ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Социальная экология» направлена на развитие у учеников общей экологической культуры личности, а также на совершенствование экологической культуры школьников через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.
Задачи курса:
- ознакомить школьников с основами общей и социальной экологии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;
-обеспечить непрерывность и преемственность экологического образования на стадиях общеобразовательной и предпрофильной подготовки;
Курс рассчитан на 34 часа занятий, из них: 23 -лекции, 11 - семинары. Учебно-исследовательская работа школьников включает написание рефератов, подготовку научных докладов, написание исследовательских работ.
Итоговая форма контроля - зачет.
Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа).
Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.
Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии.
Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты (6 часов).
Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.
Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.
Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.
Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации (4 часа).
Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика.
Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.
Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (8 часов).
Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.
Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа).
Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.
Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека.
Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека.
Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека.
Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
Тема 6. Экология жизненной среды (8 часов).
Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.
Тема
|
Количество часов
|
теоретич.
|
семинар.
|
Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет
(4 часа).
|
1.Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней.
|
1
|
|
2. Возникновение и развитие экологии как науки.
|
1
|
|
3. Возникновение социальной экологии. Ее предмет.
|
1
|
|
4. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии.
|
|
1
|
Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты
(6 часов).
|
1. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.
|
1
|
|
2. Человечество как многоуровневая иерархическая система.
|
1
|
|
3. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.
|
|
1
|
4. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.
|
1
|
|
5. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики.
|
|
1
|
6. Воздействие факторов среды на человека. Адаптация человека к окружающей среде и ее изменениям.
|
1
|
|
Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в
истории цивилизации (4 часа).
|
1. Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект.
|
1
|
|
2. Этапы становления взаимоотношений природы и общества
Их характеристика.
|
1
|
1
|
3. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.
|
1
|
|
Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
(8 часов).
|
1. Рост численности населения, «демографический взрыв».
|
1
|
1
|
2. Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы
|
1
|
1
|
3. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов
|
1
|
1
|
4. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.
|
1
|
1
|
Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде
(7 часов).
|
1. Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимический, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.
|
1
|
1
|
2. Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека.
|
1
|
|
3. Потребности как источник активности личности. Группы и виды потребностей и их характеристика. Характеристика экологических потребностей человека.
|
1
|
|
4. Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека.
|
1
|
|
6. Поведение человека в социальной среде. Организационное поведение. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
|
1
|
1
|
Тема 6. Экология жизненной среды (5 часов).
|
1. Элементы жизненной среды человека: социально-2. Бытовая среда (городская и жилищная среды)
|
1
|
|
3. Трудовая (производственная) среда
|
1
|
|
3. Рекреационная среда
|
1
|
|
4. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды.
|
1
|
1
|
Итого:
|
23
|
11
|
Природные основы экологической культуры.
Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.
Проблема выживания в современном мире.
Социальные болезни как следствие социальных явлений.
Кризис современного детства как отражение социально-экологического кризиса.
Поведение человека в районе стихийного бедствия.
Проблема защиты детей (на войне, на работе, на улице).
Фактор среды в развитии личности.
Стихийные бедствия в сознании и поведении людей.
Социальная экология семьи.
Учение В. И. Вернадского о ноосфере.
Проблема улучшения социальной среды человека.
Адаптация человека к условиям стихийных бедствий.
Феномен территориальности у человека и у животных (сравнительная характеристика).
Проблема взаимодействия человека с окружающим миром.
ЛИТЕРАТУРА
Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. - М., 1998.
Бухвалов В. А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. - М., 1995.
Воронцов Н. Н., СухоруковаЛ. Н. Эволюция органического мира. - М., 1991.
Вронский В. А. Прикладная экология. - Ростов-на-Дону, 1996.
Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. - М., 1998.
Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997.
Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.
Лункевич В. В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2т.-М„ 1960.
Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994. -С. 77-88.
Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.
Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Ярославль, 1998.
Реймерс Н. Ф. Популярный биологический словарь. - М., 1991.
Реймерс Н. Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. –М., 1994.
Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.
Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. - М., 1987.
Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Ярославль, 1998.
Штенбах X. Э. Влияние городской среды на поведение человека. – СПб., 1997.
|