Организация и проведение конкурсов и проектов для школьников
Ответов - 68
ср, 17/06/2009 - 12:27
Ольга Викторовна Пикулик
На сайте с: 09/11/2008
Баллы: 1477
Уважаемые коллеги, начнем наше обсуждение с основных этапов организации конкурсов и проектов для школьников.
Какие основные этапы организации активностей для талантливых детей на школьном и муниципальном уровне вы можете перечислить? Что вы можете посоветовать начинающим организаторам?
Необходимо вовлекать детей в различные конкурсы (не только на школьном, муниципальном уровне, но и на региональных, федеральных и т.д.), помогать с подбором необходимого материала - для углубления, изучения какой либо темы. При возможности просто найти время и помочь ребенку в изучении того или иного вопроса, даже если это не касается твоего предмета.
Проект "Летняяэкошкола", в которой мы принимали участие проходила с 20 по 27 июня2008 г. на территории Национального парка "Хвалынский" – одного из красивейших уголков Саратовской области. Неподалеку от г. Хвалынска разбивается полевой лагерь. Там проходят занятия. Ребята с большим энтузиазмом и интересом участвовали в обучающих занятиях, экскурсиях. Преподаватели школ области старались уделить большое внимание такой важной составляющей как повышение экологической культуры подрастающего поколения и повышение его информированности об экологических проблемах нашей области.
Перед экошколой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной школе. Одним из плодотворных направлений модернизации биологического образования является исследовательская деятельность учащихся на база летней экологической школы.
В летней школе 40 детей и 10 преподавателей, часть из которых занимается проведением обязательных курсов по биологии и экологии, часть – организацией досуга, то есть необязательных занятий, на которые ходят по желанию. Как правило, преподаванием занимаются сотрудники и студенты Саратовских Вузов.
Отдохнуть с пользой, провести неделю на природе, вдали от телевизора, общаясь с самыми незаурядными личностями, попробовать себя в качестве ученого-исследователя мог каждый ребенок. Или почти каждый. Специально для детей, не желающих проводить все лето в пыльном душном городе, играя на компьютере и забывая даже азы школьной программы, проводилась ЛЭШ. ЛЭШ – это летняя экологическая школа. Это сборище неугомонных, любопытных, общительных энтузиастов. Представьте себе ватагу школьников и преподавателей, которые на неделю покидают обжитые места и едут в сельскую местность, чтобы «грызть гранит науки». Получается своего рода форма обучения детей в виде выездного летнего лагеря.
Аношина О.Г. учитель биологии МОУ СОШ № 27 г. Балаково
В настоящее время на различных уровнях организуется огромное количество конкурсов,проектов. Каждый ребенок может найти конкурс по своему интересу и применить свои знания в каком-то конкурсе. Но для того чтобы направить и подсказать идею ученику требуется поддержка учителя. Я считаю, что учитель не должен полностью выполнить всю работу за ученика(что часто происходит в настоящее время),а именно помочь.Тема выбирается сообща,затем происходит подготовительная работа, в которой всю работу выполняют ребята, а вот последний этап, когда завершается работа велика роль учителя, который направляет работу и анализирует. В нашей школе в этом году мне запомнился конкурс "От школьного проекта к профессиональной карьере", где ребята представили различные проекты. Не было никаких ограничений.Все проекты были очень интересны и поучительны.(http://shcool-2petr.narod.ru/konf2009.html можно посмотреть) На муниципальном уровне проходил конкурс "Цифровой вираж", где также представлялись работы различной тематики.На областном уровне 2 учащихся нашей школы участвовали в конкурсе "Человек.Общество. Мир", где представили работу про храмы города Петровска, так как их интересует тема, связанная с православием. Для начинающих организароров, каковым я являюсь,необходимо выявить интересы учеников, а затем помогать каждому проявить себя, хотя бы в малом. Главное не навредить, а помочь!
Приобщение учащихся к научным исследованиям - задача актуальная. Не претендуя на оригинальность, поделюсь своим опытом организации НИР с учащимися 5-7-х классов. Эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. И главное, эта деятельность должна восприниматься как социально значимая. Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения НИР учащимися.
Этап 1. Мотивация НИР
Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты работы на школьной (а лучше районной) конференции до получения диплома фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Этап 2. Выбор направлений исследований
Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним годом. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.
Этап 3. Постановка задачи
Выбрав направление работы, нужно определить, какие задачи нам предстоит решить для достижения цели. Совместно (пока!) составляем список литературы, в котором должно быть не менее 3 источников, часто пользуемся сайтами Интернета.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения.
Этап 6. Оформление результатов работы
Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно на этом вопросе останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции.
Этап 7. Представление исследовательской работы
Некоторые руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в число лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина, на мой взгляд, в том, что дети оказались психологически не готовы к выступлению. Считаю очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе – в классе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в себе во время выступления на конференции.
В своей работе с детьми я руководствуюсь изложенными выше принципами, и есть результаты. Так, например, в 2007/2008 году исследовательская работа Крылюк Екатерины, 5 класс, была отмечена дипломом за 3 место на областном литературно-краеведческом празднике, посвящённом 155-летию Короленко. 5 учащихся: Серова Дарья, 6 класс, Ласавицкас Лилия, 6 класс, Киреева Софья, 6 класс, Емельянова Юлия, 6 класс выступали на школьной конференции «Знание – сила» и получили сертификаты участия (к сожалению, их выступления не оценивали). И это только работы учащихся среднего звена, а если говорить об учащихся старшего звена (они уже закончили школу), то тоже есть результаты, например, работа Шоболовой Юлии в 2006 году была оценена Дипломом 1 степени на Всероссийском детском пушкинском конкурсе «Пока в России Пушкин длится..»…
В 2008/2009 учебном году основательно в исследовательской работе участвуют из 56 моих учащихся 17 человек – это 30%. Кроме того, в классе постоянно проводятся групповые исследовательские работы, которые также подталкивают кого-то из учащихся к самостоятельным личным исследованиям.
2009 год – год 210-летия А.Пушкина, практически все исследовательские работы мы связали с именем этого великого человека.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Развивать мыследеятельность, творческие способности учеников помогает участие во внеклассной работе по предмету, которая дает возможность приобретать знания, личностно значимые для конкретного ученика. Так как результат можно достигнуть только тогда, когда работа ведётся в системе, планомерно, предлагаю один из вариантов организации работы по литературе. Суть моего предложения – создание программы внеклассной работы по литературе с опорой на краеведческий материал. Именно программы, чтобы можно было планировать свою деятельность, отслеживать результаты и при этом поэтапно расширять литературные знания учащихся: от литературы малой родины к литературе Российской Федерации. Программа создавалась на протяжении 15 лет и начиналась с работы литературного клуба «Истоки». Программа внеклассной работы по литературе «Я познаю мир литературы» 5 – 6 класс - Литература и фольклор города, района, в котором я живу Формы работы – 1. Выпуск тематических газет и журналов 2. Конкурс легенд по местной топонимике 3. Олимпиада по литературе с привлечением краеведческого материала 4. Экскурсии в краеведческие музеи 5. Встречи с писателями и поэтами. 5 – 6 класс - Литература области, в которой я живу Формы работы – 1. Выпуск тематических газет и журналов 2. Конкурс легенд по местной топонимике 3. Олимпиада по литературе с привлечением краеведческого материала 4. Экскурсии в краеведческие музеи 5. Встречи с писателями и поэтами. 7 – 8 класс - Литература области, в которой я живу Форма работы – 1. Выпуск тематических газет и журналов (литературные страницы городов и посёлков области) 2. Выпуск сборников «Мои первые стихотворения», «Проба пера» 3. Олимпиада по литературе с привлечением краеведческого материала 4. Экскурсии в краеведческие и литературные музеи области 5. Встречи с писателями и поэтами 9 класс Литература Поволжья Форма работы – 1. Выпуск тематических газет и журналов (литературные страницы городов на Волге) 2. Выпуск сборников «Экскурсия по….», «Проба пера» 3. Олимпиада по литературе с привлечением краеведческого материала 4. Экскурсии в краеведческие и литературные музеи (по возможности) 5. Встречи с писателями и поэтами. 10 – 11 класс Литературные места России Форма работы – 1. Выпуск тематических газет и журналов (литературные страницы городов России) 2. Выпуск сборников «Экскурсия по….», «Проба пера» 3. Олимпиада по литературе с привлечением краеведческого материала 4. Экскурсии в краеведческие и литературные музеи (по возможности) 5. Встречи с писателями и поэтами Работа ведётся по чётко определённому плану Конечно, такая работа требует много времени и сил, но результат того стоит: • Дети любят учебный предмет – литературу, • Читают не только программные произведения, но и дополнительную литературу • С удовольствием ходят в библиотеки, • С 5 класса занимаются исследовательской деятельностью и т. д. Конечно, хорошо, когда учитель ведёт такую работу с 5 класса, но бывают ситуации, когда при расстановке учителю достаётся 9, 10 классы. Даже при таком раскладе можно добиться результата. В 2006 – 2007 учебном году мы по данной программе работали с 6 классом (работа велась второй год), с 10 классами (первый год). Все шестиклассники принимали участие во внеклассной работе по литературе, из «новых» 10 классов 6 человек. Кроме классных конференций, в которых приняли участие все учащиеся, в течение года исследовательские работы учащихся были представлены на областные литературно-краеведческие праздники, где получили грамоты за второе, третье место и пять призовых грамот. В 2007 – 2008 году исследованиями занимались более половины учащихся (получили 37 грамот разного уровня). В 2008 – 2009 году 17 учащихся 8 класса за свою исследовательскую деятельность получили 34 грамоты. Но самое главное, в итоговых анкетах на вопрос, что запомнилось больше всего в учебном году, учащиеся отметили краеведческую работу, выявили желание продолжить исследовательскую деятельность. Предлагаю вам несколько детских работ. Конечно, это первые, может быть, не очень удачные опыты, но это работы, над которыми ребята трудились самостоятельно, пока ещё только изучая основы научно-исследовательской деятельности, при этом закрепляли знания, полученные на уроках литературы, расширяли свои познания о родном крае. Понятие «родина» стало для них более близким, понятным и действительно родным.
Я не учитель, а педагог-психолог. Работаю в школе-интернате для детей-сирот. Проектной деятельностью занимаюсь с 2001 года, когда участвовала в подготовке проекта -победителя регионального конкурса. Потом были областной и муниципальные конкурсы, в которых участвовала с личными проектами. Было интересно разрабатывать какую-то тему, готовить ее презентацию, получать гранты. Но настоящую суть проектной деятельности я ощутила только тогда , когда стала работать с детьми -воспитанниками нашей школы-интерната. Работа с "интернатскими " детьми сильно отличается от работы с детьми "домашними" в силу особенностей социальной ситуации, особенностей развития личности, уровня развития мышления и, особенно, речи.
В интернате есть дети, отличающиеся от остальных более высоким уровнем общего развития. Талантливые они или нет, однозначно ответить нельзя, так как иногда сравнивать приходится с нулем или даже с минусом. Наши воспитанники свободно общаются в своем кругу, но полностью закрываются при общении со сверстниками из обычных школ. Считают себя ниже других, хуже других, не способными умно общаться. Таким образом они загоняют себя в тупик, из которого только один путь к себе подобным. Это основная причина того, что выпускники интернатов через время приводят к нам своих собственных детей.
Именно поэтому я считаю, что работать с воспитанником над исследовательской работой (пусть несложной) или вести проектную деятельность очень важно. Так как важно показать ребенку его возможность, дать ему шанс приподнять планку своего места в жизни. Научить его ставить цель и работать над ней, преодолевать трудности, инертность, интернатский инфантилизм.
Я предлагаю свой подход к организации проектной работы с воспитанниками интернатных учреждений:
Первое - педагогу самому необходимо тщательнейшим образом продумать собственную линию работы. Продумать темы, способные заинтриговать подростка, заставить его сказать "Я так тоже хочу". Продумать с кем он будет работать над проектом.
Второе - уже вместе с воспитанниками продумать проектный маршрут и сделать это так, чтобы ребята не просто делали то, что скажет педагог, а сами что-то придумывали (для начала - общий вопрос, название). Главное, суметь поддерживать детский интерес в течение всего времени работы, создать предвкушение результатов.
Третье - работа должна быть кратковременной ( от начала до конца не более 1,5-2 месяцев) иначе теряется цель. Наши ребята не могут длительно удерживать интерес к чему-то. Это их особенность. Работа должна быть значимой для детей, результат должен быть видим и осязаем. Отлично, если будут предусмотрены промежуточные яркие результаты. Важно в процессе работы предусмотреть и организовать выходы в другие школы или учреждения.
Четвертое - обязательно необходимо незаметно для ребят сформировать группу поддержки среди сотрудников интерната, которые бы искренне интересовались деятельностью воспитанников. Это будет великолепной подпиткой интереса детей к работе.
Пятое - результаты работы должны прозвучать на всех уровнях: обсудиться в детском коллективе, в педагогическом, на общешкольной презентации, в местных СМИ. Обязательно участие в муниципальных конференциях. Желательно участие на областном уровне.
Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, ср, 17/06/2009 - 23:53).
В настоящее время проводится огромное количество конкурсов разного уровня: школьных, городских, районных, региональных, всероссийских. Но, как правило, участвуют в них одни и те же дети, те, кто посмелее, амбициознее, кто не стесняется о себе заявить. А много "тихих талантов" так никогда и не проявляют себя. Помочь им раскрыться, поверить в свои силы - задача учителя. Поэтому считаю, что проводимые педагогом уроки и внеурочная деятельность по предмету одинаково важны для развития личности ученика, его творческих способностей, привития ему навыков исследовательской работы. И начинать нужно именно с уроков. Нестандартные, творческие, проблемные задания всегда подскажут, в каком ребёнке скрыты нереализованные способности. Во внеурочной деятельности учитель может руководствоваться принципами доступности, системности, занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся. Привлечь хотя бы однажды к участию в каком-либо конкурсе, исследовании или проекте, пусть невысокого уровня, нужно каждого ученика. Если у ребёнка что-то не получается, то помочь ему (не сделать всё за него), подбодрить. Первый успех, заинтересованность, неравнодушие учителя становятся для него способом самоутверждения, своеобразным стимулом к дальнейшему развитию. У ребёнка улучшается эмоциональный настрой, приобретается опыт самостоятельной деятельности, повышается самооценка. Такой ребёнок готов к участию в мероприятиях любого уровня. Таким образом, можно утверждать, что активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Теперь о самих конкурсах. Если Ваши ученики - участники какого-либо конкурса, то Вам необходимо организовать их деятельность по этапам, но вначале учитель предлагает тему исследования (старшие учащиеся могут сами выбрать тему исследования и самостоятельно разработать её).
1.Для успешной организации исследовательской деятельности необходимо тщательно продумывать формы работы. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые, т.е. вполне уместно использование интерактивных методов.
2. Проведение диагностики: выявление учащихся, склонных к определенномувиду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).
3. Знакомство учащихся с алгоритмом стратегии научного поиска.
Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме. Далее следует определить пути решения задачи, согласовав их с научным руководителем. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.
Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализироватьполученные результаты и сделать на их основе научные выводы.4. Знакомство учащихся с методом поиска литературы и информационным обеспечением решаемой задачи:
Метод поиска литературы.
Использование доступных библиотечных каталогов и указателей
— Консультации с работниками библиотеки и учителем
— Разумное обращение к образовательным ресурсам сети Интернет
— Просмотр периодической печати 5. Информационное обеспечение решаемой задачи ·
·
Сбор, обработка и обобщение сведений о проблеме
·Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения.
6. Изучение критериев выполнения и защиты исследовательской работы, её оформления, соответствующего стандартным требованиям, что способствует формированию культурологических компетенций учащихся
7. Подготовка к выступлению, защите исследования/проекта/работыСоставьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление
Если Вы организуете конкурс, то необходимо продумать следующие моменты:
индивидуальная заинтересованность учащихся;
cоциальная значимость мероприятия;
стимулирование мотивации извне, побуждение личности к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности.
Формирование мотивов - движущая сила развития творческих активностей личности.
Комментарий был изменен с момента создания (ylia-klopkova2109, ср, 17/06/2009 - 23:59).
У нас необычный класс, а 2А российско –американский. Ребята изучают не только русскую грамматику, но и учат английский язык по системе доктора Ховарда. Наш класс один из классов «Школы Завтрашнего дня», которая создана на базе нашей школы № 27 г.Балаково. Учатся ребята с удовольствием и добились хороших результатов. В этом году впервые ученики принимали участие в международном конкурсе – игре «Кенгуру»и заняли I-(Беляков И.), II-(Иванов В.) и III-(Варфоломеев А.) места по школе. А Коваль М. стала «лучшей ученицей» в школьной олимпиаде по английскому языку. Несмотря на учебную занятость, у нас остаётся время и на внеурочные мероприятия, из которых ребята постигают много нового и интересного. Несмотря на то, что мы совсем маленькие, стараемся принимать участие в таких мероприятиях: фестиваль детского творчества «Ювента» (I место), соревнования, посвящённые «Дню здоровья» (I место), фестиваль Добрых дел в рамках Международной программы «Наши дети – Будущее России».(II место). Самыми интересными и познавательными являются для нас экскурсии. Поездка в г. Вольск запомнится ребятам посещением прекрасного краеведческого музея. Много неожиданных открытий сделали для себя ребята о нашей области. Посещая Станцию юных техников г. Балаково, ребята узнали о традиционных костюмах народов России, о русском костюме. Большой интерес вызвала выставка моделей военных судов. Во что же были одеты храбрые русские воины разных времен? Каким оружием они владели? Что заставляло врагов нашей Родины с позором возвращаться в свои страны? Об этом мы узнали на выставке моделей военной одежды и оружия. Я уверена, что впереди у нас ждут новые открытия, которые помогут приобрести новые знания. Учитель начальных классов Вершинина И.В.СОШ № 27 г.Балаково
Тема достаточна актуальная на сегодня. Проектные методики прочно вошли в систему образования и стали широко использоваться. У меня хоть и не большой опыт в проведении и участие в проектах, но есть чем поделиться. На этапе организации проведения конкурсов и проектов очень важно руководителю изучитьтему проекта. Найти "изюминку" и заинтриговать учащихся. Одним из важных моментов является правильный подбор возраста и контенгента участников проекта. Затем дружно брать за работу и обязателбно всегда быть рядом с детьми, чтобы в трудную минуту, когда им нужна помощь, они ее получили. Тогда у них не будут опускаться руки, а они с интузиазмом продолжат начатое дело. Обязательно чтобы дети увидили результаты труда. Услышили их обсуждение.
Ольга Викторовна! Вы своим форумом подняли для обсуждения такой пласт еще невозделанных возможностей учеников!!! После вчерашнего моего знакомства с уже опубликованными материалами мысли в голове буквально роятся, как пчелы. И что я буду с ними делать? Ведь сейчас каникулы!!!!! А вы и участники форума (почему-то только участницы) спровоцировали меня на то, чтобы я позвонила коллегам, договорилась о встрече и , чтобы мы придумали что-то интересное!!!! И как это называется? Я придумала, как это назвать - ПОСЫЛ К ТВОРЧЕСТВУ!! а по -простому - хороший пинок, чтобы не спали и не забывали, что ВОКРУГ СТОЛЬКО ВСЕГО ИНТЕРЕСНОГО!! Того, что буквально требует совместного изучения педагогами-учениками- родителями. Спасибо!С уважением, Ольга Александровна.
Уважаемые коллеги, начнем наше обсуждение с основных этапов организации конкурсов и проектов для школьников.
Какие основные этапы организации активностей для талантливых детей на школьном и муниципальном уровне вы можете перечислить? Что вы можете посоветовать начинающим организаторам?