Вам необходимо проанализировать ситуацию с вашей профессиональной позиции (педагог-психолог/учитель-дефектолог/учитель-логопед):
Девочка, возраст 2 года 8 месяцев.
Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения у ребенка с синдромом Дауна; системное недоразвитие речи. Девочка из многодетной семьи (5-й, последний ребенок). В основном ребенком занимается мать, которая считает ее развитие соответствующим возрастной норме, интерпретирует любую двигательную или голосовую активность ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности на полный день, желательно с возможностью ночного пребывания.
В данном случае работу надо начинать с беседы с мамой. Постараться убедить маму посещать группу для данной категории детей. Объяснить специфику работы с такими детьми, подробно рассказать о предполагаемых прогнозах дальнейшего развития ребенка. А потом уже подобрать тот золотой ключик, который поможет в работе с этой девочкой.
В данной ситуации необходимо прежде всего провести диагностику в форме тестирования для того, чтобы выяснить уровень познавательных интересов ребёнка. Затем провести беседу с родителями, познакомить с результатами диагностики. Рассказать о том, какие показатели должны быть в норме, рассказываем о возрастных особенностях детей данного возраста. Затем необходимо разработать индивидуальную программу для этого ребёнка. Необходима консультация для родителей. Так же убедить родителей чтобы к ребёнку был приставлен тьютор.
В этой ситуации также важным является установить контакт взрослому (специалисту) с ребёнком в рамках игровой ситуации. Необходимо включить маму в рамках игры в целенаправленное взаимодействие с ребенком. Очень важно обучить маму способам невербальной коммуникации при общении с девочкой. По результатам комплексного обследования педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда можно выявить психологический возраст ребёнка и составить индивидуальный план работы. Важно соблюдать правило постепенного включения в группу детей, дозирование времени пребывания в группе с целью адаптации.
Тут нужно начать с консультаций и бесед с мамой. Необходимо ее убедить в том, что развитие ребенка не соответствует его возрасту и чем дольше это игнорировать, тем сложнее будет исправить ситуацию. Затем узнаем, часто ли контактирует девочка со своими сверстниками, к примеру, на прогулке.
Далее находим контакт с ребенком и чередуем развивающие, коррекционные занятия и тренинги ,индивидуальные и совместные с мамой (семьей).
Естественно первым делом необходима беседа с мамой. Как уже было сказано, маму надо убедить в том, что девочке необходим индивидуальный подход и программа реабилитации, поскольку у девочки диагноз "синдром Дауна", она никак не может развиваться в соответствии с нормой.
Для девочки я бы порекомендовала посещать занятия Пет-терапии (метод лечения пациентов с помощью домашних животных - собак, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.) и Арт-терапии, а также индивидуальные и групповые занятия психолога.
Крайне важно убедить маму показать ребенка специалистам:невропатологу,психологу, учителю-логопеду в детской поликлинике.Ребёнку необходимо пройти обследование и получить необходимую помощь. Речевые нарушения у таких детей носят системный характер,т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона,лексика, грамматический строй.Отмечается несформированность как импрессивной,так и экспрессивной речи. У ребенка могут быть несформированы все этапы речевой деятельности.Обычно отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении;нарушено смысловое программирование речевой деятельности.Расстройства речи у таких детей характеризуются стойкостью, они с с большим трудом устраняются, сохраняясь до старших классов школы.Поэтому важно начать работу с девочкой как можно раньше.
Если рассмотреть данную ситуацию с того ракурса, что мама с девочкой приходит к логопеду, на консультацию, то мои действия были бы следующими. Во- первых, нужно провести комплексное логопедическое обследование. Всем известно, что нарушения в развитии детей с синдромом Дауна начинают проявляться уже с первых дней жизни: отмечается задержка в формировании всех двигательных функций, которая влечет и задержку психических функций. Речевая деятельность, безусловно, тоже нарушена. Это связано с особенностями строения их артикуляционного аппарата, снижением слуха, недостаточностью слухоречевой памяти, нарушением зрения и т.д. В связи с этим необходима первичная беседа с мамой девочки для выяснения акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного, речевого, психического). Далее, проводится непосредственное обследование самого ребенка, где внимание уделяется нервно-психическому развитию. После проведения логопедического обследования и заключения, проводится консультативная беседа с мамой. В ходе этой беседы ее знакомят с результатами обследования; рассказывают о развитии ребенка такого возраста в норме. Необходимо объяснить тот момент, что ее ребенку необходима индивидуальная коррекционно - развивающая программа обучения (при составлении которой, большое внимание уделяется не только возрасту ребенка, но и уровню его нервно – психического развития). Обучение ребенка лучше проводить в специализированном учреждении, где коррекционное воспитание предполагает как преодоление имеющихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений поведения и трудностей обучения, связанных с перенапряжением нервной системы ребенка, а также различных болезненных состояний нервной системы — неврозов. Важно настроить маму на то, что необходимо проводить коррекционно-развивающую работу одновременно со специалистами, а также самостоятельно под их руководством по специально разработанной для ребенка программе.
Здесь необходима серьёзная работа с родителями. Которую лучше начать с изучения особенностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Трудности, которые испытывают родители значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. И здесь желательно выстроить систему психологической помощи родителям, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит принять болезнь ребёнка.
Работу можно построить по следующим направлениям:
1.Проведение психологического диагностирования семьи (проанализировать личностные особенности родителей, в том числе коммуникативные свойства, определить уровень тревожности);
2.Разработка основных направлений работы;
3.Использование психокоррекционных и психотерапевтических приёмов, направленных на оказание помощи.
Основные задачи работы:
помочь родителям принять себя и своих детей, такими, какие они есть;
изменить взгдяд на свою проблему-воспринимать её не как "крест", а как "особое предназначение";
помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своём горе;
помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей;
снятие тревоги и страха отвержения;
помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи;
формирование адекватного представления об общественных процессах и месте "особых" людей в структуре общества.
Если у ребенка стоит диагноз, который поставлен вследствие мед.обследования, значит мама знает о проблеме. НО отказывается ее признавать (психологическая защита - отрицание проблемы, уход от решения проблемы). В таком случае необходима психологическая помощь маме в осознании и принятии ситуации. А уж потом выстраивать индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ с параллельным медикаментозным лечением.
Если эти особенности развития у ребенка выявлены специалистами ДОУ, тогда необходимо убедить маму пройти с ребенком комплексное медицинское обследование. Работу по психолого-педагогическому сопровождению выстраивать уже после результатов мед.обследования.
Но, учитывая, что это уже 5-й ребенок в семье (независимо от того, стоит мед.диагноз или нет), мама наверняка сама видит, что у ребенка проблемы, но отказывается это признавать. И тогда первый вариант работы с семьей более актуален. Здесь психологическая помощь в первую очередь необходима маме
В предложенной учебной ситуации указано, что в основном ребенком занимается мама, которая имеет свои представления о развитии дочери, то в первую очередь необходимо оказать помощь ей. Психологические мероприятия, направленные на повышение психолого- педагогической компетенции родителя (помочь изменить свою позицию, снять напряжение, мотивировать на участие создание условий для развития ребенка). Комплексное обследование ребенка поможет спланировать коррекционно- развивающую работу в рамках сопровождения.
Вам необходимо проанализировать ситуацию с вашей профессиональной позиции (педагог-психолог/учитель-дефектолог/учитель-логопед):
Девочка, возраст 2 года 8 месяцев.
Основные особенности развития: тотальное недоразвитие психических функций с нарушениями поведения у ребенка с синдромом Дауна; системное недоразвитие речи. Девочка из многодетной семьи (5-й, последний ребенок). В основном ребенком занимается мать, которая считает ее развитие соответствующим возрастной норме, интерпретирует любую двигательную или голосовую активность ребенка. Ближайшая образовательная цель семьи: поступление в группу общеразвивающей направленности на полный день, желательно с возможностью ночного пребывания.
Назаренко Оксана Владимировна