1.Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса. Необходимо изучать разработанные нормативные документы, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы.
2. В тексте ФГОС НОО отмечено, что
- «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;
- «Требования … учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся» (п. 1); «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» (п. 2); это же предполагает и системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта (п. 7);
выделены метапредметные результаты (п.п. 9, 11) освоения ООП НОО (в том числе коммуникативные УУД) – «обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Считаю очень важным то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «…сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека» (п. 12.1.3).
3. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом,
чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей,
чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
чтобы ребёнок мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение» (п. 8).
Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач» (п. 13).
Получилась программа действий для учителя-логопеда, Татьяна Анатольевна. Значит ли это, что цели остались прежние, но сместились акценты, а значит приемы и методы нужно корректировать, или цели изменились, а набор приемов и методов остался прежним? Как Вы думаете?
Думаю, что в нашей работе есть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. "Ребёнок должен..."? Нет. "Взрослые должны ..."? Да - готовить ребёнка к жизни, учить учиться. Болит душа за тех первоклассников, которые не готовы осваивать учебные программы. Как им постараться "объяснить на пальцах" учебный материал? Как сформировать их учебную деятельность? Они и сказок мало слышали, и книги редко видели, и на собеседовании родители смеются над их ошибками. В первом классе им нужно усвоить объём знаний, который ребёнок обычно получает в течение двух-трёх лет. Надеюсь, что в скором времени появятся и изменения в нормативных документах, регламентирующих работу учителей-логопедов, и Специальный стандарт.
В конспекте я старалась отразить положения ФГОСов с учётом особенностей детей в группе. Жду отзывов.
1 Учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки не реже, чем раз в пять лет; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.
2. Соблюдение принципов информативности, полифункциональности, педагогической целесообразности способствует разностороннему развитию детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, решению коррекционно-развивающих задач в соответствии со спецификой дошкольного образования.
3. Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.
1. Чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов, необходимо непрерывное профессиональное развитие: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов, посещение курсов и чтение нормативных документов.
2. В нашей работе отражаются следующие основопологаеющие принципы этих документов:
-создания развивающей образовательной среды;
-педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
-непрерывности профессионального развития педагогических работников;
-формирования профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:
субъектном отношении педагога к ребенку,
индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка,
мотивационном подходе,
доброжелательном отношении к ребенку;
-признание игровой деятельности ведущей в дошкольном возрасте;
-обеспечения единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
-обеспечения преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
3. В соответствии с новыми нормативными документами учитель-логопед должен обладать основными профессиональными компитенциями (в том числе владеть информационно-коммуникативными технологиями), учитовать особенности детей (в том числе и гендерные), изменится система аттестации учителей-логопедов (нет разрядов, есть только 1-ая и высшая категории и т. д.), каждое образовательное учреждение будет работать по своей программе, взаимодействие с ребёнком должно основываться на субъективном отношении учителя-логопеда к ребёнку, индивидуальном подходе, мотивационном подходе и доброжелательном отношении.
Согласна с вами, коллеги! Только система аттестации уже изменилась и программы, хотя и свои, но написаны на основе примерной основной общеобразовательной программы. А как Вы думаете, может многие учителя-логопеды давно уже в соответствии с этими принципами работают?
-учителя-логопеды должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;
-непрерывности профессионального развития педагогических работников;
-обеспечения единства воспитательных, обучающих и развивающих целей.
3. В соответствии с новыми нормативными документами учитель-логопед должен учитывать индивидуальные, гендерные и возрастные особенности детей. Он должен взаимодействовать с другими специалистами и владеть информационно-коммуникативными технологиями.
ОЧЕНЬ ДОЛГО обсуждали с коллегами нашего Центра предложенные вопросы и пришли к следующим выводам.
1. Помимо традиционного подхода к данной проблеме (работа по самообразованию, повышение квалификации через курсовую подготовку, работы в МО и др.) необходимо тщательно изучать и применять передовой практический опыт коллег других регионов, быть активным участником профессиональных сообществ.
2. В нашей работе важно помнить о всех принципах декларируемых ФГТ и ФГОСТ. Однако, наиболее важными для нас являются положения, сформулированные в рамках требований
- к кадровому составу (п.2.1, п.1.3);
- к учебно-методическому обеспечению (в той или иной степени практически все требования и принципы затрагивают профессиональную деятельность учителя-логопеда);
- к медико-социальному обеспечению (п.4.3);
- к информационно-методическому обеспечению (положения и принципы, изложенные в данной группе требований очень важны для нас);
- к психолого-педагогическому обеспечению.
3. В соответствии с новыми ФГТ и ФГОСТ учитель-логопед в воей профессиональной деятельности должен, прежде всего, учитывать установленный документами принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компанентов основных общеобразовательных программ. Этот способ основан на интеграции образовательных областей и представляет собой альтернативу предметному принципу. Таким образом, деятельность учителя-логопеда должна претерпеть некоторые изменения как по форме, так и по содержанию.
Комментарий был изменен с момента создания (Malkova-52-21, Fri, 09/11/2012 - 13:46).
Коллеги! Вы предложили обсудить важную и неоднозначную тему. У нас возникли такие вопросы:
1. Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?
2. Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе?
3. Как должна измениться работа учителя-логопеда?
S.P. Текст документов прикреплен к форуму.