Приобщение учащихся к научным исследованиям - задача актуальная. Не претендуя на оригинальность, поделюсь своим опытом организации НИР с учащимися 5-7-х классов. Эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. И главное, эта деятельность должна восприниматься как социально значимая. Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения НИР учащимися.
Этап 1. Мотивация НИР
Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты работы на школьной (а лучше районной) конференции до получения диплома фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Этап 2. Выбор направлений исследований
Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним годом. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.
Этап 3. Постановка задачи
Выбрав направление работы, нужно определить, какие задачи нам предстоит решить для достижения цели. Совместно (пока!) составляем список литературы, в котором должно быть не менее 3 источников, часто пользуемся сайтами Интернета.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения.
Этап 6. Оформление результатов работы
Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно на этом вопросе останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции.
Этап 7. Представление исследовательской работы
Некоторые руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в число лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина, на мой взгляд, в том, что дети оказались психологически не готовы к выступлению. Считаю очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе – в классе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в себе во время выступления на конференции.
В своей работе с детьми я руководствуюсь изложенными выше принципами, и есть результаты. Так, например, в 2007/2008 году исследовательская работа Крылюк Екатерины, 5 класс, была отмечена дипломом за 3 место на областном литературно-краеведческом празднике, посвящённом 155-летию Короленко. 5 учащихся: Серова Дарья, 6 класс, Ласавицкас Лилия, 6 класс, Киреева Софья, 6 класс, Емельянова Юлия, 6 класс выступали на школьной конференции «Знание – сила» и получили сертификаты участия (к сожалению, их выступления не оценивали). И это только работы учащихся среднего звена, а если говорить об учащихся старшего звена (они уже закончили школу), то тоже есть результаты, например, работа Шоболовой Юлии в 2006 году была оценена Дипломом 1 степени на Всероссийском детском пушкинском конкурсе «Пока в России Пушкин длится..»…
В 2008/2009 учебном году основательно в исследовательской работе участвуют из 56 моих учащихся 17 человек – это 30%. Кроме того, в классе постоянно проводятся групповые исследовательские работы, которые также подталкивают кого-то из учащихся к самостоятельным личным исследованиям.
2009 год – год 210-летия А.Пушкина, практически все исследовательские работы мы связали с именем этого великого человека.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Приобщение учащихся к научным исследованиям
Приобщение учащихся к научным исследованиям - задача актуальная. Не претендуя на оригинальность, поделюсь своим опытом организации НИР с учащимися 5-7-х классов. Эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных подростку целей, на решение конкретных задач. И главное, эта деятельность должна восприниматься как социально значимая. Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения НИР учащимися.
Этап 1. Мотивация НИР
Приобщение к НИР начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны. Очень важно наряду с моральными увидеть и понятные материальные стимулы – от защиты работы на школьной (а лучше районной) конференции до получения диплома фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Этап 2. Выбор направлений исследований
Это наиболее сложный этап. Здесь всё определяется специализацией, кругозором и компетенцией HP. Основные требования – практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть такой, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним годом. Конечно, на конференции могут быть представлены и промежуточные результаты работы, однако их ценность значительно ниже.
Этап 3. Постановка задачи
Выбрав направление работы, нужно определить, какие задачи нам предстоит решить для достижения цели. Совместно (пока!) составляем список литературы, в котором должно быть не менее 3 источников, часто пользуемся сайтами Интернета.
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, их результаты фиксируются. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..»
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. При этом каждый участник работы должен высказать свою точку зрения.
Этап 6. Оформление результатов работы
Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада). Подробно на этом вопросе останавливаться не имеет смысла, так как требования по оформлению стандартны и лишь незначительно меняются от конференции к конференции.
Этап 7. Представление исследовательской работы
Некоторые руководители считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в число лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина, на мой взгляд, в том, что дети оказались психологически не готовы к выступлению. Считаю очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в узком творческом коллективе – в классе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех – они должны быть уверены в себе во время выступления на конференции.
В своей работе с детьми я руководствуюсь изложенными выше принципами, и есть результаты. Так, например, в 2007/2008 году исследовательская работа Крылюк Екатерины, 5 класс, была отмечена дипломом за 3 место на областном литературно-краеведческом празднике, посвящённом 155-летию Короленко. 5 учащихся: Серова Дарья, 6 класс, Ласавицкас Лилия, 6 класс, Киреева Софья, 6 класс, Емельянова Юлия, 6 класс выступали на школьной конференции «Знание – сила» и получили сертификаты участия (к сожалению, их выступления не оценивали). И это только работы учащихся среднего звена, а если говорить об учащихся старшего звена (они уже закончили школу), то тоже есть результаты, например, работа Шоболовой Юлии в 2006 году была оценена Дипломом 1 степени на Всероссийском детском пушкинском конкурсе «Пока в России Пушкин длится..»…
В 2008/2009 учебном году основательно в исследовательской работе участвуют из 56 моих учащихся 17 человек – это 30%. Кроме того, в классе постоянно проводятся групповые исследовательские работы, которые также подталкивают кого-то из учащихся к самостоятельным личным исследованиям.
2009 год – год 210-летия А.Пушкина, практически все исследовательские работы мы связали с именем этого великого человека.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.