Автор:
Камильянова Тамара Яковлевна
Место работы:
заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской обл.
ПРОГРАММА «Гражданско-патриотическое воспитание»
Срок реализации: 5 лет
Возраст: 6-18 лет
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Введение
В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.
Данная концепция представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств.
Основной целью концепции является определение места и роли воспитания учащихся, целью которого является — воспитать человека, способного, но социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...».
Цель и задачи гражданско-патриотического воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
- умение устанавливать контакты с другими людьми;
- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
- умение любить свою Родину.
Цель гражданско-патриотического воспитания – сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
1) Проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся.
2) Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
3) Создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма.
4) Создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.
Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм, демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:
Социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
Оно включает:ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за сбои поступки. Понимание и восприятие различных религиозных культур, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
Оно включает:политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т.д.
Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
Оно включает:формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме, принципы анализа и принятия экономических решений, направленных на улучшение экономической ситуации б стране, экономического роста, избежание «главных» экономических болезней (инфляция, безработица, спад экономического развития).
Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает:развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и
проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”
Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.
В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.
Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических ориентиров.
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.
Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.
Программа реализуется через все возрастные категории и рассчитана на 5 лет (с 2005 г. по 2010 г.).
Реализация программы проходит в три этапа:
1 этап. 2005-2006 гг. – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.
2 этап. 2006-2009 гг. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.
3 этап. 2009-2010 гг. – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.
Основополагающие принципы программы:
- Принцип научности, гуманизма, демократизма.
- Принцип участия.
- Принцип гарантии.
- Принцип комплексного сквозного подхода.
- Принцип блочного подхода.
Основные направления
Социальное
Цели:
- воспитание сознательного отношения к учебе;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;
- формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомства с историей своей семьи;
- формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.
Содержание:
- организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
- изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
- проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно с родителями;
- организация совместных коллективных творческих дел;
- организация и проведение благотворительных акций;
- создание “Ордена Милосердия”;
- организация работы с родителями.
Политическое
Цели:
- воспитание правовой культуры;
- знакомство с правовыми нормами и процедурами;
- выработка правовой культуры;
- развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.
Содержание:
- изучение символики Росси, края, города, школы;
- оформление уголка символики;
- проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;
- изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;
- сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
- совершенствование системы классного и школьного соуправления;
- радиофицирование школы;
- организация цикла передач по школьному радио;
- организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;
- организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;
- акция «Ветеран живет рядом»;
- создание клубной системы правоведческой работы “Подросток и закон”
Экономическое
Цели:
- воспитание экономической культуры мышления у учащихся;
- формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
Содержание:
- изучение предмета “Экономика”;
- организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных марафонов, игр;
- оформление выставок;
- разработка и защита авторских проектов;
- участие детей в общественно полезном труде;
- организация профориентационной работы с учащимися.
Нравственное
Цели:
- воспитание любви к Родине;
- воспитание чувства прекрасного;
- воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);
- формирование общечеловеческих ценностей.
Содержание:
- соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
- изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России, малых народов Ямала;
- участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;
- ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
- знакомство с различными видами искусств;
- изучение истории России, символики, геральдики;
- проведение общешкольных традиционных мероприятий (Слет Отличников и Хорошистов, творческие отчеты, предметные недели, тематические вечера и т.д.);
- проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
- оформление стендов: “Отличники”, “Наши выпускники – заслуженные люди города”;
- организация различных выставок;
- организация культурных мероприятий для творческой самореализации:
- создание вожатского движения в школе;
- организация и создание фольклорного театра, ансамбля национального танца, хора учителей.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направление деятельности |
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
Организационно-методическое обеспечение
|
Формирование информационного банка идей педагогов, включающего инновационные методические разработки активных форм деятельности
|
В течение работы программы
|
Зам. директора по ВР
|
Создание библиотечного фонда школы справочной, познавательной, художественной литературы
|
Библиотекари
|
Разработка программно-методического обеспечения для педагогов на основе современных воспитательных технологий.
|
Методическая служба
|
Отбор методик, технологий и из элементов, направленных на гражданско-патриотическое воспитание
|
Разработка системы развивающего обучения
|
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей программу “Гражданско-патриотического воспитания”
|
Создание концепции программы
|
1 этап
|
Зам. директора по НМР
Зам. директора по ВР
|
Создание программы “Гражданско-патриотического воспитания”
|
1 этап
|
Зам. директора по ВР
|
Введение курсов через ДО
|
1 этап
|
Директор
|
Положение о школьном музее
|
1 этап
|
Зам. директора по ВР
|
Положение о месячнике, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Победы
|
1 этап
|
Зам. директора по ВР
|
Разработка критериев анализа деятельности всех структур школы
|
1 этап
|
Методическая служба
|
Работа с педагогическими кадрами
|
Обеспечение готовности педагогов к решению поставленных программой задач, через проведение семинаров, лекториев, семинаров-практикумов, педагогических чтений, работу МО классных руководителей
|
Постоянно
|
Зам. директора по ВР
КВР
|
Привлечение педагогов к созданию авторских разработок по проблемам гражданско-патриотического воспитания
|
Взаимодействие с ведомственными и общественными организациями
|
Участие в городских, окружных, Всероссийских конкурсах, проектах
|
Постоянно
|
Зам. директора по ВР
|
Разработка плана работы по реализации комплексной программы “Я – ноябрянин”
|
Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию
|
Разработка совместных программ и планов по вопросам воспитания подростков
|
В течение работы программы
|
Проведение совместных мероприятий профилактического характера
|
Проведение КТД годового цикла
|
Ожидаемые результаты:
- качественный рост воспитанности детей;
- достижение сформированности у подростка гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
- активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция;
- способность делать правильный нравственный, социальный и политический выбор.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию
- Акция «Ветеран живет рядом».
- Акция «Письмо солдату».
- Вахта Памяти.
- Марш-Парад.
- Игра «Зарница».
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных воин.
- Встречи с представителями ВК г.Ноябрьск.
- Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
- Единые классные часы.
- Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
- Возложение цветов к Памятным местам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию
- Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
- Изучение символики округа, города, школы.
- Изучение традиций, истории России, малых народов Ямала.
- Работа школьного музея.
- Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
- Шефская помощь ветеранам.
- Изучение основ государства и права.
- Изучение культуры народов России.
- Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий (Музейный Ресурсный Центр и Школьный музей), заочных путешествий.
- Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».
- Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения.
- Исследовательская деятельность
- Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).
- Музейная деятельность.
- Вахта Памяти.
- Марш-Парад.
- Игра «Зарница».
- Встречи с ветеранами.
- Встречи с участниками современных воин.
- Встречи с представителями ВК г.Ноябрьск.
- Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).
- Единые классные часы.
- Спортивно-конкурсные программы.
- Возложение цветов к Памятным местам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Традиционные месячники по гражданско-патриотическому воспитанию
"ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ"
Цель: Привить чувство любви к родному городу, дать почувствовать ребятам, что они являются полноправными членами общества и несут ответственность за свои поступки и действия.
Темы:
- "Мой город, мой дом".
- Городу - …. лет.
- Мы хозяева города, школы.
"БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ"
Цель: Добиться того, что ученики уяснили и осознали то, что здоровье является высшей жизненной ценностью, беречь которую они должны и обязаны.
Темы:
- "Землянам чистую планету".
- "В здоровом теле здоровый дух".
- Мир моих увлечений.
"А ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"
Цель: Добиться того, чтобы ученики нашей школы были законопослушными гражданами нашей страны, довести до сведения учеников основные законы общества
Темы:
- "Ты и закон".
- «Я гражданин и патриот своей страны».
- Мои права и обязанности.
"РОССИЯ! РУСЫ... ХРАНИ СЕБЯ, ХРАНИ!"
Цель: Привить ученикам духовные, нравственные качества, которые являются фундаментом общества, человеческих отношений; формировать умение ценить свои национальные истоки.
Темы:
- Духовное наследие.
- Современная Русь.
- Традиции и обычаи Руси.
''ДЫМ ОТЕЧЕСТВА И СЛАДОК, И ПРИЯТЕН..."
Цель: Воздействовать на сознание учеников, пробудить в них патриотические чувства, чувство долга, чести, мужества; воспитывать на их основе достойное поколение.
Темы:
- "Юность, опаленная войной".
- "С чего начинается Родина?"
- "Достойное поколение".
- Славные сыны Отечества.
- По полю Русской Славы.
- Мы - защитники мира.
"СЕМЬЯ – СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА"
Цель: Развитие познавательного интереса к традициям семьи, к своим истокам; воспитание и уважение к старшему поколению.
Темы:
- Твои истоки.
- Я и Вселенная.
- Мой дом, мои родные, близкие.
"НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО"
Цель: воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине; сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ.
Темы:
- «День Победы».
- «Ветеран живет рядом».
- Вахта Памяти.
День Защитников Отечества.
На кануне праздника проводятся конкурсы для мальчиков и юношей «А ну-ка, парни!», «Солдат удачи!», «Верный страж и защитник» и т.д.
К этому празднику каждый класс выпускает красочные плакаты, рисунки, поздравительные газеты. Ребята посещают школьный музей.
На тематический классный час приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Афганистана, Чечни. Учащиеся и педагоги проводят для гостей концертную программу. Традиционный праздничный обед в столовой для ветеранов.
Чествование кадетов.
С 2000 года в нашей школе существуют кадетские классы. Кадетский класс - это боевая семья, живущая по принципу «один за всех и все за одного». В этот день кадеты надевают парадную форму, торжественно под марш входят в зал, где их приветствуют учителя, родители, друзья, гости.
Администрация награждает ребят, которые достигли успехов и с честью несут звание кадет. Произносится клятва. И конечно же песня «Марш кадетов», который является их гимном. В зале царит торжественная, праздничная атмосфера. Звучат слова благодарности от родителей, учителей, учеников. Подобные мероприятия способствуют воспитанию патриотизма, гражданственности, чувства долга.
9 мая. Вахта памяти.
Накануне праздника учащиеся оформляют школу рисунками, плакатами, газетами, пишут стихи, сочинения о войне, разносят ветеранам приглашения.
В фойе школы оформлен импровизированный вечный огонь, возле которого выстроен почётный караул.
В актовом зале проводится экскурсия, посвящённая памяти ВОВ. В 12 часов начинается праздничный тематический концерт для ветеранов и гостей, подготовленный учениками и преподавателями. Традицией стало приглашение ветеранов на праздничный обед, где они делятся воспоминаниями, поют песни и просто общаются.
Подобные мероприятия помогают учащимся школы почувствовать и понять важность и значимость подвигов ветеранов войны, воспитывают в них гражданственность и патриотизм.
|