Я не учитель, а педагог-психолог. Работаю в школе-интернате для детей-сирот. Проектной деятельностью занимаюсь с 2001 года, когда участвовала в подготовке проекта -победителя регионального конкурса. Потом были областной и муниципальные конкурсы, в которых участвовала с личными проектами. Было интересно разрабатывать какую-то тему, готовить ее презентацию, получать гранты. Но настоящую суть проектной деятельности я ощутила только тогда , когда стала работать с детьми -воспитанниками нашей школы-интерната. Работа с "интернатскими " детьми сильно отличается от работы с детьми "домашними" в силу особенностей социальной ситуации, особенностей развития личности, уровня развития мышления и, особенно, речи.
В интернате есть дети, отличающиеся от остальных более высоким уровнем общего развития. Талантливые они или нет, однозначно ответить нельзя, так как иногда сравнивать приходится с нулем или даже с минусом. Наши воспитанники свободно общаются в своем кругу, но полностью закрываются при общении со сверстниками из обычных школ. Считают себя ниже других, хуже других, не способными умно общаться. Таким образом они загоняют себя в тупик, из которого только один путь к себе подобным. Это основная причина того, что выпускники интернатов через время приводят к нам своих собственных детей.
Именно поэтому я считаю, что работать с воспитанником над исследовательской работой (пусть несложной) или вести проектную деятельность очень важно. Так как важно показать ребенку его возможность, дать ему шанс приподнять планку своего места в жизни. Научить его ставить цель и работать над ней, преодолевать трудности, инертность, интернатский инфантилизм.
Я предлагаю свой подход к организации проектной работы с воспитанниками интернатных учреждений:
Первое - педагогу самому необходимо тщательнейшим образом продумать собственную линию работы. Продумать темы, способные заинтриговать подростка, заставить его сказать "Я так тоже хочу". Продумать с кем он будет работать над проектом.
Второе - уже вместе с воспитанниками продумать проектный маршрут и сделать это так, чтобы ребята не просто делали то, что скажет педагог, а сами что-то придумывали (для начала - общий вопрос, название). Главное, суметь поддерживать детский интерес в течение всего времени работы, создать предвкушение результатов.
Третье - работа должна быть кратковременной ( от начала до конца не более 1,5-2 месяцев) иначе теряется цель. Наши ребята не могут длительно удерживать интерес к чему-то. Это их особенность. Работа должна быть значимой для детей, результат должен быть видим и осязаем. Отлично, если будут предусмотрены промежуточные яркие результаты. Важно в процессе работы предусмотреть и организовать выходы в другие школы или учреждения.
Четвертое - обязательно необходимо незаметно для ребят сформировать группу поддержки среди сотрудников интерната, которые бы искренне интересовались деятельностью воспитанников. Это будет великолепной подпиткой интереса детей к работе.
Пятое - результаты работы должны прозвучать на всех уровнях: обсудиться в детском коллективе, в педагогическом, на общешкольной презентации, в местных СМИ. Обязательно участие в муниципальных конференциях. Желательно участие на областном уровне.
Комментарий был изменен с момента создания (Ольга Александровна, Wed, 17/06/2009 - 23:53).
Я не учитель, а педагог-психолог. Работаю в школе-интернате для детей-сирот. Проектной деятельностью занимаюсь с 2001 года, когда участвовала в подготовке проекта -победителя регионального конкурса. Потом были областной и муниципальные конкурсы, в которых участвовала с личными проектами. Было интересно разрабатывать какую-то тему, готовить ее презентацию, получать гранты. Но настоящую суть проектной деятельности я ощутила только тогда , когда стала работать с детьми -воспитанниками нашей школы-интерната. Работа с "интернатскими " детьми сильно отличается от работы с детьми "домашними" в силу особенностей социальной ситуации, особенностей развития личности, уровня развития мышления и, особенно, речи.
В интернате есть дети, отличающиеся от остальных более высоким уровнем общего развития. Талантливые они или нет, однозначно ответить нельзя, так как иногда сравнивать приходится с нулем или даже с минусом. Наши воспитанники свободно общаются в своем кругу, но полностью закрываются при общении со сверстниками из обычных школ. Считают себя ниже других, хуже других, не способными умно общаться. Таким образом они загоняют себя в тупик, из которого только один путь к себе подобным. Это основная причина того, что выпускники интернатов через время приводят к нам своих собственных детей.
Именно поэтому я считаю, что работать с воспитанником над исследовательской работой (пусть несложной) или вести проектную деятельность очень важно. Так как важно показать ребенку его возможность, дать ему шанс приподнять планку своего места в жизни. Научить его ставить цель и работать над ней, преодолевать трудности, инертность, интернатский инфантилизм.
Я предлагаю свой подход к организации проектной работы с воспитанниками интернатных учреждений:
Первое - педагогу самому необходимо тщательнейшим образом продумать собственную линию работы. Продумать темы, способные заинтриговать подростка, заставить его сказать "Я так тоже хочу". Продумать с кем он будет работать над проектом.
Второе - уже вместе с воспитанниками продумать проектный маршрут и сделать это так, чтобы ребята не просто делали то, что скажет педагог, а сами что-то придумывали (для начала - общий вопрос, название). Главное, суметь поддерживать детский интерес в течение всего времени работы, создать предвкушение результатов.
Третье - работа должна быть кратковременной ( от начала до конца не более 1,5-2 месяцев) иначе теряется цель. Наши ребята не могут длительно удерживать интерес к чему-то. Это их особенность. Работа должна быть значимой для детей, результат должен быть видим и осязаем. Отлично, если будут предусмотрены промежуточные яркие результаты. Важно в процессе работы предусмотреть и организовать выходы в другие школы или учреждения.
Четвертое - обязательно необходимо незаметно для ребят сформировать группу поддержки среди сотрудников интерната, которые бы искренне интересовались деятельностью воспитанников. Это будет великолепной подпиткой интереса детей к работе.
Пятое - результаты работы должны прозвучать на всех уровнях: обсудиться в детском коллективе, в педагогическом, на общешкольной презентации, в местных СМИ. Обязательно участие в муниципальных конференциях. Желательно участие на областном уровне.
С уважением, Ольга А.