Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Адамова Г.Н. Изучение повести В. Тендрякова «Расплата»

Автор: 
Адамова Галина Николаевна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

 

Изучение повести В. Тендрякова «Расплата»

 

Предмет: литература.
Класс: 10.
Технология: критическое мышление.
Тема: Изучение повести В.Тендрякова «Расплата».
Нет человека, который был бы остров. Каждый человек – часть материка.
(Дж. Донн.)
За понимание друг друга люди платят кровью и кусками жизни.
(В. Тендряков.)
Цели: понимание человека другим человеком, дать высокий образец гражданственности, закрепить навык работы в группах.

 

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
«Сейчас у человека на планете нет врагов- силы природы не представляют для нас главной опасности. Самый грозный враг человека – он сам, его разобщенность и непонимание. Мне нужно понять вас. Вам меня. Без этого немыслимо общее будущее». (Из выступления. Лейпциг, 1975 г, архив писателя.)
Тема понимания человека другим человеком- основная во многих произведениях В.Тендрякова.
Сегодня мы на уроке поведем разговор по повести «Расплата» (1979 г.).

II. Сообщения учащихся о возникновении замысла повести.

III. Беседа с учащимися.
- Как вы понимаете слово «расплата»? (Это кара, возмездие.)
- Но что? Кому?
IV. Работа в группах с опорой на информационные карточки (в группе по 4 учащихся.)

 

Информационная карточка 1.
Евдокия Корякина. Часть 1, главы 4,9,11,17,18.
Ключевые фразы.
«Дивишься – слезы не лью. Оне у меня все раньше пролиты – ни слезинки не осталось. В позорище зачала, в стыде выносила, в горестях вынянчила. Рафаилку еще в утробе невзлюбила… Увидала на рученьках его ноготки малюсенькие. Время крутое – голодуха кругом. Придешь в барак – кажная косточка кричмя кричит. Иль мать за родного сына не ответчица? Незаконный он у меня. Все потешались, в глаза мне его подкулачником называли».
Творческие задания и вопросы.
1. Создайте словесный портрет героини, начиная с фразы. Представьте себе высокую, костлявую старуху лет 60, с уродливыми, узловатыми венами на ногах, с большими, раздавленными работой руками.
2. Расскажите о героине от первого лица.
3. Как к вашей героине относится автор?

Информационная карточка 2
Анна Васильевна Корякина. Часть 1,главы 1,4, 11,14, часть 2, главы 4,12,13.
Ключевые фразы.
«Хотела, не хотела, а все делала, чтобы сын отца убил. Муж лютует – сын весь исходится, а мне приятно, сладко так, не насытюсь, еще, еще. Радовалась слишком, что ненавидит Колька отца лютой ненавистью. Тиха да покладиста. Ну кто мешал мне развестись со зверем? Побил меня на другой день после свадьбы. И одна как перст. Девятнадцать только исполнилось. Ублажала, сапоги с пьяного стаскивала, милости прошу-меня-а меня судите!»
Творческие задания и вопросы.
1. Нарисуйте портрет героини, начните со слов: «Представьте себе маленькую, хрупкую женщину 31 лет. На бледном лице кривится темный рот, глубоко запавшие глаза».
2. Расскажите о героине от первого лица.
3. Как к вашей героине относится автор?

Информационная карточка 3
Рафаил Корякин. Часть 1, главы 2,3,9,12,14,16,18,21. Часть II, главы 12, 15.
Ключевые фразы.
«В беде родился, бедой и закончил. Все то времечко от него к другим беда шла. Он мне жизнь вывернул, вам-то он жизнь портил. Не дайте ему других губить. Родился нечаянно и умер невзначай, отца не узнал, от сына погиб». «Бешеного Рафку знала с девичества. Здоровый и бешеный. И часто пьяным ревел. Он раз в ванной повеситься хотел, умереть он хотел».
Творческие задания и вопросы.
1. Создайте словесный портрет герое. Можно начать со следующих слов: «Представьте себе рослого мужчину со спутанной соломенной волосней, с тем ошпаренным цветом лица, который бывает лишь у особого типа блондинов».
2. Расскажите о герое от первого лица.
3. Оцените героя с позиций автора.

Информационная карточка 4
Людмила Пухова. Часть 1, главы 11, 14,часть 2, главы 13, 15.
Ключевые фразы.
«Он по Милке Краснухиной с ума сходил, пятнадцать лет мне исполнилось – одна на всем свете, я ей вместо старшей сестры, они уже давно приятельствовали, с конца войны, считай, – тихий да буйный, дельный да беспутный. Всю жизнь свой грех замаливала. И как мне не страдать, совестью не мучиться. А жалею, что тогда за Рафаила тогда не вышла».
Творческие задания и вопросы.
1. Создайте словесный портрет Людмилы. Можно начать его со следующей фразы: «Представьте себе дородную женщину с осанкой ушедшей со сцены драматической актрисы».
2. Расскажите о героине от первого лица.
3. Оцените героиню с позиций автора.

Информационная карточка 5
Пухов Илья. Часть 1, главы 11,14,16,18, часть 1, глава 8.
Ключевые фразы.
«Пока один тихонький молодец не нашелся. Ох и ловок, любого обкрутит. Не мог не сознавать, что его опека растлевает Рафаила Корякина. Мастер Корякин – мое произведение. Оторвись он от меня – совсем сойдет с круга».
Творческие задания и вопросы.
1. Нарисуйте словесный портрет Ильи Пухова. Можно начать с фразы: «Представьте себе человека, у которого все умеренно, приглажено, ничто не бросалось в глаза: полноват без дородства, прост лицом».
2. Создайте художественную биографию героя и расскажите ее от первого лица.
3. Оцените героя с позиции автора.

Информационная карточка 6
Соломон Рабинович. Часть 1, глава 16, часть 2, главы 2,3.
Ключевые фразы.
«А вы не сможете понять нас с Даней, которых никто никогда не любил, а все отворачивались. Мы близкие друзья безвременно погибшего, но мы с Даней и сейчас храним ему верность, мы с Даней все ему прощаем. Вы видите перед собой подручных убийцы. Сами скорбим, но пьем».
Творческие задания и вопросы.
1. Нарисуйте словесный портрет героя. Начните со слов: «Представьте себе низенького, с петушиной осаночкой, прыгающими глазами и наигранной бравадой явно робеющего человека».
2. Расскажите о герое, начиная со слов: «Я, Соломон Борисович Рабинович, 49 лет назад родился в местечке Выгода под Одессой».
3. Определите авторское отношение к Соломону и Даниле.

Информационная карточка 7
Данила Клоповин. Часть 1, главы 1,16, часть 2, главы 2,3.
Ключевые фразы.
«Из-под молотилки шапку зерна унес с голодухи. Нас с Даней наняли в покрасочный цех. Каемся, пристрастны к зелью. Каждый из нас за него готов продать душу. Свободы-то он и не получал – прыгай сразу в угар. Один стыд не заливается этим снадобьем. Если Пуховы извергают навоз, то мы им питаемся».
Творческие задания и вопросы.
1. Создайте словесный портрет Данилы Клоповина, начав с фразы: «Представьте себе громоздко длинного типа, неподвижная физиономия которого выражала лишь извечную сонливость».
2. Расскажите о герое от первого лица «Я, Данила Васильевич Клоповин, родился в деревне Шишихе».
3. Определите отношение автора к Даниле.

Информационная карточка 8
Соня Потехина. Часть 1, главы 1,6,15,20, часть 2, главы 5,6,7,10,11,14,15,17.
Ключевые фразы.
«Соня всегда со всеми ладила и уж ни к кому никогда не испытывала ненависти, в эти минуты рождалась заступница. Восхищаться надо –не ужасаться.А за что простить? За то, что он мать спасал от зверя? Убить, чтоб жить можно! Соня- его совесть, Соня – вершина.С детства она была незаметной. Пусть сбесившийся алкаш мать родную. Он еще не знает, что она, Соня, гордится им. Она глядела на него плавящимися глазами. Я ты знаешь, всегда тобой любовалась. Вдруг ты за убийство. Надо было убить! Прибежала и встретила слизняка!  Да как он смеет ее гнать, ее, верную, любящую. Если б можно его несчастье взять на себя, взяла бы! Ошпарила ненависть к ним. Неудержимо ненавидела всех. Соня стояла под дождем раздавленная открытием самой себя!.
Творческие задания и вопросы.
1. Создайте словесный портрет Сони Потехиной. Начать можно с фразы: «Представьте себе девушку с тонкими косичками, бледное лицо в болевой гримасе».
2. Создайте художественную биографию Сони и расскажите ее от первого лица.
3. Оцените героиню с позиций автора.

Информационная карточка 9
Коля Корякин. Часть 1, главы 1,3,10,12,13,21,часть 2, главы 1,4,5,6,7,10,11,14,15,16.
Ключевые фразы.
«Плохо учился, вызывающе грубил учителям, часто срывался на истерику. Вдруг резко изменился. Мать разряжала, а я снова заряжал. Он, наверное, хотел, чтоб я его убил. Он даже любил меня. Ненавидеть его уже Коля не мог. Нет спасения от жалости, от раскаяния и от ненависти к себе. Он же не всегда был таким (об отце). Только сейчас открылось – убийца любит убитого. Его же не за что ненавидеть. Я сам себя ненавижу».
Творческие задания и вопросы.
1. Создайте словесный портрет Коли Корякина. Можно начать с такой фразы: «Представьте себе долговязого парнишку в майке и узких джинсах на тонких ногах, с неуклюжей журавлиной поступью».
2. Создайте художественную биографию Коли и расскажите ее от первого лица.
3. Оцените героя с позиции автора.

Информационная карточка 10
Аркадий Кириллович Помятнов. Часть 1, главы 2,3,5,6,7,8,10,12,13,15,20, часть 2, главы 3,6,7,9,16,17.
Ключевые фразы.
«Педагог в нем родился одной ночью. Горел немецкий госпиталь. Трагедия ни для кого не была чужой. Ничто не вытравит в людях человеческое. В каждом нерастраченные запасы человечности. Литература помогла завязать в школе сложное соперничество за достоинство. Его ученик убил своего отца. Стал нервом школы, ее совестью, ее становым хребтом. Ищите путь друг к другу».
Творческие задания и вопросы.
1. Создайте словесный портрет героя. Можно начать с фразы: «Представьте себе человека невысокого роста, в потертом , мешковатом костюме, лицо пасмурно-спокойно».
2. Создайте художественную биографию героя и передайте ее от первого лица.
3. Оцените героя с позиции автора.

IV. Подведение итогов работы в группах.
1. – Кто виноват в преступлении, которое совершил Коля Корякин?
2. – Почему повесть так называется? Расплата с кем и за что?
3. – В чем идея повести В.Тендрякова?
«Гений и злодейство – две вещи несовместимы», – утверждал А.Пушкин.
– Можно ли совместить счастье и убийство?
– Можно ли убить ради жизни?
– Можно ли гордиться Колькой?
– Аркадий Кириллович, споря со Славой Кермелевым, сказал: «Если этот случай с Колей Корякиным пройдет сейчас мимо вас, никак не изменит, то вы ….нет! Вы не будете по-настоящему счастливы в жизни». Согласны ли вы со словами учителя?
– Как вы понимаете слова Дж. Донна. Можно ли их соотнести с поведением В. Тендрякова?
– Кто виноват в преступлении? Человек, совершивший убийство? Общество? Семья?
– Могла ли школа подтолкнуть ученика к отцеубийству?
– Каково значение опыта в жизни человека? Вспомните, что об этом говорил Коля?
– «Совсем плохих людей на свете не бывает», – выстрадал Коля Корякин.
Согласны ли вы с его утверждением?

V. Домашнее задание.
1. Напишите дневник Коли, в котором проследите историю преступления.
2. Сочинение-рассуждение «Кто виноват в преступлении Коли».
3. Рецензия на повесть «Расплата».

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн