Александра Павловна, спасибо за Ваше мнение. Во многом я с Вами согласна, мы живем в сложном мире, что, несомненно, интересно, но и проблематично. Понятно, что под языковые среды учащиеся подстраиваются, но наша задача формировать на уроках неприятие сред, которые далеко уходят от "норматива" . Какие формы и методы работы используете Вы для этого?
В изученных статьях сквозная мысль: образование сегодня должно быть личностно - ориентированным. ЗУНы рассматриваются как средство достижения полноценного развития личности. Иначе и быть не может: это требование нашего времени.
Людмила Семеновна, Вы совершенно верно отметили современные тенденции в преподавании русского языка. Думаю, у Вас и педагогов Печорской гимназии накоплен немалый опыт работы по личностно-ориентированному обучению. Прошу Вас поделиться этими материалами на страницах нашего сообщества .
Уважаемая Людмила Семеновна, несомненно, современное обучение должно быть ориентировано на личностные возможности каждого ребенка. Как говорят японцы: "Все дети - разные. Но в каждом ребенке - Бог".
Предложенные выше статьи в полной мере отражают идеи компетентностного подхода в обучении: ЗНАНИЯ -УМЕНИЯ (ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ И НАДПРЕДМЕТНЫЕ(общеучебные)) - КОМПЕТНЦИИ (умение применить знания на практике и в разных ситуациях). Здесь как раз и необходим индивидуальный, личностный подход.
Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, пн, 28/09/2009 - 20:27).
Любовь Николаевна, вот по поводу "объекта современного образования" давайте поразмышляем. Обратите внимание на цитату:
"Ментально—образовательная реформа ставит перед словесниками принципиально новые задачи: ориентация на установки и потребности личности. В центре образовательной парадигмы — личность, сознающая уникальность своего "бытия, развивающаяся по своим внутренним мотивам, самостроящая и конституирующая себя на свободной этической основе". В данной парадигме все-таки речь идет о субъект-субъектном взаимодействии, не так ли?
Комментарий был изменен с момента создания (petrova_aa, вс, 27/09/2009 - 19:20).
В понимании многих детей – язык это что-то скучное, связанное с плохими оценками, с большим количеством труднозапоминаемых правил.
Долгое время, говоря о своем предмете, мы использовали такие штампы: «формирование навыков…, повышение уровня…» и т.п. Мы, учителя, хотели и хотим результатов. Высоких баллов на экзаменах. Разве это плохо? Конечно же нет. Но в гонке за результатами мы сами забываем о том, что язык – это то, что объединяет народ.
К.Д. Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка». А в церковно-славянском языке слово «бессловесный» было синонимом неодухотворённости, лишенности Духа. Именно поэтому мы должны не просто учить, а внушать своим ученика, что говорить и писать неграмотно, неряшливо, грубо – это не только не культурно, но и безнравственно.
Нельзя не заметить, что огрубение нравов ведёт к огрубению словаря. Но ведь и чистый, высокий язык должен влиять на «среду обитания».
Таким образом, цель уроков языка должна сводиться к тому, что грамотность должна из главной и практически единственной цели обучения превратиться в средство для развития личности, приобщения её к культуре, многовековым ценностям.
Уважаемая Анна Михайловна! Совершенно с Вами согласна. Цель преподавания русского языка в школе не должна сводиться только к "научению", в потенциале самого языка заложена развивающая сущность.
Продолжая Вашу замечательную идею, приведу также замечательные слова К.Д. Ушинского. В статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,— народа нет более!»
С уважением, М.В. Васильева
Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, пн, 28/09/2009 - 20:31).
Я, как учитель с большим педагогическим стажем работы, считаю, что развитием личности ребёнка школа занималась всегда. Сегодня этой работе способствуют информационно-коммуникационные технологии и другие формы работы.Это позволяет более широко использовать индивидуальные особенности учеников, расширяются принципы свободного выбора ребёнка для подготовки к уроку. В современных условиях преподавания идет более успешно формирование коммуникативной компетенции ребёнка.
Комментарий был изменен с момента создания (asdTat, чт, 24/09/2009 - 16:29).
Мне кажется, любое обучение будет создавать условия для развития личности, и, следовательно, оно будет являться развивающим, личностно-ориентированным. В 21 веке повысить эффективность учебного процесса можно с помощью новейших современных технологий. Наверное сейчас уже любой учитель сначала выявляет уровень знаний ученика по предмету, затем строит сою работу с учётом индивидуальных особенностей. Или я ошибаюсь? Ребята сейчас немного «другие», внимание «включают», как только услышат что-то новое, когда чему-то удивятся, когда есть стимул…Любят не однотонный урок с учительскими догмами, а когда видят все на экране (коротко, красочно, ясно), слышат ( музыкальный фон, речь диктора), работают в группах (команды)…Им сразу хочется включиться в работу, самостоятельно решить поставленную задачу, самому найти ответ на необычный вопрос. А не об этом ли мечтают сегодня преподаватели русского языка и литературы?
На практике, конечно, встречаюсь с некоторыми проблемами преподавания. Особенно литературы. «Публика» не очень любит читать, предпочтение отдает брошюрам с кратким содержанием текста. Да и разные жанровые предпочтения у детей! А ведь есть слово «НАДО». Как жаль, что ЗА РАМКИ ПРОГРАММЫ уже редко когда выхожу, но…личностно-ориентированный подход мне в этом помогает! Кому-то написать доклад в радость – пожалуйста, кто-то с презентацией «на ТЫ» - без проблем, некоторые хотят глубокого самостоятельного исследования – с удовольствием… Но есть одно НО…Люблю давать непривычные, нештампованные темы, чтобы у ребят не было возможностей просто переписывать методические пособия, критические статьи.
Это лишь моё видение на поставленные вопросы-задания, с ним не обязательно соглашаться. Просто еще раз убедилась, что Открытый класс «затягивает» и обучает одновременно…Спасибо!
Уважаемая Ирина Викторовна! Проблемы, которые Вы обозначили выше, приблизительно можно коротко сформулировать так:
1. не читают; 2. с трудом сосредотачиваются (внимание"включают" только...); 3. с удовольствие воспринимают всяческие развлекательные моменты на уроке ("коротко, красочно, с музыкой"). Я подумала, а не сами ли мы в этом виноваты? Не слишком ли мы упрощаем жизнь нашим детям? Сборники с "краткими" текстами - пожалуйста! не учебник - а презентация учителя - пожалуйста! Вместо серьёзной работы - игра. Конечно, во всем должна быть мера! Учитель не должен становиться аниматором, развлекающим детей...
Ирина Викторовна, в Вас я вижу вдумчивого, творческого педагога, способного найти правильный баланс, именно поэтому Вы совсем неравнодушно говорите о насущных проблемам филологического образования.
Я призываю вас, уважаемые коллеги, к дискуссии на эту тему. Выскажите свое мнение в рамках нашего форума
Комментарий был изменен с момента создания (Vasileva M, пн, 28/09/2009 - 16:12).
Уважаемые коллеги!
Этот форум создан для обсуждения проблем преподавания русского языка и литературы в школе.
Круг проблем, обозначенных Вами, будет взят за основу для планирования работы предметного РМО.
С уважением, Антонина Александровна