В настоящее время проводится огромное количество конкурсов разного уровня: школьных, городских, районных, региональных, всероссийских. Но, как правило, участвуют в них одни и те же дети, те, кто посмелее, амбициознее, кто не стесняется о себе заявить. А много "тихих талантов" так никогда и не проявляют себя. Помочь им раскрыться, поверить в свои силы - задача учителя. Поэтому считаю, что проводимые педагогом уроки и внеурочная деятельность по предмету одинаково важны для развития личности ученика, его творческих способностей, привития ему навыков исследовательской работы. И начинать нужно именно с уроков. Нестандартные, творческие, проблемные задания всегда подскажут, в каком ребёнке скрыты нереализованные способности. Во внеурочной деятельности учитель может руководствоваться принципами доступности, системности, занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся. Привлечь хотя бы однажды к участию в каком-либо конкурсе, исследовании или проекте, пусть невысокого уровня, нужно каждого ученика. Если у ребёнка что-то не получается, то помочь ему (не сделать всё за него), подбодрить. Первый успех, заинтересованность, неравнодушие учителя становятся для него способом самоутверждения, своеобразным стимулом к дальнейшему развитию. У ребёнка улучшается эмоциональный настрой, приобретается опыт самостоятельной деятельности, повышается самооценка. Такой ребёнок готов к участию в мероприятиях любого уровня. Таким образом, можно утверждать, что активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Теперь о самих конкурсах. Если Ваши ученики - участники какого-либо конкурса, то Вам необходимо организовать их деятельность по этапам, но вначале учитель предлагает тему исследования (старшие учащиеся могут сами выбрать тему исследования и самостоятельно разработать её).
1.Для успешной организации исследовательской деятельности необходимо тщательно продумывать формы работы. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые, т.е. вполне уместно использование интерактивных методов.
2. Проведение диагностики: выявление учащихся, склонных к определенномувиду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).
3. Знакомство учащихся с алгоритмом стратегии научного поиска.
Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме. Далее следует определить пути решения задачи, согласовав их с научным руководителем. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.
Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализироватьполученные результаты и сделать на их основе научные выводы.4. Знакомство учащихся с методом поиска литературы и информационным обеспечением решаемой задачи:
Метод поиска литературы.
Использование доступных библиотечных каталогов и указателей
— Консультации с работниками библиотеки и учителем
— Разумное обращение к образовательным ресурсам сети Интернет
— Просмотр периодической печати 5. Информационное обеспечение решаемой задачи ·
·
Сбор, обработка и обобщение сведений о проблеме
·Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения.
6. Изучение критериев выполнения и защиты исследовательской работы, её оформления, соответствующего стандартным требованиям, что способствует формированию культурологических компетенций учащихся
7. Подготовка к выступлению, защите исследования/проекта/работыСоставьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление
Если Вы организуете конкурс, то необходимо продумать следующие моменты:
индивидуальная заинтересованность учащихся;
cоциальная значимость мероприятия;
стимулирование мотивации извне, побуждение личности к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности.
Формирование мотивов - движущая сила развития творческих активностей личности.
Комментарий был изменен с момента создания (ylia-klopkova2109, Wed, 17/06/2009 - 23:59).
В настоящее время проводится огромное количество конкурсов разного уровня: школьных, городских, районных, региональных, всероссийских. Но, как правило, участвуют в них одни и те же дети, те, кто посмелее, амбициознее, кто не стесняется о себе заявить. А много "тихих талантов" так никогда и не проявляют себя. Помочь им раскрыться, поверить в свои силы - задача учителя. Поэтому считаю, что проводимые педагогом уроки и внеурочная деятельность по предмету одинаково важны для развития личности ученика, его творческих способностей, привития ему навыков исследовательской работы. И начинать нужно именно с уроков. Нестандартные, творческие, проблемные задания всегда подскажут, в каком ребёнке скрыты нереализованные способности. Во внеурочной деятельности учитель может руководствоваться принципами доступности, системности, занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся. Привлечь хотя бы однажды к участию в каком-либо конкурсе, исследовании или проекте, пусть невысокого уровня, нужно каждого ученика. Если у ребёнка что-то не получается, то помочь ему (не сделать всё за него), подбодрить. Первый успех, заинтересованность, неравнодушие учителя становятся для него способом самоутверждения, своеобразным стимулом к дальнейшему развитию. У ребёнка улучшается эмоциональный настрой, приобретается опыт самостоятельной деятельности, повышается самооценка. Такой ребёнок готов к участию в мероприятиях любого уровня. Таким образом, можно утверждать, что активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. Теперь о самих конкурсах. Если Ваши ученики - участники какого-либо конкурса, то Вам необходимо организовать их деятельность по этапам, но вначале учитель предлагает тему исследования (старшие учащиеся могут сами выбрать тему исследования и самостоятельно разработать её).
1.Для успешной организации исследовательской деятельности необходимо тщательно продумывать формы работы. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые, т.е. вполне уместно использование интерактивных методов.
2. Проведение диагностики: выявление учащихся, склонных к определенномувиду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).
3. Знакомство учащихся с алгоритмом стратегии научного поиска.
Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме. Далее следует определить пути решения задачи, согласовав их с научным руководителем. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.
Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализировать полученные результаты и сделать на их основе научные выводы. 4. Знакомство учащихся с методом поиска литературы и информационным обеспечением решаемой задачи:
Метод поиска литературы.
Использование доступных библиотечных каталогов и указателей
— Консультации с работниками библиотеки и учителем
— Разумное обращение к образовательным ресурсам сети Интернет
— Просмотр периодической печати 5. Информационное обеспечение решаемой задачи ·
·· Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения.
6. Изучение критериев выполнения и защиты исследовательской работы, её оформления, соответствующего стандартным требованиям, что способствует формированию культурологических компетенций учащихся
7. Подготовка к выступлению, защите исследования/проекта/работы Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление
Если Вы организуете конкурс, то необходимо продумать следующие моменты:
Формирование мотивов - движущая сила развития творческих активностей личности.