Использование электронных образовательных ресурсов в обучении химии.
Размещено: Семен Иванович Канаев - вт, 20/08/2013 - 14:43
Использование электронных образовательных ресурсов в обучении химии.
Уроки с использованием ЭОР являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Процесс обучения химии, предмета сложного и перегруженного различными теоретическими понятиями и терминами, трудно представить без использования ЭОР. На своих уроках я использую электронные образовательные ресурсы, представленные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные, практические, контрольные.
ЭУМ И-типа предназначены для предоставление учебной информации, иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий, организация самостоятельной работы.
В целях достижения максимального педагогического результата целесообразно организовать работу по освоению учащимися модуля И-типа в двух формах:
1. индивидуальная форма работы, позволяющая учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
2. работа в парах.
ЭУМ П-типа можно использовать не только для повторения и закрепления полученных знаний, но и для создания для учащихся новых возможностей для получения дополнительной информации. Достичь максимального результата можно, используя работу в малых группах сотрудничества, сформированных учителем с распределением ролей учащихся (координатор, исполнитель, эксперт), роль учителя — координатор, помощник; либо индивидуальную работу учащихся, роль учителя — эксперт
К – модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя (текущий, тематический и итоговый контроль) или в самостоятельном режиме.
Разрабатывая свои уроки, добавляя модули И, П, К-типа для каждого этапа урока с прицелом на группы слабых, средних и сильных учеников задания для них можно дифференцировать работу учащихся , и это первый шаг к индивидуальной образовательной траектории. В предельном случае такая траектория составляется для каждого ученика, причём сделать это может уже и сам учащийся. Электронные образовательные ресурсы могут использоваться при дистанционном образовании, дающем возможность ученику и его родителям знакомиться с лекционным материалом, выполнять тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении, болеющих или находящихся в отъезде.
Учитель должен научиться разумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и для каждого ученика.
Итак, инновационным качествам ЭОР относится:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения.
3.Возможность более полноценного обучения вне аудитории. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовка к ЕГЭ, а также многое другое.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объем выполняемой на уроке работы;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, инициирует распространение моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.
Согласна с Вами, Семен Иванович, что применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, инициирует распространение моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Размещено ср, 21/08/2013 - 12:14 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Семён Иванович, спасибо за материал. Да, множество ЭОР на разных образовательных сайтах - отличное подспорье в нашей работе, позволяющее экономить время. К тому же, это и наглядность, и интерактивность, и масса других достоинств. Даже не представляю уже, как мы без всего этого обходились?!
Размещено вт, 20/08/2013 - 17:47 пользователем Татьяна Ивановна Куликова.
Полностью согласна с Вами, Семен Иванович, что применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя и обучающихся, что соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.
Размещено ср, 21/08/2013 - 00:25 пользователем Алла Ивановна Дождикова.
Семён Иванович, Вы очень кстати подняли вопрос о применении ЭОР на уроках. Конечно же, использование электронных ресурсов значительно повысит эффетивность урока и поможет решить ряд педагогоческих задач. В плане формирования у учащихся универсальных учебных действий ЭОРы - незаменимые помощники.
На: Использование электронных образовательных ресурсов в обучени
Согласна с Вами, Семен Иванович, что применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя, инициирует распространение моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
С уважением, Лариса Александровна
На: Использование электронных образовательных ресурсов в обучени
Семён Иванович, спасибо за материал. Да, множество ЭОР на разных образовательных сайтах - отличное подспорье в нашей работе, позволяющее экономить время. К тому же, это и наглядность, и интерактивность, и масса других достоинств. Даже не представляю уже, как мы без всего этого обходились?!
На: Использование электронных образовательных ресурсов в обучени
Полностью согласна с Вами, Семен Иванович, что применение электронных образовательных ресурсов оказывает существенное влияние на изменение деятельности учителя и обучающихся, что соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход.
На: Использование электронных образовательных ресурсов в обучени
Конечно, мы уже никуда без ЭОРов. И урок по ФГОС также.
На: Использование электронных образовательных ресурсов в обучени
Семён Иванович, Вы очень кстати подняли вопрос о применении ЭОР на уроках. Конечно же, использование электронных ресурсов значительно повысит эффетивность урока и поможет решить ряд педагогоческих задач. В плане формирования у учащихся универсальных учебных действий ЭОРы - незаменимые помощники.
Спасибо за материал.. Творческих Вам успехов!
Дождикова Алла Ивановна