не приемлет всё новое, прогрессивное. Потому и переживаем, уважаемая Наталия Александровна, то самое интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
Каждая работа должна приносить пользу прежде всего человеку, который эту работу выполняет, будь то моральная, то материальная сторона.
С уважением Любовь Александровна.
Комментарий был изменен с момента создания (Верина Любовь, Tue, 02/06/2009 - 23:55).
Что опаснее для современной школы: некомпетентность педагога или его категорическое неприятие инноваций? Коллеги, не секрет, что текущий момент в системе российского образования можно назвать переломным. Модернизация образования, начавшаяся не так давно, уже перешла в активную стадию становления "новой школы", школы, в которой современный педагог легко и грамотно использует не только ИКТ, но и сетевые ресурсы в качестве удобного "инструментария". Практика показала, что именно этот "инструментарий" может позволить учителю и ученику выгодно оптимизировать временное пространство урока.
К счастью, процесс формирования "модели новой школы" уже не остановить некомпетентностью (этот фактор педагоги научились "преодолевать").
К сожалению, данный процесс еще тормозится в ряде ОУ педагогами, которые категорически не принимают инновационные образовательные ориентиры.
Каким образом помочь этой категории учительства? Одного терпения и доброжелательного отношения здесь мало?Что вы об этом думаете, коллеги?