Автор:
Адамова Галина Николаевна
Место работы:
учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.
Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме «Красота и горечь любви» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Предмет: литература.
Класс: 10.
Тема: «Красота и горечь любви» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Тип: урок-диалог с элементами комплексного анализа текста.
Цели: знакомство учащихся с особенностями психологизма Л.Н. Толстого, с понятием «Диалектика души» (определение Н.Г. Чернышевского).
Задачи:
- Формирование нравственно-этических ценностей у учащихся на примере русской классической литературы в противовес «массовой культуре», этической разнузданности Г. Робенса, М. Спилейна и др.
- Развитие умения самостоятельно анализировать произведение (умение отбирать отдельные эпизоды согласно теме урока и выходить на идею произведения).
- Способствовать развитию логического мышления учащихся, монологической речи, творческого начала
- Воспитание у учащихся гуманных чувств.
Оборудование: схема «любовных пар» и «треугольников».
Жить стоило ради любви…
(А. Ким.)
(Раздаю карточки, учащиеся записывают тему урока.)
- Вопросы жизни и смерти, смысла и законов существования человека и человечества всегда волновали людей. Как вы думаете, что является определяющим началом в жизни человека:
1. Воля к жизни (Страх смерти А.Шопенгауэр);
2. Воля к власти (идея сверхчеловека и муравейника Ницше);
3. Любовь (В. Соловьев);
4. Другое…
(Учащиеся высказывают свое мнение, дают определение слову «Любовь».)
- Обратимся к роману-эпопее Л. Толстого «Война и мир». Какие пути решения данной проблемы видит великий художник слова?
Внимательно посмотрите на данную схему «любовных пар» и даже «треугольников«, предоставленных в романе, и постарайтесь определить, какие чувства связывают этих литературных героев? Что находит один в другом?
Работа экспертной группы
Карточка №1.
Как объяснить поведение Лизы и Андрея Болконского на вечере в салоне Анны Павловны Шерер? (Зачитать сцену т.1, часть первая гл.5).
- Лиза кокетничала, чтобы досадить мужу? Ответ аргументируйте.
Вывод. Андрей и Лиза Любовь и учтивость.
Карточка №2. Пьер и Элен.
Стесняются ли, влюбленные (любящие) своих чувств, если они настоящие? (Зачитать сцену т.1, часть 3, глава 1).
- Что вы можете сказать о чувствах Пьера и Элен?
Вывод. Любовь – страсть слепа.
Карточка №3. Поведение Пьера в отношении Наташи Ростовой во время ее болезни.
Какие нравственные качества открываются в нем? (Том 1, часть 1, ч XIX).
Вывод. От благодарности, признательности – один шаг к любви.
Вопрос к классу. Почему Пьер, испытавший любовь и разочарование в ней, способен был полюбить глубоко, искренне, «чистой» любовью Наташу Ростову, а другие литературные герои не способны на такое чувство?
Промежуточный вывод 1. Любовь – нравственное начало. Они же статичны, не способны изменяться, развиваться; внутренне «пусты».
Доклад учащегося по теме: «Психологизм Л.Н. Толстого (на примере образа Наташи Ростовой)».
Вопрос к классу. Как вы думаете, может ли человек по-настоящему влюбляться и любить в своей жизни несколько раз? Как на этот вопрос отвечает своим романом Л.Н. Толстой?
- Вы верите в любовь с первого взгляда?
- А Л.Н. Толстой? (Не беремся утверждать, но у него, прежде всего, – родственность души.)
Промежуточный вывод 2. По Толстому, любовь – это не молния, поразившая мгновенно обоих, это чувство, которое имеет начало и продолжение.
1. Соня – Николай Ростов – любовь – жертвенность.
2. Борис Друбецкой – Жюли Карагина – это любовь-расчет, любовь-карьера.
3. Наташа Ростова – Пьер Безухов-это любовь – духовный союз двух, дарованный чистым сердцам.
Промежуточный вывод 3. Толстой отвергает любовь-расчет(Вера-Берг), любовь- страсть (Пьер – Элен), любовь-вознаграждение за жертвенность (Соня-Николай Ростов).
- Что есть любовь? Представьте ассоциативный ряд. (Учащиеся предлагают свои варианты.)
Любовь-взволнованность, переживание (даже страх у неискушенных сердцем), радость. Ощущение счастья и полноты жизни ------ как логическая цепочка ------ семейные узы: понимание друг друга с полуслова, общение взглядом. Чувство перерастает в большее, нежели любовь (Николай Ростов и Мария Болконская: «Разве мы любим свой палец, но отними – будет больно).
Отметьте важную особенность: это любовь «для себя», а направлена ли на того, кого любишь. Искренность, глубина и чистота чувства. Неприятие полутонов, отвержение жертвенности (Соня), эгоизма (Андрей Болконский, уверенный в своих чувствах и не думающий о чувствах Наташи Ростовой).
- Согласны ли вы, что у Толстого нет при этом трагического мироощущения (как у Куприна – «любовь должна быть трагедией); у Бунина – «любовь есть трагедия»).
- Значит ли это, что любовь безоблачна?
Вывод. Нет, Наташа Ростова – Андрей Болконский, Мария Болконская-Николай Ростов.
-Какое чувство испытывает герой? Ревность?
Вывод. Нет, Наташа Ростова – ей было оскорбительно; Николай Ростов – он был разорен (долги отца).
Работа творческой группы
Карточка № 4.
- Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого о Наташе: «Сущность ее жизни – любовь?»
- Задумывались ли вы о том, почему трагической оказалась любовь Андрея Болконского и Наташи Ростовой? Ответ аргументируйте.
Карточка № 5.
- При каких обстоятельствах происходит встреча Николая Ростова с Марией Болконской и почему Ростов не замечает некрасивости Марьи?
Карточка № 6.
- Какой брак, по-Толстому, по-настоящему крепкий? Ответ аргументируйте.
Вывод-обобщение.
Мир-вселенная держится на семье, основанной на любви. Роман называется «Война и мир»; мир=вселенная. Война противна человеческой природе. (Выходим на идею романа): через отрицание западноевропейских идей (идея наполеонизма (сверхчеловека), определяющей роли личности в истории). Л.Н. Толстой подводит читателей к осознанию утверждения идеи нравственного самосовершенствования, духовного взросления, принятия гуманистических идей. Духовная красота человека – главная черта мировоззрения Л.Н. Толстого. Любовь – нравственное начало. Только чистые душой и открытые сердцем способны на столь глубокое чувство, которое не терпит фальши, расчета и лжи. Смысл существования – союз двух любящих сердец, способных выдержать любые испытания. Любовь через страдания – идея философской концепции В.Соловьева, учение которого поэты «серебряного века» положили в основу своего творчества. Говоря о значимости Фета, Тютчева для становления поэтов-символистов, при этом умалчивают о влиянии творчества Л.Н. Толстого, без которого бы не было А.А. Ахматовой.
Чтение стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи».
Мотив свечи (сообщение учащегося). Роль художественной детали.
Л. Толстому удалось передать тончайшие душевные переживания героев. Важную роль в этом сыграли художественная деталь и «открытие» писателя, которое Н. Чернышевский назовет «диалектикой души» (сообщение учащегося).
Вопрос ко всем (ответить письменно в форме критической заметки). Внимательно вчитайтесь в эпиграф к уроку: «Жить стоило ради любви…», соотнесите с идейной направленностью романа и с общими представлениями о любви, бытующими в наши дни.
- Как, по-Вашему, насколько представления Л. Толстого о духовной красоте человека актуальны на сегодняшний день? Разделяете ли Вы в данном случае позицию Л. Толстого по проблеме любви, семьи и смысла жизни?
Домашнее задание. Насколько актуальной является проблема любви в произведениях А. Чехова? Как она решается?
Литература
1. Л.Н. Толстой. Война и мир. Книга в четырех томах.
2. А.А. Ахматова. Песня прощальной встречи.
3. И.А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. – М.: Просвещение,1990 г.
4. Русская литература XIX века. Энциклопедия. – Н.:Аванта+,1998.
|