Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин)
В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения — «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО) - работа учащихся в парах сменного состава».
При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:
1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» -«ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» — при условии взаимного расположения);
2. динамическая четверка: четверо учащихся, школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
3. вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
Основные преимущества данной технологии:
• В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
• В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
• Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
• У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
• Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
• Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
• Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.