(если нет подключения к Интернету, то можно воспользоваться презентацией).
1. y = 2x ; 2. y = (½)x ; 3. y = (½)x - 6;
4. y = -2x ; 5. y = 5 - 2x; 6. y = 3 + 2x
Самопроверка: 1-Б, 2-Д, 3-В, 4-А, 5-Е, 6-Г.
III. Изучение нового материала.
Показательными уравнениями называются уравнения вида аf(х) = bg(x),
где а > 0, а ≠ 1 и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Это уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
Решение показательных уравнений часто сводится к решению уравнения ах = ав,
где а > 0, а ≠ 1, х – неизвестное.
- Как решается данное уравнение?
- Это уравнение решается с помощью свойства степени: степени с одинаковым основанием а > 0, а ≠ 1 равны тогда и только тогда, когда равны их показатели.
- Сколько корней будет иметь это уравнение?
- Один единственный корень х = в.
Методы решения показательных уравнений:
Метод уравнивания показателей:
1) 4х-1 = 1
2) 27х = ⅓
3) 3∙9х = 81
4) 3x^2 +x-12 =1
Деление обеих частей уравнения на выражение, стоящее в правой части:
5) 5х = 8х
Вынесение за скобки общего множителя:
6) 32x-1+ 32x= 108
Метод введения новой переменной:
7) 9x- 4∙3x+ 3 = 0
Графический метод (построение графиков с помощью программы ГЕОГЕБРА)
(если нет подключения к Интернету, то можно воспользоваться презентацией):
8) 3x = 4 -x
9) 3x = 2
Методы, которые рассмотрены, не подходят для нахождения точного значения корня этого уравнения. Такие уравнения будем решать на следующих уроках с помощью логарифма.
IV. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа.
Ученики решают задания в тетради (по вариантам).
вариант
вариант
1.
(½)3х-7 = ¼
1.
(½)2х+1 = ⅛
2.
3x^2 - 4 = 1
2.
5x^2 - 9 =1
3.
23х+2 – 23х-2 = 30
3.
3х-1 – 3х +3х+1 = 63
4.
16х – 17∙4х +16 = 0
4.
64х – 8х – 56 = 0
5.
2х = 3х – 1
5.
4х = 1 + 2х
После выполнения пары меняются работами. Проверка по слайду презентации. На экране проектируются правильные ответы.
Выборочная проверка решений учителем (по 2-3 тетради с каждого варианта).
За 5 правильно решенных уравнений ставится - "5"; за 4 — "4"; 3 — "3"; 2 — "2".
V. Домашнее задание
п.13, №№ 210(2,4,6), 214(2,4), 217(2,4).
По желанию №218.
VI. Итоги урока
При подведении итогов урока ученики кратко отвечают на вопросы:
- какие методы решения показательных уравнений вы изучили?
- какие из этих методов используются при решении уравнений других типов?
В заключение предлагаю вам написать синквейн по теме нашего урока сегодня и выразить свое отношение к уроку.