План занятий на тему: «Романтизм и его черты в 9 симфонии Бетховена »
(Для учащихся музыкальных школ)
Цель занятий: формирование базовых представлений о специфических чертах романтической симфонии.
Задачи занятий: 1) Расширение общего гуманитарного кругозора учащихся, ознакомление их с взглядами романтиков на творчество. 2)Раскрытие наиболее важных композиционных особенностей 9 симфонии.
Общая структура занятий:
1)Рассказ педагога.
2)Прослушивание наиболее ярких и важных с точки зрения драматургии моментов симфонии.
3)Проверка знаний учащихся по следующим возможным формам: а) тестирование, б) викторина, в) устный опрос, г)проигрывание основных тем учащимися.
Рекомендуемая литература:
1)»Музыка французской революции. Бетховен» Москва 1967г
2)Ю.Лотман « Об искусстве». СПб «Искусство» 1998.
3)Б.Асафьев «Музыка французской буржуазной революции» Москва 1938г
4)В.Одоевский «Девятая симфония Бетховена» Избранные статьи. Москва 1951г
5)Роллан Р.Собрание сочинений в 5 томах, том2(жизнь Бетховена) Москва 1954г
О симфонии.(для преподавателей)
Прежде всего следует сказать о 9 симфонии как итоге творческого пути автора , где воплотилось все его мастерство симфониста. С одной стороны- героическая линия творчества Бетховена, идущая от 5 симфонии, с другой- радостные образы, которые воплотились в ней и ведут своими истоками к 6 симфонии. Кроме того, здесь есть и особое отличие в особой монументальности идеи. Утверждение о ведущем значении в творчестве Бетховена героико-драматической симфонии безусловно верно. Но уже в Пасторальной симфонии находят начало романтического симфонизма. Новаторские принципы у Бетховена складывались постепенно на протяжении всего творчества и в 9 симфонии нашли безусловное воплощение.
Обращение к оде Шиллера является показательным для Бетховена-классициста, верящего в мечту об единении всего человечества, основополагающее начало свободы, равенства и братства, идущее от идей французской революции. Замысел писать на стихи Шиллера пришел к Бетховену еще в юности, но он не решился поначалу осуществить столь грандиозный замысел. Он считал, что композитор должен быть более талантлив, чем поэт, Таким образом, прошло около 30 лет, прежде чем Бетховен решился на создание произведения с текстом Шиллера.
Говоря о романтизме, следует указать на двойственное отношение Бетховена к литературной и музыкальной его ветви. Из отдельных высказываний композитора можно судить о насмешливом его отношений к первому и совсем иному- к романтизму в музыке: программность, изображение картин природы, стремление в неведомую даль ярко проявляются в поздних произведениях. Тем не менее, исследователи полагают, что отдельные романтические тенденции никак не нарушают главенства основного классицистского стиля
В исследовательской литературе подчеркивается, что свободомыслие прививалось Бетховену с юношества его учителем Неефе, который по своим взглядам был близок прогрессивным деятелям того времени и требовал в музыкальном искусстве прежде всего максимальной выразительности, глубины переживаний. Течение «Бури и натиска» возникло вначале в литературе, и потом переросло в антифеодальное движение. Их взгляды были ценны для развития искусства тем, что они подчеркивали связь между жизнью и искусством, также проявляли особенный интерес к народному творчеству, без опоры на которое не может состояться подлинный творец. В основе их творчества- мятежная сильная личность, следующий велению сердца, в противовес придворному классицизму с его учениями о всеобщем царстве разума. Бетховен горячо откликнулся на идеи этого движения, что и повлияло на его художественные воззрения и творческие принципы. Впоследствии он сам занялся обработкой народных песен, и более того, обратился к ним в тяжелые годы своей жизни, связанные как раз с созданием 9 симфонии. Это были песни разных народов. Современникам казалось, что наступило угасание гения Бетховена, но эта работа, как и философские размышления привели к новому преображению его творчества.
В связи с интересом к прогрессивным течениям в искусстве он не мог миновать и современной французской музыки. Композиторы эпохи французской революции проявляют интерес к психологическим проблемам, индивидуальности, своеобразию человеческой личности и переживаний человека. Борьба чувств в их произведениях предвещает в будущем разнообразие романтических эмоций, что свойственно позднему периоду творчества Бетховена. Предвестие романтизма было и в изображении природы, и в мрачном колорите, и в интересе к субъективности.
Необходимо упомянуть о симфоническом методе Бетховена, как о важнейшем этапе развития симфонизма, вступившего в новую эпоху рубежа 18-19 веков. В основе- образ героя-борца, идея гражданственности, отсюда демократичность музыкального языка, рельефность фраз, использование массовых песен. Автор развивает денный материал с подлинной психологической глубиной, эмоциональностью. Ни одному из современных Бетховену авторов не удавалось так ярко воплотить глубинные противоречия действительности. Музыка французских композиторов эпохи революции заключала в себе новые образы, новые интонации, но в ней не было бетховенской глубины и диалектической концепции. Симфонизм предстает у него как отражение жизни в борьбе противоречий. Главное здесь- развитие путем становления идеи через борьбу, что приводит к качественному изменению образа. Таким образом, не только конфликт, но и единство противоположностей становится основой тематизма.
Важнейшее качество музыкальных тем Бетховена, с одной стороны- становление в процессе изложения материала, с другой- наличие исходного мотивного звена. В развитии тем особенно важны тональное и секвентное варьирование, в образном плане -непрерывное качественное изменение. Преобразование репризы отвечает созданию постепенно возрастающей напряженности развития. Мотивно-тематическая разработка- в данном случае важнейший классицистский признак.
Затем, однако же, немаловажным является то, что и классицистские, и романтические черты образовали здесь неразрывное единство Становление итогового образа создается на протяжении всего произведения и последовательно проводится идейная линия «От мрака к свету».С другой стороны, исследователи отмечают влияние «Фауста» Гете, двойственность устремления и сомнения, эмоциональную напряженность. Также переставление второй и третьей частей можно отнести к романтическому началу. В аналитических трудах ,однако, проводится разграничение органичности развития, взаимосвязи этапов становления идеи и монотематического принципа романтиков –образного перевоплощения темы. То есть, Бетховен приводит к теме радости посредством не вариационного развития, а постепенного формирования.
9 симфония – произведение новаторское , так как введен хор и солисты. Исполнительский состав значительно расширен, усилена группа духовых инструментов. Все это стало необходимым в связи с грандиозностью замысла, масштабом содержания произведения. Потребовалось и особое драматургическое решение, включившее свойства оратории, что, как известно, вызвало во времена Бетховена множество споров, критики. Важнейшей проблемой, выдвинутой 9 симфонией, стала проблема единства цикла, которая у романтиков приобретает особую остроту. Сторонники чисто инструментального решения симфонии видели в финале случайность, нарушение симфонической логики, что, конечно же, неверно. Тема братства в финале не является основной, в основе- тема радости, которая формируется на протяжении всех предшествующих частей. Программность явилась у Бетховена дополнительным стимулом для развития сонатного мышления. Но характер программности- не ярко зрелищный, а обобщенно-психологический. Таким образом, 9 симфония становится началом нового выражения симфонического метода. Искусство в своей широте и жизненной правде открывает для себя перемены, пришедшие с новым романтическим направлением. Но творчество позднего Бетховена отличается от романтического верой в силу человеческого разума, самоограничением, вызванным законами общественной необходимости, отражением жизни в высоком обобщении. Все исследователи говорят о том, что произведения этого периода качественно отличаются от всего написанного ранее. Сохраняется интерес композитора к героике, но при этом его внимание все больше привлекают внутренние переживания во всем их многообразии. Поэтому роль лирической линии в творчестве усиливается. Произведения указывают не только на романтические черты, но и на возрождение баховских традиций с их философичностью и глубиной постижения мира.
Примечания.
Исследовательский материал о 9 симфонии, как правило, является сложным для детского восприятия, поэтому для самостоятельного изучения, на мой взгляд, ее рекомендовать не нужно. То же самое относится к диалектике Гегеля, оказавшей важнейшее влияние на творческие взгляды Бетховена, основы которой педагог может в случае , если есть продвинутая группа учащихся, кратко пояснить на занятии. Возможно домашнее ознакомление учащихся с краткими биографиями Гете и Шиллера, имена которых неизменно сопровождают любой труд о 9 симфонии. Главное внимание, исходя из особенностей учащихся, следует уделить звуковому восприятию, поскольку музыка в основе своей вполне доступна для детского прослушивания. Материал относится к третьей четверти второго года обучения и при возможности может быть включен в конце изучения творчества Бетховена перед темой «Романтизм».В этом случае об основах романтизма учащиеся смогут узнать уже на примере позднего творчества Бетховена.
|