1) поделиться мнением о направлениях профессионального развития руководителей образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта;
2) разработать критерии оценивания управленческой компетентности руководителей образовательных организаций.
Это поможет нам своевременно подготовиться к введению
Профессионального стандарта руководителя образовательной организации.
Для ознакомления и последующего обсуждения в конце страницы вы можете скачать:
1. Статью Сергея Сергеевича Неустроева, доктора экономических наук, директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), и Оксаны Валерьевны Нестеровой, ведущего научного сотрудника, начальника отдела образовательных программ ФГБНУ «ИУО РАО», кандидата психологических наук
Полные выходные данные статьи:
Неустроев С.С., Нестерова О.В. Профессиональное развитие руководителя образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта [Электронный ресурс] // Человек и образование. – 2016. – № 2 (47). – С. 4-10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizatsii-v-usloviyah-vnedreniya-professionalnogo-standarta (дата обращения: 07.08.2017).
2. Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации // Федеральный институт развития образования: [сайт]. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/05/PS_Rukovoditel-OO.pdf
Вопросы для обсуждения:
Каков, на Ваш взгляд, портрет современного, эффективного руководителя ОО в свете новых требований законодательства и профессионального стандарта?
Какие изменения произошли в определении статуса руководителя ОО в условиях модернизации системы образования?
Какие элементы деятельности руководителя ОО, выраженные в обобщенных трудовых функциях (ОТФ) «Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации», являются «западающими» и наиболее трудно поддаются развитию?
Для справки:
"В соответствии с решением совещания у заместителя Министра образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. ответственной организацией-разработчиком профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (далее – ПС) в настоящее время является ФГАУ «Федеральный институт развития образования». В качестве разработчиков, отвечающих за организацию профессионально-общественного обсуждения проекта и описание функционала по руководству образовательными организациями различных типов, определены ведущие организации соответствующих типов.
В течение 2016 года разработка проекта велась в тесном контакте с Минобрнауки России, согласовавшим квалификационные требования к руководителям образовательных организаций и структуру стандарта (выделение обобщенных трудовых функций в логике предметов управления: руководство образовательной деятельностью, руководство развитием, управление ресурсами, управление научно-исследовательской, опытно-конструкторской, учебно-производственной деятельностью и т.д.).
В соответствии с планом разработки в июне 2016 года проект ПС был направлен ФГАУ «ФИРО» в Минтруд России. В настоящее время получены замечания от экспертного сообщества, профессиональных общественных организаций, федеральных органов исполнительной власти (Письмо Минтруда России от 19.08.2016 № 14-3/В-787)".
1.Эта тема актуальнв в силу того, что в настоящее время система образования претерпевает ряд преобразований, касающихся, прежде всего сферы управления.Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, методы управлени\, происходит переоценка руководителями своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. В эпоху острой конкуренции и глобальных перемен, очевидно, что не только настоящее, но и будующее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его умений организовывать эффективную работу сотрудников и в целом всего учреждения, в стремлении достичь лучших результатов.
2. В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современный управляющий. однако сформулировать оосновные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно. несомненно, знания эти должны быть не только теоритическими, но и практическими, полученными в процессе работы. кроме того, профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда. т.е внимательно следит за положением дел внутри организации так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.
3. Обобщенные трудовые функции"Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации" представляют собой сложные по составу комплексы действий и необходимые для их выполнения знания и умения. Наиболее "западающими" и наиболее трудно поддаются развитию это управление ресурсами, включая привлечение и распределение финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических, информационных ресурсов.
1,Опираясь на статью С.С.Неустроева мы видим необходимость четкого определения требований к квалификации и компетентности руководителя образовательной организации.Говоря в более широком смысле,нам требуется разносторонний человек.способный обобщать,воспринимать многочисленные ,разнообразные факты и находить в них осмысленную сущность.Способность широкого охвата и умение,не размениваясь на мелочи,принимать перспективные решения являются талантом,который иногда важнее всего другого.Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных,коллег,равных по должности,и даже для более высоких начальников.Главная задача руководителя- делать дело при помощи других людей,добиваться коллективной работы.Это значит сотрудничество.а не запугивание.Хорошего руководителя всегда заботят интересы всего коллектива.Нельзя обозначить действия руководителя какой-то формулой.Это искусство,умение,мастерство,талант.Лидерское поведение руководителя зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.
2.Традиционные подходы к управлению привлекают внимание.прежде всего как контролю над людьми,достижению стабильности и эффективности организации,использованию правил и процедур,созданию вертикальной структуры управления сотрудниками и достижению запланированных результатов.Новый подход к статусу руководителя предполагает использование энтузиазма и творческих способностей людей,поиск общих взглядов,норм и ценностей,открытый доступ к информации,поощрение командного труда,сотрудничества и партнёрства,адаптацию организации к внезапным изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности.Для этого руководителю необходимо постоянно повышать свою квалификацию,уровень компетентности в своём деле,совершенствовать свои способности,знания,имеющие навыки.
4)управлять внешними коммуникациями (органами государственной власти,местного самоуправления,общественными организациями и др.)
Подходы к управлению будут эффективны в каждой отдельной ситуации,умение гибкого их применения,будут свидетельствовать о профессионализме руководителя.Обязательно должна быть внутренняя мотивация современного руководителя.
.Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время система образования подвергается изменениям, прежде всего сферы управления . Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, методы управления, происходит переоценка руководителями своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. Во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его профессионализма, его умений организовывать эффективную работу сотрудников и в целом всего учреждения, управлять ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми, информационными) в стремлении достичь лучших результатов.
2. В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современный управляющий. Знания которыми обладает руководитель должны быть не только теоретическими, но и практическими. Подходы к управлению будут эффективны в каждой отдельной ситуации, умение гибкого их применения, будут свидетельствовать о профессионализме руководителя. Обязательно должна быть внутренняя мотивация современного руководителя.
3. Обобщенные трудовые функции "Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации" представляют собой сложные по составу комплексы действий и необходимые для их выполнения знания и умения. Наиболее "западающими" и наиболее трудно поддаются развитию это управление ресурсами, включая привлечение и распределение финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических, информационных ресурсов.
.Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время система образования подвергается изменениям, прежде всего сферы управления . Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, методы управления, происходит переоценка руководителями своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. Во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его профессионализма, его умений организовывать эффективную работу сотрудников и в целом всего учреждения, управлять ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми, информационными) в стремлении достичь лучших результатов.
2. В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современный управляющий. Знания которыми обладает руководитель должны быть не только теоретическими, но и практическими. Подходы к управлению будут эффективны в каждой отдельной ситуации, умение гибкого их применения, будут свидетельствовать о профессионализме руководителя. Обязательно должна быть внутренняя мотивация современного руководителя.
3. Обобщенные трудовые функции "Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации" представляют собой сложные по составу комплексы действий и необходимые для их выполнения знания и умения. Наиболее "западающими" и наиболее трудно поддаются развитию это управление ресурсами, включая привлечение и распределение финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических, информационных ресурсов.
.Эта тема актуальна в силу того, что в настоящее время система образования подвергается изменениям, прежде всего сферы управления . Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, методы управления, происходит переоценка руководителями своего места и роли в системе управления, предъявляются новые требования к современным управленцам. Во многом зависит от качеств, знаний и способностей руководителя, его профессионализма, его умений организовывать эффективную работу сотрудников и в целом всего учреждения, управлять ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми, информационными) в стремлении достичь лучших результатов.
2. В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современный управляющий. Знания которыми обладает руководитель должны быть не только теоретическими, но и практическими. Подходы к управлению будут эффективны в каждой отдельной ситуации, умение гибкого их применения, будут свидетельствовать о профессионализме руководителя. Обязательно должна быть внутренняя мотивация современного руководителя.
3. Обобщенные трудовые функции "Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации" представляют собой сложные по составу комплексы действий и необходимые для их выполнения знания и умения. Наиболее "западающими" и наиболее трудно поддаются развитию это управление ресурсами, включая привлечение и распределение финансово-экономических, материальных, нематериальных, кадровых, методических, информационных ресурсов.
1. Я считаю, что «набор профессиональных компетенций для эффективного руководства образовательной организации четко не представлен, а имеющиеся в большом количестве модели компетенций, разрабатываемые различными авторами, исходят из различных критериев классификации выделяемых характеристик и, в свою очередь, требуют систематизации и обобщения». Опираясь на статью С.С.Неустроева так же, мы не можем не согласиться, что «в современных условиях эффективность деятельности образовательной организации зависит от управленческой компетентности ее руководителя, который должен выступать, прежде всего, в роли менеджера», а так же «разработка профессионального стандарта руководителя образовательной организации позволяет определить и конкурировать качественные характеристики его деятельности, обусловленные выполняемые функции».
2.В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современный управляющий. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю не просто. Профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда. Руководитель постоянно повышать свою квалификацию, совершенствует свои способности, знания, имеющие навыки.
3.Обобщенные трудовые функции "Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации" представляют собой очень сложные по составу комплексы действий и необходимые для их выполнения знания и умения. В настоящее время наиболее "западающими" и наиболее трудно поддаются развитию это управление ресурсами, включая привлечение и распределение финансово-экономических, материальных, нематериальных, ресурсов. На опыте своего учреждения, хотелось бы поделиться опытом, руководитель организации, предвидя данную ситуацию, в перспективе, ввел должность заместителя по финансово – экономической работе, которая напрямую помогает руководителю решать вопросы материально-экономического характера.
Современный руководитель- это разносторонне образованый человек, умеющий работать в команде(организовать команду), поскольку успех всех начинаний зависит от слаженной работы целого коллектива.
Модернизация системы образования, структурные и системные изменения, направленные на то, чтобы повысить эффективность деятельности и конкурентоспособность ОО, качество образования в целом, изменили характер задач, на решение которых должна быть направлена деятельность руководителя в образовании. На передний план стало выходить решение вопросов, связанных с администрированием, материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности образовательной организации. Это привело к пониманию того, что в современных условиях эффективность деятельности ОО зависит от управленческой компетентности ее руководителя, который должен выступать прежде всего, в роли менеджера.
1. Современный руководитель должен идти в ногу со временем, с новыми технологиями и новым мышлением. Он должен вдохновлять, подавать пример сотрудникам.
2. Новый статус включает себя всё: и высший менеджмент, и педагогический опыт и способность к огромному уровню самоорганизации и управленческих навыков.
3. Отсутствие грамотной мотивации самих руководителей, излишняя формализация, несоответствие руководителей требованиям профстандарта.
Уважаемые руководящие работники образовательных организаций!
Предлагаем вам на данной странице:
1) поделиться мнением о направлениях профессионального развития руководителей образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта;
2) разработать критерии оценивания управленческой компетентности руководителей образовательных организаций.
Это поможет нам своевременно подготовиться к введению
Профессионального стандарта руководителя образовательной организации.
Для ознакомления и последующего обсуждения в конце страницы вы можете скачать:
1. Статью Сергея Сергеевича Неустроева, доктора экономических наук, директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»), и Оксаны Валерьевны Нестеровой, ведущего научного сотрудника, начальника отдела образовательных программ ФГБНУ «ИУО РАО», кандидата психологических наук
Полные выходные данные статьи:
Неустроев С.С., Нестерова О.В. Профессиональное развитие руководителя образовательной организации в условиях внедрения профессионального стандарта [Электронный ресурс] // Человек и образование. – 2016. – № 2 (47). – С. 4-10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-rukovoditelya-obrazovatelnoy-organizatsii-v-usloviyah-vnedreniya-professionalnogo-standarta (дата обращения: 07.08.2017).
2. Проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации // Федеральный институт развития образования: [сайт]. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/05/PS_Rukovoditel-OO.pdf
Вопросы для обсуждения:
Для справки:
"В соответствии с решением совещания у заместителя Министра образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. ответственной организацией-разработчиком профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (далее – ПС) в настоящее время является ФГАУ «Федеральный институт развития образования». В качестве разработчиков, отвечающих за организацию профессионально-общественного обсуждения проекта и описание функционала по руководству образовательными организациями различных типов, определены ведущие организации соответствующих типов.
В течение 2016 года разработка проекта велась в тесном контакте с Минобрнауки России, согласовавшим квалификационные требования к руководителям образовательных организаций и структуру стандарта (выделение обобщенных трудовых функций в логике предметов управления: руководство образовательной деятельностью, руководство развитием, управление ресурсами, управление научно-исследовательской, опытно-конструкторской, учебно-производственной деятельностью и т.д.).
В соответствии с планом разработки в июне 2016 года проект ПС был направлен ФГАУ «ФИРО» в Минтруд России. В настоящее время получены замечания от экспертного сообщества, профессиональных общественных организаций, федеральных органов исполнительной власти (Письмо Минтруда России от 19.08.2016 № 14-3/В-787)".
Инна Крошкина