Основные принципы составления технологической карты урока
Submitted by Виктория Ивановна Громова on чт, 15/08/2013 - 13:19
В.И. Громова, к.ф.н., доцент кафедры
филологического образования
ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»
Основные принципы составления технологической карты урока
Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор мы остановили на технологической карте урока, приведенной в Приложении 1. УУД мы прописываем согласно кодификатору, предложенному на II Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов» (см. Приложение 2).
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Литература
1. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/
3. Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.
4. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
5. Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.eorhelp.ru/node/8964
6. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.
Виктория Ивановна! Спасибо Вам и за лекции на курсах повышения квалификации, и за все мероприятия в рамках опенкласса. Это всегда доступно, понятно. Составить ТК поначалу было сложно, но теперь, благодаря Вашим "подсказкам", все приходит в норму. Огромное спасибо!
Размещено пн, 19/08/2013 - 23:45 пользователем Ольга Юрьевна Сачкова.
Добрый вечер, Виктория Ивановна. Ваш материал, действительно, должен стать настольной книгой для педагога. Учащиеся-"фгососовцы" придут к нам в среднее звено уже в следующем сентябре, поэтому грамотные материалы (практико-ориентированные) необходимо накапливать уже сегодня, внедрять в практику и сживаться с новыми подходами в методике урока. Ваш материал в копилочку. Спасибо. С уважением, Сачкова О.Ю.
Размещено пн, 19/08/2013 - 09:12 пользователем Людмила Петровна Курышева.
Здравствуйте, коллеги! Конечно, как всякое новое, введение новых стандартов вызывает страх, особенно потому что оно предельно формализовано, к сожалению, но в данной работе видно, как за формальной структурой открывается смена вектора образования- на ученика, на пробуждение его активности, разума. это замечательно! Можно использовать и действующие конструкторы уроков по ФГОС, и литературу, и это в какой-то мере облегчит работу, и это войдет в привычку, и будут наработки. Спасибо, Виктория Ивановна, Татьяна Юрьевна, за информационную поддержку, ибо только этим(рабочими програмами, ТК) и занимаемся в последние дни отпуска.
Спасибо, Виктория Ивановна. Спасибо, коллеги. Я ещё не обучалась на курсах по внедрению ФГОС, у меня нет 5-6 классов, только старшеклассники, поэтому есть возможность постепенного "вхождения в тему".
Прочитав внимательно статью и дискуссию, прихожу к выводу, что технологическая карта нужна для отчёта перед администрацией, составить 4-6 подобных карт на каждый день - нереально. Придётся пользоваться чужими, а уроки вести по-своему. Каждый учитель индивидуален, своеобразию ученических коллективов нет предела, даже работая в параллелях, невозможно дать два одинаковых урока. Поэтому настоящую ТК реально подготовить к каким-то особенным урокам.
Но с другой стороны, полное осмысление урока, которое даст самостоятельно разработанная ТК, позволяет проанализировать состояние работы в конкретном классе.
Комментарий был изменен с момента создания (tatiana1991, пн, 19/08/2013 - 08:01).
Размещено пн, 19/08/2013 - 11:59 пользователем Надежда Геннадьевна Горох.
Нэля Владимировна, курсы филологов у меня будут только в октябре (тоже работаю в старших классах), но была на курсах завучей по ФГОС. Так вот на одном из занятий тоже разгорелась дискуссия пло поводу ТК, и преподаватель сказала, что можно написать ТК, например, на четверть или год, но очень схематичные. И дала примерный шаблон. Там пишется не на каждый урок, а по теме. А потом работать в обычном режиме - конспекты уроков. Жду курсов, чтобы прояснить этот вопрос, ведь преподаватель был не с каферры филологии. Может быть Виктория Ивановна сейчас откликнется, если прочитает мой коммент.
Надежда Геннадьевна, ввиду всё той же схематичности ТК я вполне согласна с тем, что Вам говорили на курсах, но всё же лучше бы если б такая опора была на каждом уроке, только совсем схематичная (например, только с обозначением приема и того, что будут делать учащиеся). Т.Ю. Сторожева так и делает. И, конечно, ТК по одной теме может быть одинаковой для параллельных классов, а сценарии уроков должны быть разные.
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Виктория Ивановна! Спасибо Вам и за лекции на курсах повышения квалификации, и за все мероприятия в рамках опенкласса. Это всегда доступно, понятно. Составить ТК поначалу было сложно, но теперь, благодаря Вашим "подсказкам", все приходит в норму. Огромное спасибо!
На: Основные принципы составления технологической карты урока
И всем вам, коллеги, спасибо. Всё просто, если начинать вникать в это.
С уважением В.И. Громова
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Виктория Ивановна, спасибо за педсовет. Такая важная встреча, такой нужный материал! С уважением, Какшина И.Е.
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Виктория Ивановна, спасибо за нужный материал! Приложение 2 - просто клад. Будем заглядывать в табличку почаще - выучим как дважды два.
А писанины у нас всегда, конечно, хватало. Со временем научимся укладывать свои конспекты в ТК. У меня как раз 5 класс - буду учиться.
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Добрый вечер, Виктория Ивановна. Ваш материал, действительно, должен стать настольной книгой для педагога. Учащиеся-"фгососовцы" придут к нам в среднее звено уже в следующем сентябре, поэтому грамотные материалы (практико-ориентированные) необходимо накапливать уже сегодня, внедрять в практику и сживаться с новыми подходами в методике урока. Ваш материал в копилочку. Спасибо. С уважением, Сачкова О.Ю.
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Здравствуйте, коллеги! Конечно, как всякое новое, введение новых стандартов вызывает страх, особенно потому что оно предельно формализовано, к сожалению, но в данной работе видно, как за формальной структурой открывается смена вектора образования- на ученика, на пробуждение его активности, разума. это замечательно! Можно использовать и действующие конструкторы уроков по ФГОС, и литературу, и это в какой-то мере облегчит работу, и это войдет в привычку, и будут наработки. Спасибо, Виктория Ивановна, Татьяна Юрьевна, за информационную поддержку, ибо только этим(рабочими програмами, ТК) и занимаемся в последние дни отпуска.
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Спасибо, Виктория Ивановна. Спасибо, коллеги. Я ещё не обучалась на курсах по внедрению ФГОС, у меня нет 5-6 классов, только старшеклассники, поэтому есть возможность постепенного "вхождения в тему".
Прочитав внимательно статью и дискуссию, прихожу к выводу, что технологическая карта нужна для отчёта перед администрацией, составить 4-6 подобных карт на каждый день - нереально. Придётся пользоваться чужими, а уроки вести по-своему. Каждый учитель индивидуален, своеобразию ученических коллективов нет предела, даже работая в параллелях, невозможно дать два одинаковых урока. Поэтому настоящую ТК реально подготовить к каким-то особенным урокам.
Но с другой стороны, полное осмысление урока, которое даст самостоятельно разработанная ТК, позволяет проанализировать состояние работы в конкретном классе.
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Нэля Владимировна, курсы филологов у меня будут только в октябре (тоже работаю в старших классах), но была на курсах завучей по ФГОС. Так вот на одном из занятий тоже разгорелась дискуссия пло поводу ТК, и преподаватель сказала, что можно написать ТК, например, на четверть или год, но очень схематичные. И дала примерный шаблон. Там пишется не на каждый урок, а по теме. А потом работать в обычном режиме - конспекты уроков. Жду курсов, чтобы прояснить этот вопрос, ведь преподаватель был не с каферры филологии. Может быть Виктория Ивановна сейчас откликнется, если прочитает мой коммент.
Н.Горох
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Надежда Геннадьевна, ввиду всё той же схематичности ТК я вполне согласна с тем, что Вам говорили на курсах, но всё же лучше бы если б такая опора была на каждом уроке, только совсем схематичная (например, только с обозначением приема и того, что будут делать учащиеся). Т.Ю. Сторожева так и делает. И, конечно, ТК по одной теме может быть одинаковой для параллельных классов, а сценарии уроков должны быть разные.
С уважением В.И. Громова
На: Основные принципы составления технологической карты урока
Спасибо, Виктория Ивановна!
Н.Горох