Используемые учебники и учебные пособия:
Пояснительная записка.
Настоящая программа представляет собой актуальный материал в условиях новых подходов в образовании.
Обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы овладев основами социально-гуманитарных наук – наук о человеке и обществе, - учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе.
Особенность обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук. В числе этих наук – экономика, социология, юриспруденция, политология, социальная психология, культурология, философия.
Данный курс содержит основу следующих содержательных линий: человек, общество, право, экономическая сфера жизни общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения в современной России. Программа способствует социализации учащихся в современном российском обществе, интеграции в культурное пространство России и мировую культуру.
Создание программы вызвано необходимостью введения специального элективного курса практической направленности.
Программа предназначена для учащихся 11-х классов. Рассчитана на 34 учебных часа в год. Данная программа составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и соответствует положению концепции профильного обучения.
Цели программы:
- формирование у учащихся научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры современной России.
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека в современном российском обществе
- систематизировать знания учащихся по основным разделам курса для развития интереса к обществознанию для последующих ориентаций
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях в современном российском обществе
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, связанными с особенностями общественно-политической сферы современной России.
Обучающие:
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных неадаптированных текстов;
- формулировать на основе приобретённых социально – гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам, касающихся современной России
Воспитывающие:
- содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- готовность следовать нравственным нормам.
В процессе изучения программы учащиеся должны
Знать:
-основные обществоведческие термины, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
Уметь:
- сравниватьизученные социальные объекты, выявлять их отличия от всех и сходства определённого объекта с родственными.
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
- называть, перечислять изученные социальные явления и объекты или их
существенные свойства;
- характеризоватьизученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- объяснять изученные социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные как внутренние, так и внешние связи;
- приводить собственные примеры, т.е. пояснять, иллюстрировать, аргументированно раскрывать изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;
- давать оценкуизученных социальных объектов и процессов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении в современной России
Методические рекомендации:
Для реализации содержания программы, поставленных целей и задач оптимальным предполагается использование активных методов обучения:
- мозговой штурм
- лабораторные занятия
- проекты
- зачёты
- исследования
- «круглый стол»,
- конференция,
- уроки – тренинги.
- семинар
- практикумы
Такие формы работы, позволяют решать одновременно дидактические, развивающие и воспитательные цели.
Приоритет активных методов в организации учебного процесса предполагает выбор соответствующих форм текущего и итогового контроля. Предпочтение отдаётся проблемным заданиям, написанию эссе, выполнению тренировочных заданий .
Тренировочные задания к каждой учебной теме по обществознанию включают три части, определяемые типом заданий:
1) задания первого типа (уровень А) – с выбором ответа:
а) задания, содержащие предметный вопрос;
б) задания, предполагающие для анализа два суждения по определённой проблеме курса и требующие определить их истинность.
2) Задания второго типа ( уровень Б)– с кратким ответом. Среди них четыре разновидности:
а) задания, требующие восполнить пробел в схеме;
б)задания, требующие вставить пропущенное слово или словосочетание в предложенной фразе;
в) задания на установление соответствия позиций, предложенных в двух столбцах;
г) задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка;
3) Задания третьего типа ( уровень С)– со свободным развёрнутым ответом.
Среди них – следующие разновидности:
а) задания на перечисление признаков, характеристик какого – либо явления или объекта одного класса;
б) задания, требующие раскрытия какого – либо теоретического положения на конкретном примере;
в) задания – задачи, включающие в себя условие в виде конкретной ситуации социальной жизни, определённого социального факта. И вопросы, основанные на их содержании;
г) составные задания на анализ и интерпретацию предложенного текста по вопросам – заданиям, которые в совокупности и образуют составное задание. Вопросы – задания включают как умения находить информацию непосредственно в тексте, так и умения применять знания обществоведческого курса, устанавливать связи, делать умозаключения, выводы, формулировать оценочные суждения и собственную аргументацию; д) альтернативные задания на выбор одного из предложенных суждений по определённой области знаний, входящей в обществоведческий курс, и рассуждения по выдвинутой проблеме в виде сочинения- эссе с опорой на знания обществоведческого курса, факты социальной жизни, личный опыт с аргументацией обоснования своей позиции.
Содержание программы.
Раздел 1. Современное российское общество.
Тема 1. Общество как целостная система.
Общество как динамичная система. Взаимосвязь природы и общества. Общество и культура. Культура и цивилизация России
Тема 2. Сферы жизни современного российского общества.
Общественные отношения. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль. Обычаи, право.
Тема 3. Ступени человеческой истории.
Многообразие путей и форм общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества. Типология обществ. Доиндустриальное( аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество.
Тема 4. Социальные изменения в современной России
Деятельность людей – реальная движущая сила общественного развития. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного развития и его критериев. Противоречивость прогресса. Научно – техническая революция (НТР) и её социальные последствия.
Тема 5. Целостность современного мира, его противоречия.
Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути её предотвращения. Экологическая этика. Правовая защита природы.
Раздел 2. Человек.
Тема 1. Природное и общественное в человеке.
Основные отличия человека от других живых существ. Основные виды деятельности человека. Способность человека к творчеству. Индивид, индивидуальность, личность. Потребности и интересы человека.
Тема 2. Потребности человека.
Потребности и интересы человека. Материальные и духовные. Подлинные и мнимые. Знание и учет потребностей – условие гуманного отношения к людям.
Тема 3. Деятельность человека.
Деятельность человека, её основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни. Самореализация.
Тема 4. Внутренний мир человека.
Сознательное и бессознательное. Самопознание и поведение.
Тема 5. Свобода и ответственность личности.
Понятие свободы. Необходимость. Свобода и ответственность.
Раздел 3 Экономическая сфера российского общества.
Тема 1. Экономика: наука и хозяйство.
Экономика как наука и хозяйство. Факторы производства. Ресурсы и потребности. Собственность. Основные формы собственности. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Валовый внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл и его фазы.
Тема 2. Рыночный механизм. Многообразие рынка в современной России
Рынок. Закон спроса и предложения. Деньги. Цена и ценообразование. Функции рынка. Виды рынков. Конкуренция. Монополия.
Тема 3. Государственный бюджет. Налоговая политика России.
Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. Налоги и их функции.
Тема 4. Экономика потребителя. Экономика производителя.
Рынок труда. Экономика потребителя. Заработная плата. Безработица и её основные виды. Семейный бюджет. Организационно-правовые формы предприятий. Прибыль.
Тема 5. Мировая экономика.
Мировая экономика и условия её функционирования. Международная экономическая политика. Международная торговля. Формы международной торговли. Экономическая интеграция. Международная валютно – финансовая система.
Раздел 4. Особенности социальной сферы современной России.
Тема 1. Социальные отношения и взаимодействия.
Социальные связи и их основные типы. Общественные отношения и их структура. Формы социального взаимодействия.
Тема 2. Социальная стратификация и социальная мобильность.
Социальная дифференциация и социальное неравенство. Социальная стратификация. Типы стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы. Современное понимание класса. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Тема 3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Социальные нормы и их классификация. Отклоняющееся поведение и его основные типы. Социальные санкции и их виды. Социальный контроль.
Тема 4. Этнические общности. Тенденции межнациональных отношений в современном российском обществе.
Этническая общность. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация. Межнациональные отношения: основные тенденции развития. Национальный вопрос. Национальность. Межнациональный конфликт и пути его преодоления. Современная национальная политика.
Тема 5. Социальный конфликт и пути его преодоления.
Конфликт. Участники конфликта. Причины конфликта. Виды социальных конфликтов. Пути преодоления.
Раздел 5. Политико – правовые отношения в современном российском обществе
Тема 1. Особенности политической системы российского общества.
Структурные компоненты политической системы. Политические институты.
Типы политических систем.
Тема 2. Признаки, функции и формы государства.
Признаки государства. Суверенитет. Признаки государственного суверенитета. Суверенитет народа. Формы правления государства. Монархия, конституционная монархия, республика, президентская республика. Парламентская республика. Смешанная республика. Государственное и национально – государственное устройство. Формы государственного устройства: федерация, унитарное государство. Конфедерация. Россия – Федеративное государство. Субъекты Российской Федерации.
Тема 3. Политический режим.
Типы политических режимов. Демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы, их характерные черты.
Тема 4. Политические партии и движения в современной России. Политическая идеология.
Политическая партия, её отличия от других политических институтов. Специфика политических движений. Типы партийных систем. Типы политических идеологий. Основные идеи консервативной, либеральной, социалистической идеологий.
Тема 5. Гражданское общество и правовое государство.
Гражданское общество и правовое государство. Их признаки и взаимосвязь. Политическая жизнь современной России.
Тема 6. Вопросы истории и теории государства и права.
Связь государства и права. Потребность в праве. Римское, средневековое, право 19века (мир, Россия). Современное право. Основные понятия права.
Тема 7. Конституция РФ – основной закон государства.
Основы конституционного строя. Виды Конституций. Принципы Конституционного права. Основы Конституционного строя России.
Тема 8. Права и свободы человека в современной России.
Международные и конституционные основы прав и свобод человека. Виды правовых документов. Виды прав и свобод.
Тема 9. Структура и содержание права.
Гражданское, трудовое, уголовное, семейное, административное право. Правовое законодательство.
Раздел 6. Особенности духовной сферы современного российского общества.
Тема 1. Формы и разновидности культуры современной России: народная, массовая и элитарная.
Народная, массовая и элитарная культура. Уровень и качественный состав основных форм культуры (характерные черты). Доминирующая, суб- и контркультуры, их содержательные характеристики.
Тема 2. Религия как феномен культуры.
Причины возникновения религии. Основные признаки религии и основные этапы её развития (политеизм, монотеизм). Основные мировые религии, их характеристика.
Тема 3. Искусство, его основные формы и направления.
Художественный образ и его особенности. Виды искусства, их отличительные признаки ( средства и способы создания художественного образа).
Тема 4. Наука. Особенности образования и самообразования в современном российском обществе.
Система наук: точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные. Методы научного исследования. Эмпирические и теоретические науки. Отличия науки от других сфер культуры. Наука как социальный институт. Функции науки. Функции образования. Ступени, содержание и функции образования в России. Формы и содержание самообразования. Сущность гуманизации как тенденции в развитии образования в современном мире.
Учебно – тематический план и расчёт времени.
№ урока. Наименование темы
|
Всего часов
|
Элементы содержания урока
|
Форма урока
|
Деятельность учащихся. Форма контроля.
|
1.Общество как целостная система.
|
1
|
Общество как динамичная система. Взаимосвязь природы и общества. Общество и культура. Культура и цивилизация.
|
Работа над тестовыми вопросами
Исследования.
|
исследование.
Тестирование.
|
2. Сферы жизни российского общества.
|
1
|
Общественные отношения в современном российском обществе. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты российского общества. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль. Обычаи, право.
|
Групповая работа
|
Лабораторное занятие.
Тестирование.
|
3. Ступени человеческой истории.
|
1
|
Общественные отношения. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль. Обычаи, право.
|
Круглый стол
|
Структура написания эссе.
Задания повышенного уровня сложности.
|
4.Социальные изменения в российском обществе
|
1
|
Деятельность людей – реальная движущая сила общественного развития. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного развития и его критериев. Противоречивость прогресса. Научно – техническая революция (НТР) и её социальные последствия.
|
Мозговой штурм
|
Работа с текстом, определение логических связей в тексте, анализ информации.
|
5.Целостность современного мира, его противоречия
|
1
|
Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути её предотвращения. Экологическая этика. Правовая защита природы.
|
конференция
|
Анализ информации.
|
6.Природное и общественное в человеке.
|
1
|
Основные отличия человека от других живых существ. Основные виды деятельности человека. Способность человека к творчеству. Индивид, индивидуальность, личность. Потребности и интересы человека.
|
Работа в группах.
Дискуссия.
|
Обсуждение и выполнение тестовых заданий по данной теме.
|
7.Потребности человека в современной России
|
1
|
Потребности и интересы человека. Материальные и духовные. Подлинные и мнимые. Знание и учет потребностей – условие гуманного отношения к людям.
|
конференция
|
Эссе
Сравнительный анализ.
|
8.Деятельность человека.
|
1
|
Деятельность человека, её основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни. Самореализация.
|
Круглый стол
|
тест
|
9.Внутренний мир человека.
|
1
|
Сознательное и бессознательное. Самопознание и поведение.
|
Исследования.
|
Ответы на разноуровневые вопросы к тексту
|
10.Свобода и ответственность личности.
|
1
|
Понятие свободы. Необходимость. Свобода и ответственность.
|
проекты
|
Работа с текстовыми документами
|
11.Экономика: наука и хозяйство России.
|
1
|
Экономика как наука и хозяйство. Факторы производства. Ресурсы и потребности. Собственность. Основные формы собственности. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Валовый внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл и его фазы.
|
Мозговой штурм
|
Понятийный диктант
тест
|
12. Рыночный механизм в современной России
|
1
|
Рынок. Закон спроса и предложения. Деньги. Цена и ценообразование. Функции рынка. Виды рынков. Конкуренция. Монополия.
|
семинар
|
Выполнение заданий на установление соответствия позиций, предложенные в двух столбцах.
|
13. Государственный бюджет. Налоговая политика
|
1
|
Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. Налоги и их функции.
|
Урок - тренинг
|
Выполнение заданий, требующие восполнить пробел в схеме.
|
14.Экономика потребителя. Экономика производителя.
|
1
|
Рынок труда. Экономика потребителя. Заработная плата. Безработица и её основные виды. Семейный бюджет. Организационно-правовые формы предприятий. Прибыль.
|
Анализ документов
|
Выполнение заданий, предлагающие для анализа два суждения.
|
15.Мировая экономика.
|
1
|
Мировая экономика и условия её функционирования. Международная экономическая политика. Международная торговля. Формы международной торговли. Экономическая интеграция. Международная валютно – финансовая система.
|
Круглый стол
|
Работа с документами, тестирование
|
16.Социальные отношения и взаимодействия.
|
1
|
Социальные связи и их основные типы. Общественные отношения и их структура. Формы социального взаимодействия.
|
конференция
|
Написание эссе с дальнейшим обсуждением.
|
17. Социальная стратификация и социальная мобильность.
|
1
|
Социальная дифференциация и социальное неравенство. Социальная стратификация. Типы стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы. Современное понимание класса. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
|
Лабораторное занятие
|
работа с тестовыми заданиями.
|
18.Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
|
1
|
Социальные нормы и их классификация. Отклоняющееся поведение и его основные типы. Социальные санкции и их виды. Социальный контроль.
|
семинар
|
Выполнение заданий, требующие раскрытия теоретического положения.
|
19. Этнические общности. Тенденции межнациональных отношений в современном российском обществе.
|
1
|
Этническая общность. Виды этнических общностей: род, племя, народность, нация. Межнациональные отношения: основные тенденции развития. Национальный вопрос. Национальность. Межнациональный конфликт и пути его преодоления. Современная национальная политика.
|
Урок - конференция
|
Задания на анализ и интерпретацию текста по вопросам.
|
20.Социальный конфликт и пути его преодоления.
|
1
|
Конфликт. Участники конфликта. Причины конфликта. Виды социальных конфликтов. Пути преодоления.
|
Урок - тренинг
|
Обсуждение тестовых заданий по теме,
|
21. Особенности политической системы российского общества.
|
1
|
Структурные компоненты политической системы России. Политические институты.
Типы политических систем.
|
Работа в группах
Исследования.
|
тестирование
|
22. Признаки, функции и формы государства.
|
1
|
Признаки государства. Суверенитет. Признаки государственного суверенитета. Суверенитет народа. Формы правления государства. Монархия, конституционная монархия, республика, президентская республика. Парламентская республика. Смешанная республика. Государственное и национально – государственное устройство. Формы государственного устройства: федерация, унитарное государство. Конфедерация. Россия – Федеративное государство. Субъекты Российской Федерации.
|
Мозговой штурм
|
Выполнение тестовых заданий разных уровней. Работа с текстами.
|
23. . Политический режим.
|
1
|
Типы политических режимов. Демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы, их характерные черты.
|
Работа в группах
|
Работа с документами, выполнение тестовых заданий, понятийный диктант.
|
24. Политические партии и движения в современной России. Политическая идеология.
|
1
|
Политическая партия, её отличия от других политических институтов. Специфика политических движений России. Типы партийных систем. Типы политических идеологий. Основные идеи консервативной, либеральной, социалистической идеологий.
|
Круглый стол
|
Написание эссе по заданной теме.
Задания КИМов.
|
25.Гражданское общество и правовое государство.
|
1
|
Гражданское общество и правовое государство. Их признаки и взаимосвязь. Политическая жизнь современной России.
|
Урок – конференция.
|
работа с документами
Понятийный диктант.
тест
|
26.Вопросы истории и теории государства и права.
|
1
|
Связь государства и права. Потребность в праве. Римское, средневековое, право 19века (мир, Россия). Современное право. Основные понятия права.
|
Урок - практикум
|
работа со схемами, таблицами.
Тестово – понятийный контроль.
|
27.Конституция РФ – основной закон государства.
|
1
|
Основы конституционного строя. Виды Конституций. Принципы Конституционного права. Основы Конституционного строя России.
|
Работа с текстом
Конституции РФ
|
Схематическая отработка структуры и содержания Конституции России
|
28.Права и свободы человека.
|
1
|
Международные и конституционные основы прав и свобод человека. Виды правовых документов. Виды прав и свобод.
|
зачёт.
|
тестирование
|
29. Структура и содержание права.
|
1
|
Гражданское, трудовое, уголовное, семейное, административное право. Правовое законодательство.
|
Урок – конференция.
|
Отбор тестовых материалов по теме конференции.
тестирование
|
30. Формы и разновидности культуры современной России: народная, массовая и элитарная.
|
1
|
Народная, массовая и элитарная культура. Уровень и качественный состав основных форм культуры (характерные черты). Доминирующая, суб- и контркультуры, их содержательные характеристики.
|
Круглый стол
|
тестирование
|
31. Религия как феномен культуры.
|
1
|
Причины возникновения религии. Основные признаки религии и основные этапы её развития (политеизм, монотеизм). Основные мировые религии, их характеристика.
|
Круглый стол
|
Эссе.
|
32.Искусство, его основные формы и направления.
|
1
|
Художественный образ и его особенности. Виды искусства, их отличительные признаки
( средства и способы создания художественного образа).
|
конференция
|
Понятийный диктант,
Задания КИМов
|
33. Наука. Особенности образования и самообразования в современном российском обществе
|
1
|
Система наук: точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные. Методы научного исследования. Эмпирические и теоретические науки. Отличия науки от других сфер культуры. Наука как социальный институт. Функции науки. Функции образования. Ступени, содержание и функции образования в России. Формы и содержание самообразования в России Сущность гуманизации как тенденции в развитии образования в современном российском обществе.
|
семинар
|
Тесты.
Эссе.
|
34.Итоговое занятие по курсу.
|
1
|
|
практикум
|
Тестирование.
|
Литература для учителя и учащихся:
· Селезнёв Г.К. НовейЭнциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура,
· изобразительное и декоративно- прикладное искусство XVII - XX веков. Ред. · Аксенова. – М.: Аванта+, 1999г. · Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989. · Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990. · Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Фёдоров В.А. История СССР с древнейших времён · до 1861 года. – М.,1989. · “Очерки истории русской культуры XIXв.” под редакцией Волынкина Н.М.
§ Новейшая история России и Запад /Г.К. Селезнёв. - М.: Мнемозина, 2005 - 304с.
· Решетнев С.А. К вопросу о классификации политических партий России /С.А. Решетнев// Коммерсант власть. - 2006. - № 3. - С. 2-4
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» 10-11 класс. Пособие для учителя под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. М. Просвещение. 2007г.
- Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся 10-11классов под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. М. Просвещение, 2008г.
- Готовимся к единому государственному экзамену, ред. Л.Н. Боголюбова, сост. Е.Л.Рутковская . М.Дрофа, 2007г.
- Задания и тесты по обществознанию; 10 класс/ Аверьянов Ю.И.и др. М.; Школа – Пресс, 2008г.
- Задания и тесты по обществознанию; 11 класс/ Аверьянов Ю.И.и др. М.; Школа – Пресс, 2008г.
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию; 10-11класс – М. Русское слово, 2006г.
- Кравченко А.И.Обществознание: Практикум для учащихся 10-11 классов. – М. Русское слово, 2007г.
- Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10 – 11 класс.- М. Русское слово, 2008г.
- Кравченко А.И. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М. Русское слово, 2007г.
- Кравченко А.И.. Введение в социологию. 10-11класс. М. АСТ, 2006г.
- Автономов В.С. Введение в экономику 10-11 класс Вита-Пресс 2005г.
- Липсиц И.В. Экономика. 10-11 класс Вита – Пресс 2005г.
- Под. Ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. Ч.1,2, 10-11 класс, Вита – Пресс 2003г.
- Кашнина Т.В. Основы права. 10 – 11 класс, Вита – Пресс , 2005г.
- Никитин А.Ф. Основы права. 10-11класс