Используемые учебники и учебные пособия:
Межпредметные связи: А.И.Куприн. Отрывок из рассказа «Гранатовый браслет».
Словарь: Джульетта Гвиччиарди, Людвиг Рельштаб, Ромен Роллан.
Искусство Бетховена не ведает границ: ни во времени, ни в земном пространстве, ни в гигантской силе воздействия на человека. Чем дальше мы отходим по времени от эпохи, когда жил и творил Бетховен, тем ярче вырисовывается перед нами бессмертная красота его творений, мощь его творческого духа.
Д.Шостакович.
I. Рождение «Лунной».
В 1801 году, когда была создана «Лунная соната», Бетховену исполнилось 30 лет.
Р.Роллан писал: «…взгляните на него, на Бетховена, на этого 30-летнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодёжь…который вызывает восторги».
Бетховен достиг успеха и как пианист, и как композитор. Но «судьба стучалась в дверь»: уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха – страшная беда для музыкантов, причины которой были неизвестны.
Композитор стал избегать общества, тревога не покидала его.
В 1799 году состоялось знакомство Бетховена с семьей Брунсвиков, в которой Бетховен обучал двух сестер – Терезу и Жозефину. В 1800 году к ним из Италии приехала родственница Брунсвиков _Джульетта Гвиччиарди. Бетховен полюбил ее. В ее образе он видел идеал женщины, сочетающий красоту лица с красотой души.
Но препятствием к браку явились глухота, материальная неустроенность Бетховена и аристократическое происхождение Джульетты.
Композитор тяжело переживал трагедию неразделённой любви. Только творчество могло вернуть Людвигу Ван Бетховену веру в себя.
Существует несколько точек зрения по поводу времени написания сонаты. Приведем две из них.
Бетховен писал «Лунную» летом 1801 года в Коромке, в беседке парка имения Брунсвиков, поэтому сонату при жизни композитора называли иногда «Соната «Беседка» .
Бетховен работал работал над ней и осенью того же года. Зимой 1801-1802 года появилось посвящение Гвиччиарди.
II. Анализ сонаты.
Произведение состоит из трех частей. Первая часть исполняется в медленном темпе. Quase una Fantasia – свободная форма, характерная для романтизма.(Звучит первая часть сонаты.)
Комментарий учителя: нежность, печаль, раздумье, исповедь страдающего человека слышатся в этих звуках. Музыка как бы рождается в момент слушания. Сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мирное укачивающее движение среднего голоса, умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления (всю ее ведет 5-й палец!).
Мелодия звучит страстно, настойчиво пробует выйти к светлым регистрам, но в конце концов падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом – море безбрежного отчаяния.
Но так только кажется. После первой части следует маленькая вторая часть, названная Allegretto (не очень быстро).
Что представляет собой эта лирическая часть, которую Ф.Лист назвал «цветком между двумя безднами»?
Этот вопрос до сих пор волнует музыкантов. Одни считают, что это – музыкальный портрет Джульетты, другие воздерживаются от пояснений. Allegretto своей простотой представляет величайшие трудности для исполнителей. Здесь нет определенного чувства.
А что вы слышите в музыке этой части? (Звучит вторая часть сонаты.)
Третья часть, исполняемая очень быстро и взволнованно, напоминает бурю, сметающую все на своем пути. Мы слышим сразу четыре волны звуков, накатывающихся с огромным напором. Каждая волна завершается двумя резкими ударами.
Вторая тема широкая, певучая, напоминающая то жалобу, то протест. Состояние крайней взволнованности сохраняется благодаря ее сопровождению. Вторая тема развивается дальше, хотя общее настроение не изменяется: беспокойство, тревога пронизывают все части. Меняются лишь оттенки настроения. Иногда кажется, что наступает полное изнеможение, но человек вновь поднимается, чтобы, преодолев страдания, идти по жизни дальше.
Кода – заключительная часть – становится апофеозом сонаты. Борьба человека с самим собой. В финале звучит волевая тема, утверждающая, что жизнь – это борьба, преодоление препятствий.
Все в сонате логично, ясно и одновременно полно импровизаций, непосредственного чувства, которое, по словам самого Бетховена, идет «от сердца к сердцу».
III. Как родилось название “Лунная».
Прошло 13 лет. Как-то Бетховена посетил Людвиг Рельштаб, поэт, друг Гете. Рельштаб был в восторге от 14-ой сонаты. Он сравнивал впечатление от 1 части с картиной плывущей по реке лодки при свете луны вдоль безмолвных берегов Фирвальштедского озера в Швейцарии. То есть Рельштаб, сам того не подозревая, сделал сравнение, благодаря которому сонату стали называть «Лунной».
IV. Послание к Бессмертной возлюбленной.
«6 июля, утром.
Мой ангел, мое все, мое я – сегодня лишь несколько слов, и именно карандашом (твоим) – лишь до завтра мой адрес определен точно. Какая жалкая потеря времени…
Отчего эта глубокая скорбь там, где господствует необходимость? Разве наша любовь может устоять только ценою жертв, путем отказа от полноты, разве ты не можешь переменить положение, при котором ты не всецело моя… О боже, взгляни на прекрасную природу и успокой свою душу на том, что должно быть. Любовь справедливо требует всего целиком, то есть мне быть с тобой, тебе – со мной. Ты только часто забываешь, что я должен жить и для себч, и для тебя – если бы мы были соединены, ты бы так не воспринимала этой боли, как я…
Грудь полна всем тем, что мне нужно тебе сказать, ах – бывают мгновения, когда я чувствую, что язык бессилен, - приободрись – оставайся моим верным единственным сокровищем – всем для меня, как я для тебя; остальное да ниспошлют нам Боги!!
Твой верный Людвиг.
Навеки твой,
навеки моя,
навеки принадлежащие друг другу.
После смерти Бетховена в ящике старого конторского стола обнаружили тайник, в котором он хранил два женских портрета и несколько листков к Бессмертной возлюбленной. Адреса и даты не было. Но на одном портрете была изображена Джульетта Гвиччиарди, которой и были адресованы письма.
Демонстрируются портреты возлюбленных Бетховена.
V. Заключение. Какие чувства и мысли рождает “Лунная соната».
«Человек обязан жить, пока может совершать что-либо хорошее» - это слова Бетховена.
Ромен Роллан назвал Бетховена героической силой современности. «Если мы печалимся… он приходит к нам, словно садясь за рояль перед тоскующей матерью, и без слов утешает плачущую песней просветленной печали. И когда мы устаем от вечной бесполезной борьбы с заурядным… какое невыразимое благодеяние снова окунуться в этот чистый океан воли и веры! От него исходит заразительная сила бодрости, счастье борьбы, опьянение совести. Какая победа равна подобной, какая битва может сравниться со славой такого сверхчеловеческого напряжения, с этим ярчайшим торжеством духа на земле, когда несчастный, обездоленный. Больной, одинокий человек, олицетворение горя. Человек, которого жизнь лишила всякой радости, сам творит радость и озаряет ею мир? Девизом его героической души могут стать его же слова: «Радость через страдание».
Вернемся теперь мысленно к этой музыке. Вслушаемся в нее не только своим слухом, но и сердцем! И, может быть, мы услышим в ней, в ее первой части, такую скорбь, какой никогда раньше не слышали; во второй части увидим такую светлую и в то же время печальную улыбку, какой раньше не замечали, и,наконец, в финале почувствуем такое бурное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «Судьбу должно хватать за горло. Ей не согнуть меня».
Несколько советов для учителей, проводящих интегрированный урок по этой теме. Задать программу 1 части можно при помощи чтения отрывка из рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Тема неразделенной любви настолько явно сближает настроение этих двух произведений, к тому же впечатление усиливается: слово и музыка достигают редкой выразительности, когда их диктует любовь.
Читается отрывок из произведения А.Куприна, звучит «Лунная соната», хотя у Куприна в эпиграфе помечена 2-я соната Бетховена.
На фоне музыки звучат отрывки из рассказа А.И Куприна «Гранатовый браслет».
«Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. <…> И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».
«Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. «Да святится имя твое».
«Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою – слава тебе».